Устройство для регулировки фаз газораспределения
Применение: в области двигателестроения и может быть использовано на четырехтактных двигателях с приводом клапанов ГРМ через коромысла (ВАЗ-2101. ..07). Сущность изобретения: в устройстве для регулировки фаз газораспределения, состоящем из корпуса, втулки, подпружиненного штока с запорным клапаном, согласно изобретению кромки штока выполнены скругленными, а в области высокого давления дополнительно установлены мембрана и упругий элемент-заполнитель. Достигаемый технический результат: данная конструкция гидроопор коромысел клапанов ДВС позволяет использовать распредвалы с "широкими" фазами газораспределения для получения большей мощности на высоких оборотах двигателя без ухудшения параметров двигателя на холостом ходу. Фазы газораспределения и подъем клапанов регулируются плавно с ростом частоты вращения коленчатого вала двигателя (точнее, давления масла в системе смазки) за счет податливости штока гидроопоры (гидрокомпенсатора) на малых оборотах и его неподвижности на высоких. Устройство самонастраивается под конкретные размеры деталей ГРМ, независимо от их износа и теплового расширения, а также вязкостных характеристик масла. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использована на четырехтактных двигателях внутреннего сгорания (ДВС), в частности на двигателях с приводом клапанов через коромысла (ВАЗ 2101...07).
Известен герметично закрытый гидравлический компенсатор зазора (заявка Японии N 3-50085, F 01 L 1/24, ИСМ N 12, 92 г., B-64, стр. 24), состоящий из корпуса, плунжера, запорного клапана и диафрагмы, а также легко сжимающихся упругих элементов, размещенных в области низкого давления для компенсации объема масла и герметизации. Данное устройство не имеет возможности плавной регулировки фаз газораспределения (ФГР). Известно устройство для изменения ФГР в процессе работы двигателя (Свидетельство на полезную модель N 5211 от 16 октября 1997 г.), состоящее из корпуса, втулки, подпружиненного штока с запорным клапаном и дополнительным дренажным отверстием, которое может быть перекрыто плавающей подпружиненной шайбой в различные моменты времени в зависимости от давления масла в магистрали смазки двигателя. Недостатком этого устройства является необходимость установки первоначального положения плавающей шайбы с помощью регулировочных шайб для каждого клапана в отдельности, т.к. имеется большой разброс технологических допусков на изготовление деталей клапанного механизма. Все это приводит к увеличению трудоемкости сборки двигателей с такими устройствами, особенно в условиях конвейерного производства. Известно устройство для компенсации зазоров клапанов (заявка Германии N 3935027, ИСМ вып. 64, N 4, 1992 г., стр. 22), состоящее из корпуса, втулки, главного подпружиненного штока с запорным клапаном и дополнительного поршня с пружиной, сжатие которой ограничено концевым упором на втулке для дополни тельного поршня (прототип). Недостатком данного устройства является необходимость обеспечения особой точности изготовления дополнительного поршня в виду возможной разгерметизации области высокого давления, а также его возможный перекос и наличие стука об упор. Поставлена задача создать устройство для изменения ФГР, не зависящее от вязкостных характеристик масла, с целью унификации деталей, упрощения конструкции и обеспечения герметичности области высокого давления. Поставленная цель достигается за счет того, что в устройстве для регулировки ФГР, состоящем из корпуса, втулки, подпружиненного штока с запорным клапаном согласно изобретению кромки штока выполнены скругленными, а в области высокого давления дополнительно установлена мембрана и упругий элемент-заполнитель. При этом мембрана выполнена в виде пакета, а легко сжимающийся упругий элемент заполняет весь рабочий объем; рабочая область ограничена мембраной и формообразующим донышком и сообщается с внешней средой. Данное устройство представлено на фиг. 1, 2. Устройство для регулировки ФГР состоит из втулки 1, которая установлена в корпус двигателя 2. Через эластичную герметизирующую прокладку 3 к корпусу двигателя 2 прижат корпус 4 устройства для регулировки ФГР за счет передачи усилия от втулки 1 через уплотнительное кольцо 5 и стопорную пластину 6. Внутри втулки 1 размещен шток 7 с шаровой опорой под рокер газораспределительного механизма (не показан). Нижние кромки штока 7 имеют скругленные кромки для устранения заклинивания. Запорный шарик 8 поджат к седлу клапана на уступе штока 7 пружинкой 9, опирающейся на стаканчик 10, который в свою очередь прижат к уступу штока 7 силовой пружиной 11. В совокупности запорный шарик 8, пружинка 9 и стаканчик 10 вместе образуют запорный клапан, хотя его конструкция может быть и любой другой. Уплотнитель 12 герметизирует область высокого давления в стыке между втулкой 1 и мембраной 13, которая в свою очередь поджата к донышку 14, а также уплотнитель 12 амортизирует посадку штока 7 на мембрану 13. Мембрана 13 необходима для создания и регулирования рабочего объема между ней и донышком 14, что достигается первоначальной ее деформацией и изготовлением, например, в виде пакета мембран. Рабочий объем может быть заполнен маслом и(или) легко сжимающимися упругими элементами. Донышко 14 имеет отверстия и сообщается с внешней средой через масло-подводящее отверстие в корпусе двигателя 2 и жиклер 15, который может быть нужен для создания гидравлического сопротивления посадке мембраны 13 на донышко 14. Маслоподводящее отверстие выполнено таким образом, чтобы обеспечивать надежный доступ масла в рабочую область, т.е. сообщается с системой смазки двигателя (через дополнительные трубочки аналогично корпусу 4 устройства) либо просверлено в углублении головки блока, и его объем по крайней мере равен объему вытесняемого масла из рабочей области. Заполнитель 16 располагается в рабочей области между мембраной 13 и донышком 14 для коррекции данного объема, амортизации стука и создания дополнительного упругого усилия. Заполнитель 16 может занимать весь рабочий объем, если он будет выполнен в виде легко сжимающихся упругих элементов. В случае обеспечения рабочего объема технологией сверления отверстия в корпусе двигателя 2 под втулку 1, то надобность в донышке 14 отпадает. Необходимость в формообразующем донышке 13 может быть обусловлена: а) строгим обеспечением величины утопания


Формула изобретения
1. Устройство для регулирования фаз газораспределения (ФГР), состоящее из корпуса, втулки, подпружиненного штока с запорным клапаном, отличающееся тем, что кромки штока выполнены скругленными, а в области высокого давления дополнительно установлены мембрана и упругий элемент-заполнитель. 2. Устройство для регулирования ФГР по п.1, отличающееся тем, что мембрана выполнена в виде пакета, а легко сжимающийся упругий элемент заполняет весь рабочий объем. 3. Устройство для регулирования ФГР по пп.1 и 2, отличающееся тем, что рабочая область ограничена мембраной и формообразующим донышком. 4. Устройство для регулирования ФГР по пп.1 - 3, отличающееся тем, что рабочая область сообщается с внешней средой через жиклер.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2