Главная передача
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Главная передача содержит зацепленные между собой две ведущие шестерни и два ведомых зубчатых колеса, дифференциал, планетарный механизм и две муфты. Одно ведомое зубчатое колесо соединено с эпициклическим колесом планетарного механизма для передачи вращения дифференциалу. Второе ведомое зубчатое колесо соединено трубчатым валом с солнечной шестерней планетарного механизма. Одна муфта предназначена для выборочного соединения второй ведущей шестерни с картером или ведущим валом. Вторая муфта предназначена для временного соединения корпуса дифференциала с одним из ведомых зубчатых колес. Такое выполнение главной передачи позволяет расширить кинематические возможности передачи при малых габаритах и массе. 2 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.
Известны двухступенчатые главные передачи (ГП), содержащие опоры, валы, шестерни, муфту переключения, совмещенные с межколесным дифференциалом, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях. (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под. ред. А.И.Гришкевича. -Мн.: Высш.шк., 1985.- 240 c.) Такие агрегаты имеют ограниченные кинематические возможности и значительную металлоемкость. Наиболее близкой к предлагаемой ГП является двухступенчатая ГП опытной модели автомобиля МАЗ-500А (см. там же рис. 7.10, 224 c.). ГП состоит из корпуса с размещенными в нем ведущим валом, выполненным вместе с ведущей конической шестерней, зацепленной с ведомой шестерней (колесом). Это колесо закреплено на корпусе, в котором расположены планетарный механизм и дифференциал (см. там же рис. 7.9, 223 c.). Внутри ведомого конического колеса выполнено эпициклическое колесо планетарного редуктора (ПР), которое сателлитами сообщается с водилом ПР, закрепленным на корпусе дифференциала. Солнечная шестерня ПР выполнена вместе с зубчатым венцом муфты переключения. ПР реализует две передачи: первая - замедляющая, когда солнечная шестерня остановлена зубчатым венцом относительно корпуса ведущего моста, вторая - прямая, когда ПР блокируется осевым перемещением солнечной шестерни до зацепления с зубчатым венцом водила. Такая ГП имеет ограниченные кинематические возможности - передаточное число ПР на низшей передаче составляет только 1,391. Передаточное число ГП в целом без ПР равно 7,24 и 10,1 при понижающей передаче в ПР. ГП имеет значительную массу и габариты, т.к. помимо центрального редуктора содержит еще два колесных редуктора с остановленным водилом (см. там же рис. 7.8б, 221 с. ). Задачей изобретения является расширение кинематических возможностей ГП при малых габаритах и массе. Технический результат достигается тем, что она снабжена второй шестерней, свободно установленной на ведущем валу, дополнительным зубчатым колесом, зацепленным со второй шестерней и соединенным трубчатым валом с солнечной шестерней планетарного механизма, муфтой, расположенной между ведущей шестерней и второй ведущей шестерней для выборочного соединения второй ведущей шестерни с картером или ведущим валом, а муфта блокировки звеньев планетарного механизма установлена на корпусе дифференциала для его временного соединения с ведомым зубчатым колесом. На фиг. 1 изображена схема трехступенчатой ГП с коническими шестернями привода ПР. На фиг. 2 - с цилиндрическими шестернями. В картере ГП 1 установлен ведущий вал 2, на котором закреплена ведущая шестерня 3 и свободно установлена вторая ведущая шестерня 4. Между этими шестернями на венце вала второй шестерни расположена муфта 5 выборочного соединения шестерни 4 с картером 1 или ведущим валом 2. Шестерня 4 зацеплена с дополнительным ведомым зубчатым колесом 6, соединенным трубчатым валом 7 с солнечной шестерней 8 (а). Шестерня 3 зацеплена с ведомым зубчатым колесом 9, соединенным с эпициклическим колесом 10 (в) ПР. Сателлиты ПР 11 установлены на водиле 12 и зацеплены с солнечной шестерней 8 и эпициклическим колесом 10. Водило 12 (h) закреплено на корпусе дифференциала 13, на оси (крестовине) 14 которого установлены сателлиты дифференциала 15, зацепленные с полуосевыми шестернями 16 и 17, закрепленными на полуосях 18 и 19. Муфта 20 временного соединения ведомого колеса 9 с дифференциалом расположена на корпусе дифференциала 13, ползун 21 соединяет муфты 5 и 20 (см. фиг. 2). Шестерни привода ПР могут быть как коническими (гипоидными), так и цилиндрическими (см. фиг. 1 и 2); возможно применение дифференциала любого типа: конического, цилиндрического, повышенного трения и т.д. Работа ГП осуществляется следующим образом. I передача ("ползучая" скорость). Муфта 20 разобщает эпициклическое колесо 10 с ведомым колесом 9 от корпуса дифференциала 13. Муфта 5 в верхнем положении (см. фиг. 1) или в левом положении (см. фиг. 2) соединяет вторую ведущую шестерню 4 с ведущим валом 2. Крутящий момент поступает по ведущему валу 2 на обе ведущие шестерни и разделяется на два потока. Один поток от шестерни 4 передается на ведомое колесо 6, по трубчатому валу 7 на солнечную шестерню 8 (а) и сателлиты 11. Второй поток поступает от шестерни 3 на ведомое колесо 9, которое будет вращаться в противоположном направлении по сравнению с колесом 6, далее на эпициклическое колесо 10 и сателлиты 11. Оба потока суммируются на водило 12, передаются на корпус дифференциала 13, ось 14 и сателлитами 15 разделяются на два потока тока: шестерню 16 и полуось 18, шестерню 17 и полуось 19. Скорость вращения водила и связанного с ним корпуса дифференциала описывается следующей зависимостью: nh=Иhaв







Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2