Многопоточный клапан-дроссель
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах добычи и транспортировки газа и жидкости, в газоперекачивающих, энергетических и химических установках. Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении надежности устройств многопоточной схемы путем обеспечения жесткости их конструкции и повышения стабильности динамических характеристик запорных клапанов во всех условиях эксплуатации. Устройство содержит входной и выходной патрубки, размещенную в корпусе перегородку и запорные клапаны с пневмоуправлением, вовнутрь участка трубопровода устанавливается первая перегородка, вторая перегородка устанавливается над первой снаружи трубопровода и соединяется с корпусом цилиндрическими полыми стяжками, внутри каждой из которых у перегородки располагается расходная шайба, каждый запорный клапан содержит двухпозиционный поршень и противоударную массу, перемещающиеся в расположенной внутри соответствующей стяжки гильзе, упор и две пружины, одна из которых с малым ходом расположена в полости управления между упором и противоударной массой, а вторая с большим ходом - в демпфирующей полости между противоударной массой и поршнем, на боковой поверхности патрубков, стяжек и гильз имеются отверстия для прохождения рабочей среды к расходным шайбам. Каждая расходная шайба имеет вид расширяющегося сопла, в выходном сечении которого установлен под углом к продольной оси клапана рассекатель потока в виде пластины с отверстиями. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах добычи и транспортировки газа и жидкости, в газоперекачивающих, энергетических и химических установках.
Известно дискретное устройство многопоточной схемы, содержащее разделяющую вход и выход перегородку, запорные клапаны и их привод (см. патент США N 4207919, кл. 137/487.5, 137/599, 1980). Недостатками этого устройства являются высокая металлоемкость и габариты из-за использования для запорных клапанов автономных приводов. Разброс по величине скорости движения приводов не обеспечивает монотонного характера изменения площади сечения при смене кода управления. Наиболее близким к заявленному является дискретное запорно-регулирующее устройство многопоточной схемы, содержащее размещенную в корпусе и разделяющую входной и выходной патрубки перегородку и запорные клапаны с пневмоуправлением (см. патент РФ N 2037178, кл. G 05 D 7/06, 1995). Недостатком известного устройства является использование в каждом запорном клапане подпружиненного на закрытие расходной шайбы поршня, перемещающего без ограничения скорости движения. На величину скорости сильное влияния оказывают условия эксплуатации по температуре и загрязнению проточной части, что приводит к нестабильности характеристик клапана. Указанные недостатки известных устройств наиболее ярко проявляются при их использовании в производственных процессах транспортировки нефти и газа с непрерывным циклом работы, в которых к надежности функционирования запорно-регулирующих устройств предъявляются повышенные требования в условиях широкого диапазона изменения температуры конструкции и рабочей среды. При этом должна быть обеспечена безотказная эксплуатация в нештатных ситуациях, например, при кратковременном наличии в проточной части клапанов влаги, загрязнений рабочей среды и т.п. Деформации конструкции, наличие посторонних включений в проточной части вызывают нестабильность динамических характеристик запорных клапанов, которая приводит к появлению забросов (провалов) величины площади проходного сечения многопоточного клапана и к ударным нагрузкам на конструкцию. Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении надежности устройств многопоточной схемы путем обеспечения жесткости их конструкции и повышения стабильности динамических характеристик запорных клапанов во всех условиях эксплуатации. Указанный результат достигается тем, что в многопоточном клапан-дросселе, содержащем входной и выходной патрубки, размещенную в корпусе перегородку и запорные клапаны с пневмоправлением, во внутрь участка трубопровода устанавливается первая перегородка, вторая перегородка устанавливается над первой снаружи трубопровода и соединяется с корпусом цилиндрическими полыми стяжками, внутри каждой из которых у перегородки располагается расходная шайба, каждый запорный клапан содержит двухпозиционный поршень и противоударную массу, перемещающихся в расположенной внутри соответствующей стяжки гильзе, упор и две пружины, одна из которых с малым ходом расположена в полости управления между упором и противоударной массой, а вторая с большим ходом - в демпфирующей полости между противоударной массой и поршнем, на боковой поверхности патрубков, стяжек и гильз имеются отверстия для прохождения рабочей среды к расходным шайбам. Указанный результат достигается также тем, что в нем каждая расходная шайба имеет вид расширяющегося сопла, в выходном сечении которого установлен под углом к продольной оси клапана рассекатель потока в виде пластины с отверстиями. На фиг. 1 приведена схема многопоточного клапана-дросселя, а на фиг. 2 показан характер изменения площади проходного сечения клапана при переходе с одного значения площади (8%) на другое значение (6%). Основой конструкции клапана является трубопровод 1 заданного диаметра, во внутрь которого устанавливается (вваривается) первая перегородка 12. Перегородка 12 сплошная, и она разделяет трубопровод 1 на входной и выходной патрубки. Снаружи трубопровода 1 над перегородкой 12 устанавливается в корпусе 4 вторая перегородка 9 в виде кольца с отверстиями, которая разделяет корпус 4 на входную и выходную части. Входная часть корпуса и перегородка 9 соединяются между собой цилиндрическими полыми стяжками 3. Во внутрь каждой стяжки устанавливаются упор 2, гильза 6 и расходная шайба 10, при этом расходная шайба устанавливается у перегородки 9. Внутри каждой гильзы 6 располагается поршень 7, а между пружинами 15 и 20 противоударная масса 5. У перегородки 9 на боковой поверхности стяжек 3 и гильз 6 имеются отверстия для прохождения рабочей среды. Отверстия также имеются на боковой поверхности трубопровода 1 в пределах стенок корпуса перед перегородкой 12 и за ней. Через указанные отверстия рабочая среда поступает со входа в клапан к расходным шайбам и далее на выход клапана к потребителю. Трубопровод 1, корпус 4, стяжки 3, перегородки 9 и 12 образуют жесткую конструкцию, в которой ее деформации при изменении условий эксплуатации по температуре и давлению практически не передаются на гильзу 6. Это обеспечивает свободное перемещение в ней поршня 7 и противоударной массы 5. Такая силовая схема существенно повышает надежность функционирования клапана, так как сводит к минимуму влияние деформаций конструкции на возможность заклинивания подвижных элементов 5 и 7. Снижение деформаций конструкции имеет место также из-за расположения расходных шайб у перегородки 9. До перегородки 9 температура конструкции в зонах перемещения элементов 7 и 5 равна температуре входного потока. Поршень 7, противоударная масса 5, пружины 15 и 20, а также управляющая 19 и демпфирующая 13 полости образуют запорный клапан для управления протоком рабочей среды со входа многопоточного клапана на его выход через расходную шайбу 10. Поршень 7 совмещает функции отсечного клапана и его привода. Он двухпозиционный, т. е. имеет два устойчивые крайние положения - левое и правое. Крайнее левое положение поршня 7 (поршень в нижней части фиг. 1) реализуется при сбросе на выход клапана рабочей среды из полостей 13 и 19 через демпфирующий жиклер 16 и штуцер 18, при этом обеспечивается состояние расходной шайбы 10 ОТКРЫТО. В этом положении поршень 7 удерживается на упоре 2 силой от действия перепада давлений на клапане на площадь поршня. Крайнее правое положение поршня 7 (поршень в верхней части фиг. 1) реализуется при подаче со входа в клапан рабочей среды в полости 13 и 19 через штуцер 18 и демпфирующий жиклер 16, при этом обеспечивается состояние расходной шайбы 10 ЗАКРЫТО, т.к. поршень 7 перекрывает проток рабочей среды через шайбу. В этом положении поршень 7 удерживается возле шайбы 10 перепадом давлений на ней и силой начальной затяжки пружин 15 и 20. Полости 13 и 19 непроточные за счет наличия уплотнений 17 и 14 на боковой поверхности поршня 7 и противоударной массы 5. Уплотнительное кольцо 8 на торце поршня 7 обеспечивает герметичность клапана в крайнем правом положении поршня. В крайнем левом его положении кольцо 8 перемещается в застойную зону с малыми скоростями течения за отверстиями в гильзе 6. В этой зоне уплотнение 8 практически не подвержено эрозионному износу. В закрытом состоянии торец поршня 7 перекрывает отверстие расходной шайбы 10 по кольцу, диаметр которого меньше внешнего диаметра поршня. Разность этих диаметров образует неуравновешенную площадь Fнп, действие на которую перепада давления на клапане создается начальное усилие для перемещения поршня влево. Реализация принципа двухпозиционности в запорных клапанах приводит к тому, что их подвижные механические элементы находятся во взвешенном состоянии только кратковременно на переходных режимах, а остальное время они прижаты к упорам и имеют избыточное перестановочное усилие при страгивании с них. Поэтому они менее чувствительны к загрязнению рабочей среды, а после отработки команд управления многопоточный клапан превращается в дроссельную шайбу. Это повышает надежность системы с такими клапанами, т.к. можно продолжать производственный процесс при возникновении отказных ситуаций в его узлах. Дроссельная характеристика многопоточного клапана с двухпозиционными запорными клапанами имеет дискретный равноступенчатый характер. Она показывает зависимость между входным токовым (или иным) сигналом управления и величиной площади проходного сечения, реализующейся включением определенной комбинации расходных шайб 10 разного диаметра. Для обеспечения равноступенчатости характеристики площади проходных сечений связаны между собой определенной функциональной зависимостью, характеризуемой соответствующей дискретной неубывающей числовой последовательностью. На разрезе "А-А" фиг. 1 по расходным шайбам и перегородкам показана реализация шестиэлементной смешанной числовой последовательности на основе двоичного кода, повторении двух последних элементов и разделения соответствующих им потоков на два с общим управлением. При этом площади проходных сечений расходных шайб от первой до предпоследней пятой включительно (F1, F2, F3, F4 и F5) отличаются друг от друга в два раза, а площадь последней шайбы F6 равна значению предпоследней F5. Последняя и предпоследняя площади каждая реализуются в двух расходных шайбах - [F5(1/2) + F5(1/2)] и [F6(1/2) + F6(1/2)] . Описанная зависимость обеспечивает 47 дискретных позиций дроссельной характеристики и дает возможность продолжения производственного процесса с сохранением для управления более 82% площади проходного сечения при отказах запорных клапанов и более 65% - при отказах узлов системы управления. Это повышает надежность эксплуатации установок, т.к. нет необходимости мгновенно прекращать производственный процесс. Обеспечение требуемой величины площади проходного сечения клапана производится открытием соответствующего числа расходных шайб. Для изменения величины площади проток рабочей среды через одни расходные шайбы открывается, а через другие - закрывается. Качество переходного процесса по величине площади сечения существенно зависит от синхронности движения всех поршней клапана. На фиг. 2 показан характер изменения величины суммарной площади проходного сечения клапана (F

Формула изобретения
1. Многопоточный клапан-дроссель, содержащий корпус, разделяющую входной и выходной патрубки перегородку и запорные клапаны с пневмоуправлением, отличающийся тем, что перегородка установлена внутри участка трубопровода, а над ней снаружи трубопровода установлена вторая перегородка, соединенная с корпусом цилиндрическими полыми стяжками, внутри каждой из которых расположены расходная шайба, запорный клапан, содержащий установленные с возможностью перемещения в гильзе двухпозиционный поршень и противоударную массу, упор и две пружины, одна из которых с малым ходом расположена в полости управления между упором и противоударной массой, а вторая с большим ходом - в демпфирующей полости между противоударной массой и упомянутым поршнем, на боковых поверхностях входного и выходного патрубков, цилиндрических стяжек и гильз выполнены отверстия для прохождения рабочей среды. 2. Многопоточный клапан-дроссель по п.1, отличающийся тем, что каждая расходная шайба имеет вид расширяющегося сопла, в выходном сечении которого установлен под углом к продольной оси клапана рассекатель потока в виде пластины с отверстиями.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2