Гидравлический толкатель
Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: верхняя часть направляющей втулки 5 выполнена в виде полой цилиндрической чаши, примыкающей к днищу корпуса 3 и образующей с ним замкнутую кольцевую полость 6, с объемом, превышающим объем камеры высокого давления 16, и сообщенную с последней посредством кольцевого зазора 19. Кроме того, в верхней части поршня 14 гидрокомпенсатора выполнены радиальные каналы 20 подвода масла в рабочую камеру высокого давления. Внутренний диаметр чаши направляющей втулки относительно наружного диаметра колпачка гидрокомпенсатора выполнен в соответствии с соотношением, приведенным в описании. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределителя двигателей внутреннего сгорания.
Известен гидравлический толкатель, содержащий наружный элемент, взаимодействующий с управляющим кулачком распределительного вала, и внутренний элемент, взаимодействующий со штоком клапана двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Внутренний элемент перемещается внутри наружного элемента. Оба элемента ограничивают наружную и внутреннюю масляные камеры. Внутренний элемент и внутренняя масляная камера образуют камеру высокого давления. Между камерой высокого давления и наружной камерой имеется кольцевой зазор, сообщающийся с внутренней камерой, что обеспечивает восстановление исходного состояния гидравлического толкателя после сжатия. Недостатком известного толкателя является низкая надежность работы. После нескольких кратковременных остановок и запусков двигателя или в период его длительной остановки происходит опорожнение полостей толкателя через канал подвода и далее по зазору направляющей части, что вызывает при запуске двигателя стук толкателя и нарушение стабильности фаз газораспределения. Кроме того, воздушные камеры-пробки, образуемые из пузырьков воздуха, растворенного в поступающем масле, располагаясь на верхнем уровне, препятствуют циркуляции масла в камеру высокого давления через канал, выполненный на том же уровне в донышке корпуса толкателя, что приводит к увеличению времени, необходимого на восстановление исходного состояния толкателя после сжатия. Известен гидравлический толкатель, содержащий внешний резервуар, расположенный на двух уровнях, благодаря чему воздушные пузырьки, находящиеся в масле, остаются на верхнем уровне внешнего резервуара. Циркуляция масла на двух уровнях обеспечивается пластиковой вставкой, а поддержка для регулирующих зазоров элементов обеспечивается второй вставкой. Такая конструкция позволяет увеличить количество возможных остановок и запусков ДВС, а течение которых обеспечивается безударная работа толкателя, но усложнение конструкции за счет введения первой вставки, увеличивает массу толкателя и создает возможность утечки всего объема масла из полости толкателя через канал входа при дополнительно выключенном двигателе. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является саморегулирующийся толкатель гидравлического клапана, в корпусе которого размещена цилиндрическая направляющая втулка, состоящая из двух сваренных между собой частей, одна из которых обращена в сторону днища корпуса, другая часть обращена к центральной части толкателя, наружная часть которой граничит с цилиндрической стенкой корпуса. Обе части втулки образуют замкнутую кольцевую полость, в которую по каналу между стенкой корпуса и цилиндрической направляющей частью подается под давлением масло через канал входа из системы двигателя. Однако известный толкатель имеет ряд недостатков, заключающихся в том, что раздельная конструкция направляющей втулки выполнена конструктивно и технологически сложной и не гарантирует плотную посадку втулки в корпус толкателя вдоль оси, кроме того, повышает массу толкателя, его инерционные силы. Расположение канала всасывания в нижней части направляющей втулки не исключает возможности утечки удерживаемого объема масла из кольцевой полости втулки по посадочной поверхности наружного поршня, что снижает надежность работы толкателя после длительной остановки двигателя. Кроме того, воздушные пузырьки, скапливающиеся на верхнем уровне вдоль днища корпуса, препятствуют циркуляции масла через глухой канал в днище корпуса, что снижает эффективность работы толкателя при запуске двигателя. Целью предлагаемого изобретения является уменьшение массы, повышение эффективности и надежности работы гидравлического толкателя при запуске двигателя. Уменьшение массы и повышение эффективности работы гидравлического толкамтеля за счет ускоренного приведения его в исходное рабочее состояние после сжатия достигается тем, что верхняя часть направляющей втулки выполнена в виде полой цилиндрической чаши, примыкающей к днищу корпуса и образующей с ней замкнутую кольцевую полость, аккумулирующую резервный объем масла, и сообщенную с камерой высокого давления через кольцевой зазор. Кроме того, в верхней части поршня гидрокомпенсатора, прилегающей к днищу корпуса, ниже верхнего уровня расположения воздушных пузырей выполнены радиальные каналы подвода масла в рабочую камеру высокого давления. Повышение надежноcти путем обеспечения устойчивой работы при установке толкателя в двигателе в положениях, отличных от вертикального, достигается тем, что внутренний диаметр чаши направляющей втулки выбран в соответствии с соотношением

Формула изобретения
1. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОЛКАТЕЛЬ, содержащий корпус полый цилиндр, закрытый с одного конца днищем, на наружную сторону которого воздействует управляющий кулачок распределительного вала, закрепленную в корпусе направляющую втулку, в которой перемещается гидрокомпенсатор, состоящий из колпачка и поршня, ограничивающих камеру высокого давления с обратным клапаном, отличающийся тем, что верхняя часть направляющей втулки выполнена в виде полой цилиндрической чаши, примыкающей к днищу корпуса и образующей с ним замкнутую кольцевую полость объемом, превышающим объем камеры высокого давления, и сообщенную с последней посредством кольцевого зазора, а в верхней части поршня гидрокомпенсатора, прилегающей к днищу корпуса, ниже верхнего уровня расположения воздушных пузырей выполнены радиальные каналы подвода масла в рабочую камеру высокого давления. 2. Толкатель по п.1, отличающийся тем, что внутренний диаметр Dч чаши направляющей втулки выполнен в соответствии с соотношением Dч / Dк 1,3 1,4, где Dк наружный диаметр колпачка.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2