Способ испытаний системы терморегулирования
Изобретение относится к космической технике. Способ испытаний системы терморегулирования заключается в измерении расхода теплоносителя в жидкостном тракте. Сначала измеряют расход при давлении в газовой полости компенсатора объема, равном атмосферному. Измеренный расход сравнивают с требуемым. После этого измеряют температуру теплоносителя, компенсируемый объем газовой полости компенсатора, разность уровней относительно Земли между входом в насос и жидкостной полостью компенсатора. Затем дополнительно измеряют расход теплоносителя при давлении в газовой полости компенсатора, определенном из соотношения. Соотношение получают из анализа принципа работы электронасосного агрегата. Полученный расход сравнивают с результатом предыдущего измерения. Такой способ позволяет повысить достоверность результатов испытаний. 2 ил.
Изобретение относится к космической технике, в частности к системе терморегулирования (СТР) связного спутника, и создано авторами в порядке выполнения служебного задания.
В настоящее время СТР спутника (например, связного типа "Молния") после заправки ее жидкостного тракта деаэрированным теплоносителем (растворенный в жидком теплоносителе воздух из него удален) в процессе подготовки спутника к пуску испытывается с целью подтверждения ее работоспособности, например с целью подтверждения обеспечения требуемого расхода теплоносителя в жидкостном тракте. Анализ источников информации по патентной и научно-технической информации показал, что наиболее близким по технической сути прототипом предлагаемого технического решения является способ испытаний газожидкостной СТР, изложенный на стр. 114-115 (в подразделе 7.2), 14-17 монографии: О.Б. Андрейчук, Н.Н. Малахов. Тепловые испытания космических аппаратов. М., "Машиностроение", 1982 г. По известному способу испытаний СТР (содержащей - см. фиг. 2 - жидкостный тракт 1 и установленные в нем: электронасосный агрегат (ЭНА) 2; тракт ретранслятора 3; клапан - регулятор 4; радиатор 5; измеритель расхода теплоносителя в жидкостном тракте 6, состоящий из трубки Вентури 6.1 и датчика перепада давлений 6.2; газожидкостный теплообменник 7, установленный в гермоконтейнере 8; компенсатор объема 9, содержащий жидкостную полость 9.1 и газовую полость 9.2, разделенные сильфоном 9.3; клапан заправочный 10 для сообщения газовой полости компенсатора с наземным оборудованием, например вакуумным насосом; вентиль 11, установленный в линии, сообщающей газовую полость компенсатора с полостью гермоконтейнера) после заправки жидкостного тракта СТР деаэрированным теплоносителем включают в работу ЭНА (2) при напряжении питания 27 В, соответствующем напряжению питания в условиях орбитального функционирования (штатное напряжение питания), и давлении в газовой полости (9.2), равном атмосферному (давлению газа в гермоконтейнере (8)), и измеряют расход теплоносителя (6) в замкнутом жидкостном тракте при полностью открытом и закрытом клапане-регуляторе (4); при этом измеренный расход теплоносителя должен быть не ниже требуемого расхода теплоносителя для обеспечения соответствующего теплового режима (т.е. для обеспечения нормальной работы) ретранслятора в условиях орбитального функционирования. Как показал анализ, проведенный авторами, известный способ обладает существенным недостатком, а именно: вышеуказанный способ обеспечивает недостаточно высокую достоверность результатов испытаний, т.к. по результатам этих испытаний нельзя однозначно утверждать, что расход теплоносителя будет не ниже требуемого и в течение всего срока орбитального функционирования СТР: например, если при заправке допустили ошибку - недодеаэрировали теплоноситель (не полностью удалили растворенный в нем воздух) и им заправили жидкостный тракт - в этом случае при испытаниях в жидкостном тракте будет расход теплоносителя не ниже требуемого, но в условиях орбитального функционирования в результате постепенного растворения в теплоносителе газов, выделяющихся из него в результате радиолиза под воздействием радиации, из-за недодеаэрированности теплоносителя раньше допустимого срока эксплуатации в жидкостном тракте (в теплоносителе) образуются свободные парогазовые пузыри и они приводят к кавитации ЭНА и расход теплоносителя в жидкостном тракте будет ниже требуемого (вплоть до ноля), что приведет к выходу из строя ретранслятора раньше допустимого времени. Таким образом, существенным недостатком известного способа испытаний является недостаточно высокая достоверность результатов испытаний, приводящая в конечном счете к выходу из строя ретранслятора раньше допустимого срока орбитального функционирования. Целью предлагаемого авторами технического решения является устранение вышеперечисленных существенных недостатков. Поставленная цель достигается тем, что после контроля расхода теплоносителя в жидкостном тракте при давлении в газовой полости компенсатора объема, равном атмосферному, измеряют температуру теплоносителя, компенсируемый объем газовой полости компенсатора, разность уровней относительно Земли между входом в насос и жидкостной полостью компенсатора и дополнительно измеряют расход теплоносителя при давлении в газовой полости компенсатора, определенном из соотношения:








и сравнивают с предыдущим измерением, что и является, по мнению авторов, существенными отличительными признаками предлагаемого авторами технического решения. В результате анализа, проведенного авторами известной патентной и научно-технической литературы, предложенное сочетание существенных отличительных признаков заявляемого технического решения в известных источниках информации не обнаружено и, следовательно, известные технические решения не проявляют тех же свойств, что в заявляемом устройстве. На фиг. 1 изображена принципиальная схема реализации предлагаемого технического решения, где: 1 - жидкостный тракт и установленные в нем; электронасосный агрегат (ЭНА) 2; тракт ретранслятора 3; клапан - регулятор 4; радиатор 5; измеритель расхода теплоносителя в жидкостном тракте 6, состоящий из трубки Вентури 6.1 и датчика перепада давлений 6.2; газожидкостный теплообменник 7, установленный в термоконтейнере 8; компенсатор объема 9, содержащий жидкостную полость 9.1 и газовую полость 9.2, разделенные сильфоном 9.3; клапан заправочный 10, соединенный наземной линией с вакуумным насосом 12 и вакуумметром 13; вентиль 11, установленный в линии, сообщающей газовую полость компенсатора с полостью гермоконтейнера. Предлагаемый способ испытаний СТР включает в себя нижеуказанные операции, выполняемые в следующей последовательности (см. фиг. 1):
1. Исходное состояние: ЭНА (2) выключен; вентиль (11) открыт (газовая полость компенсатора объема (9) сообщена с полостью гермоконтейнера (8) и давление в жидкостном тракте в точке А равно давлению газа в гермоконтейнере (например, 98 кПа) плюс жесткость сильфона (9.3) (например, 0,49 кПа); клапан заправочный (10) закрыт (газовая полость компенсатора объема (9) разобщена от полостей вакуумного насоса (12) и вакуумметра (13); вакуумный насос (12) выключен. 2. Включают в работу ЭНА (2) при штатном напряжении питания 27 В. 3. Измеряют расход теплоносителя в жидкостном тракте СТР (


где Pгп - давление газа в газовой полости компенсатора объема при дополнительном измерении расхода теплоносителя в жидкостном тракте согласно последующей операции, Па;
Ps - упругость паров теплоносителя при измеренной температуре теплоносителя, Па (например, для теплоносителя Л3-ТК-2 при температуре теплоносителя 20oC равна 5200 Па);


Pc - номинальная жесткость сильфона компенсатора (например, 490 Па), текущее значение которой зависит от объема газовой полости, Па;
Uко - максимально возможный компенсируемый объем компенсатора согласно паспорту на него, м3 (например, 5 дм3);
Uгп - измеренный компенсируемый объем газовой полости компенсатора, м3;








Формула изобретения

где Pгп - давление газа в газовой полости компенсатора объема при дополнительном измерении расхода теплоносителя в жидкостном тракте, Па;
Ps - упругость паров теплоносителя при измеренной температуре теплоносителя, Па;


Pс - номинальная жесткость сильфона компенсатора, Па;
Uко - максимально возможный компенсируемый объем компенсатора согласно паспорту на него, м3;
Uгп - измеренный компенсируемый объем газовой полости компенсатора, м3;






g - ускорение силы тяжести, м/с2,
и сравнивают его с предыдущим измерением.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2