Способ испытаний системы терморегулирования космического аппарата
Изобретение относится к космической технике, в частности к способам наземных испытаний системы терморегулирования космического аппарата. Согласно изобретению при испытаниях системы производят отстыковку компенсационного устройства от жидкостного тракта одного из ее блоков, заправленных жидким теплоносителем, соединение между собой жидкостных трактов блоков по гидравлическим разъемам. До отстыковки компенсационного устройства измеряют изменение температуры окружающего воздуха, а отстыковку компенсационного устройства от блока и соединение жидкостных трактов блоков между собой по гидравлическим разъемам производят в течение промежутка времени, определяемого в зависимости от измеренного максимального повышения температуры воздуха (от минимального ее значения) вблизи системы и допустимого повышения давления в жидкостном тракте. Изобретение позволяет повысить надежность системы терморегулирования в течение заданного срока ее эксплуатации. 1 ил.
Изобретение относится к космической технике, в частности, к системе терморегулирования (СТР) космического аппарата (КА).
В настоящее время испытания СТР связных спутников (например, типа "Молния") с целью подтверждения ее работоспособности как при тепловакуумных испытаниях, так и при подготовке спутника к пуску проводятся при полностью собранном ее жидкостном тракте, заправленным жидким теплоносителем. Анализ источников информации по патентной и научно-технической информации показал, что наиболее близким по технической сути /прототипом/ предлагаемого технического решения является способ испытаний газожидкостной СТР, изложенный на стр. 116, рис.7.2,б монографии О.Б. Андрейчук, Н. Н. Малахов. Тепловые испытания космических аппаратов. М., "Машиностроение", 1982 г. Известный способ испытаний СТР с учетом предположения, что она состоит из двух блоков, включает в себя следующие операции (процессы), выполняемые в следующей последовательности (см. чертеж): - отстыковка компенсационного устройства от жидкостного тракта блока с переменным составом; - соединение между собой жидкостных трактов блоков с переменный составом и постоянный составом по разъемам гидравлическим; - проведение испытаний системы, в частности, тепловакуумных испытаний в тепловакуумной камере. Как показал анализ, проведенный авторами, известный способ обладает существенными недостатками, а именно недостаточно высокая надежность обеспечения работоспособности в течение требуемого срока эксплуатации СТР, что обусловлено следующим. Например, если в промежутке времени между отстыковкой разъема гидравлического 6 (см. чертеж) компенсационного устройства 7 от разъема гидравлического 5 блока с переменным составом и состыковкой жидкостных трактов блоков между собой по разъемам гидравлическим: 4 с 8 и 5 с 9 температура теплоносителя будет повышаться из-за повышения температуры окружающего воздуха, тогда давление теплоносителя в жидкостном тракте блока с переменным составом из-за отсутствия в этот промежуток времени компенсационного устройства тоже будет повышаться и может создаться такое давление, что жидкостный тракт разрушится. Целью предлагаемого технического решения является устранение вышеперечисленных существенных недостатков. Поставленная цель достигается тем, что испытания СТР КА проводят таким образом, что до отстыковки компенсационного устройства измеряют изменение температуры окружающего воздуха, а отстыковку компенсационного устройства от блока и соединение жидкостных трактов блоков между собой по разъемам гидравлическим производят в течение промежутка времени, определенного из соотношения





Kз - коэффициент запаса, равный 2;

Kt - коэффициент пропорциональности, равный 0,7


что и является, по мнению авторов, существенными отличительными признаками предлагаемого технического решения. В результате анализа известной патентной и научно-технической литературы предложенное сочетание существенных отличительных признаков заявляемого технического решения в известных источниках информации не обнаружено и, следовательно, известные технические решения не проявляют тех же свойств, что в заявляемом устройстве. На фиг. 1 изображена принципиальная схема реализации предлагаемого технического решения. Предлагаемый способ испытаний СТР включает в себя операции, выполняемые в следующей последовательности:
1. Измерение с помощью, например, термометра 13 колебания температуры воздуха в помещении вблизи СТР в течение, например, 1 ч и определение разности между максимальным и минимальным значениями. 2. Вычисление допустимого промежутка времени по соотношению

Соотношение выведено авторами, используя закон теплового баланса

где c - теплоемкость теплоносителя, находящегося в жидкостном тракте;
G - масса теплоносителя в жидкостном тракте;
t - температура теплоносителя;

K - коэффициент теплопередачи между воздухом и теплоносителем;
F - площадь теплообмена;
t0 - температура окружающего жидкостный тракт воздуха. Анализ, проведенный авторами, показал, что, например, для используемого в настоящее время теплоносителя Л3-ТК-2 c = 1880 Дж/кг




Формула изобретения

где


c - удельная теплоемкость теплоносителя, Дж/кг


dэкв - внутренний эквивалентный диаметр жидкостного тракта, м;
K - коэффициент теплопередачи от окружающего воздуха к теплоносителю, Вт/м2

Kз - коэффициент запаса, равный 2;


Kt - коэффициент пропорциональности, равный 0,7


РИСУНКИ
Рисунок 1