Компенсационный акселерометр
Акселерометр предназначен для использования в области измерительной техники в качестве компенсационного преобразователя линейного ускорения с электростатическим обратным преобразователем. В акселерометре, содержащем корпус, первую пластину из монокристаллического материала, в которой образованы неподвижный элемент, подвижный элемент и соединяющий их упругий шарнир, вторую и третью пластины, двухфазный генератор напряжения переменного тока, источник опорного напряжения постоянного тока, дифференциальный емкостный преобразователь с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, усилитель с двумя противофазными выходами, корпус выполнен с газовым заполнением, на каждом неподвижном электроде выполнена накладка из электроизоляционного материала с образованием рабочего промежутка между подвижным элементом и накладкой. Обеспечивается повышение верхнего предела полосы частот пропускания компенсационного акселерометра. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.
Настоящее изобретение относится к области измерительной техники, а именно к компенсационным преобразователям линейного ускорения с электростатическим обратным преобразователем.
Известен компенсационный акселерометр, содержащий корпус, первую пластину с подвижным элементом, неподвижным элементом и соединяющим их упругим шарниром, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостный преобразователь положения подвижного элемента с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, электростатический обратный преобразователь с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, усилитель [1]. Недостатком такого компенсационного акселерометра является ограничение верхнего предела диапазона измеряемых ускорений вследствие неполного использования площади поверхности подвижного элемента для создания компенсационной электростатической силы. Наиболее близким по технической сущности является компенсационный акселерометр [2] , содержащий корпус, первую пластину из монокристаллического материала, в которой образованы неподвижный элемент, подвижный элемент и соединяющий их упругий шарнир, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостный преобразователь, образованный электропроводной поверхностью подвижного элемента и неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, причем первая пластина размещена между второй и третьей пластинами с образованием межэлектродного промежутка между подвижным электродом и каждым неподвижным электродом, подвижный электрод подсоединен к источнику опорного напряжения постоянного тока и к входу усилителя, а каждый неподвижный электрод подключен к одной из фаз генератора напряжения переменного тока и к одному из противофазных выходов усилителя. Такой компенсационный акселерометр обладает недостаточной полосой частот пропускания вследствие ограниченности повышения коэффициента преобразования из-за низкого коэффициента демпфирования. Техническим результатом изобретения является повышение верхнего предела полосы частот пропускания компенсационного акселерометра. Указанный технический результат достигается в компенсационном акселерометре, содержащем корпус, первую пластину из монокристаллического материала, в которой образованы неподвижный элемент, подвижный элемент и соединяющий их упругий шарнир, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостный преобразователь, образованный электропроводной поверхностью подвижного элемента и неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, причем первая пластина размещена между второй и третьей пластинами с образованием межэлектродного промежутка между подвижным электродом и каждым неподвижным электродом, подвижный электрод подсоединен к источнику опорного напряжения постоянного тока и к входу усилителя, а каждый неподвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя подключен к одной из фаз генератора переменного тока и к одному из противофазных выходов усилителя, тем, что корпус заполнен газом, на неподвижных электродах расположены накладки из электроизоляционного материала, при этом близлежащие поверхности накладок и подвижного элемента и газовая среда в рабочем промежутке между ними образуют газовый демпфер, а верхний предел частот fв полосы пропускания акселерометра на уровне 3 дБ, определяется из соотношения

dэ = dэ1 + dр. (2)
В дифференциальном емкостном преобразователе (фиг. 4) выполнены конденсаторы C1, C2, образованные неподвижными электродами 8, 11 и подвижным электродом в виде электропроводной поверхности 5 подвижного элемента 4 первой пластины 2. К неподвижным электродам 8, 11 через конденсаторы C3, C4 подключены выходы двухфазного генератора напряжения 17 переменного тока. Подвижный электрод 5 подключен к источнику опорного напряжения 18 постоянного тока и входу усилителя 19 посредством конденсатора C5. Один из противофазных выходов усилителя 19 через резистор R1 подключен к неподвижному электроду 8 дифференциального емкостного преобразователя. Второй противофазный выход усилителя через резистор R2 подключен к неподвижному электроду 11. Компенсационный акселерометр работает следующим образом. При наличии ускорения a по измерительной оси компенсационного акселерометра, перпендикулярной поверхности 5 подвижного элемента 4, на подвижный элемент действует инерционный момент Mи
M = mal, (3)
где m - масса подвижного элемента;
l - расстояние от оси изгиба упругого шарнира 6 до центра масс подвижного элемента 4. Под действием момента Mи подвижный элемент 4 отклоняется от своего начального положения, при этом изменяются емкости конденсаторов C1, C2 дифференциального емкостного преобразователя, и с подвижного электрода 5 на вход усилителя 19 поступает сигнал рассогласования следящей системы компенсационного акселерометра. После преобразования и усиления по амплитуде и мощности сигнала рассогласования в усилителе 19 напряжение с противофазных выходов усилителя 19 подается на неподвижные электроды 8, 11. При взаимодействии электростатических сил от подаваемых на неподвижные электроды 8, 11 напряжений на подвижный элемент 4 воздействует компенсационный момент Mк

где


Sэ - площадь подвижного электрода;
Uо - напряжение источника опорного напряжения;
U - выходное напряжение с каждого из противофазных выходов усилителя. Посредством компенсационного момента Mк уравновешивается инерционный момент Mи, и рассогласование следящей системы компенсационного акселерометра устраняется. При этом
Mи = Mк. (5)
При подстановке в (5) выражений (3), (4) и преобразовании полученного равенства получается
U = Ka, (6)
где K - коэффициент преобразования компенсационного акселерометра.

Коэффициент демпфирования B (коэффициент при первой производной координаты перемещения в уравнении движения подвижного элемента) в результате действия газового демпфера выражается в виде

где

S - площадь перекрытия близлежащих поверхностей накладок и подвижного элемента. Из уравнения движения подвижного элемента следует

где

fо - собственная частота компенсационного акселерометра.

где K - коэффициент преобразования цепи прямой передачи следящей системы компенсационного акселерометра. K = K1K2K3, (11)
K1 - коэффициент преобразования перемещения подвижного элемента в электрический сигнал;
K2 - коэффициент преобразования усилителя;
K3 - коэффициент преобразования напряжения источника опорного напряжения и выходных напряжений усилителя в механическую силу. Выражение (10) преобразуется к виду

При подстановке в (12) величины f0 из выражения (9) получается

Коэффициент динамической восприимчивости


где f - частота вынужденных колебаний. При погрешности в 3 дБ на верхнем пределе полосы частот пропускания акселерометра


При подстановке в выражение (13) значения fо из (15) и значения B из выражения (8) получается

С учетом (11) выражение (16) преобразуется к виду

Компенсационный акселерометр выполнен со степенью демпфирования

1. Авторское свидетельство СССР N 1620944 кл. G 01 P 15/08. Электростатический акселерометр. 1991 г. 2. Электростатический уравновешенный кремниевый акселерометр. НТИ N 2 (63), 1992 г. "Пилотажно-навигационное оборудование за рубежом". Изд. ГОНТИ, 1992 г.
Формула изобретения

где dp - рабочий промежуток между близлежащими поверхностями накладок и подвижного элемента;
S - площадь перекрытия близлежащих поверхностей накладок и подвижного элемента;

К1 - коэффициент преобразования перемещения подвижного элемента в электрический сигнал;
К2 - коэффициент преобразования усилителя;
К3 - коэффициент преобразования напряжения источника опорного напряжения и выходных напряжений усилителя в механическую силу. 2. Компенсационный акселерометр по п.1, отличающийся тем, что неподвижные электроды выполнены в теле второй и третьей пластин, при этом расстояние между поверхностями каждой пластины и соответствующего неподвижного электрода составляет часть межэлектродного промежутка. 3. Компенсационный акселерометр по п.2, отличающийся тем, что первая, вторая и третья пластины выполнены из монокристаллического материала, например кремния. 4. Компенсационный акселерометр по п.2 или 3, отличающийся тем, что каждый неподвижный электрод выполнен в виде имплантированного слоя легирующего материала, например бора. 5. Компенсационный акселерометр по п.4, отличающийся тем, что каждая накладка выполнена в виде слоя соответственно второй или третьей пластины от ее поверхности до имплантированного слоя легирующего материала.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4