Чувствительный элемент устройства для измерения линейного ускорения
Чувствительный элемент предназначен для использования в области измерительной техники при измерении линейных ускорений подвижных объектов: самолетов, ракет, космических аппаратов и других транспортных средств. Чувствительный элемент содержит две стеклянные пластины с напыленными на них обкладками конденсатора и токоподводами к ним, инерционный элемент из кремния в виде подвижной емкостной пластины, расположенной между стеклянными пластинами и соединенной с опорным элементом упругими перемычками. Положение неподвижных пластин эквидистантно положению подвижной пластины при ее максимальных отклонениях. Обеспечивается повышение чувствительности при заданном диапазоне измерения ускорения. 2 ил.
Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами измерения линейных ускорений подвижных объектов: самолетов, ракет, космических аппаратов и других транспортных средств.
Широко известны устройства для измерения линейного ускорения, в том числе маятниковые электростатические акселерометры, чувствительный элемент которых выполнен в виде дифференциального конденсатора, а чувствительная масса (инерционный элемент) выполнена в виде подвижной пластины этого конденсатора. При действии ускорения происходит отклонение подвижной пластины относительно неподвижных пластин, которое преобразуется в электрической сигнал за счет изменения емкости /3, 4/. Среди известных в наибольшей степени предлагаемому соответствует чувствительный элемент устройства для измерения линейного ускорения, содержащий две стеклянные пластины с напыленными на них обкладками конденсатора и токоподводами к ним, инерционный элемент из кремния в виде подвижной емкостной пластины, расположенной между стеклянными пластинами и соединенной с опорным элементом упругими перемычками /4/. Особенностью электростатического акселерометра с упругим подвесом подвижной пластины является то, что он имеет, как бы, два взаимосвязанных чувствительных элемента (ЧЭ) - механичекий и электрический. В механическом ЧЭ жесткость упругих перемычек должна соответствовать противоречивым требованиям: заданному диапазону измеряемого ускорения и заданной чувствительности, которая ограничена жесткостью упругих перемычек. А чувствительность электрического ЧЭ зависит от разрешающей способности дифференциального конденсатора, которая ограничена расстояниями между обкладками конденсатора, что также влияет и на диапазон измерений. Поэтому недостатком маятниковых электростатических акселерометров и их чувствительных элементов является то, что при заданном диапазоне измеряемого ускорения и жесткости упругих перемычек имеет место недостаточная чувствительность акселерометра, ограниченная низкой разрешающей способностью емкостного преобразователя угла отклонения подвижной пластины. Пониженная разрешающая способность такого дифференциального конденсатора объясняется и тем, что только при максимальном ускорении свободный конец подвижной пластины приблизится к неподвижной на заданное расстояние, в то время как подвижная пластина в месте крепления упругих перемычек практически не отклоняется и мало участвует в емкостном преобразовании угла отклонения в электрический сигнал. Расстояние между обкладками конденсатора должно быть таким, чтобы при действии максимального ускорения свободный конец подвижной пластины, отклоненный на максимальное расстояние, не касался неподвижных пластин на минимальном расстоянии, гарантирующим отсутствие пробоя конденсатора. В известных электростатических акселерометрах плоскости неподвижных пластин параллельны /3, 4/. Целью изобретения является повышение чувствительности электростатического акселерометра при заданном диапазоне измерений. Указанная цель достигается тем, что положение неподвижных пластин эквидистантно положению подвижной пластины при ее максимальных отклонениях. Внешний вид чувствительного элемента показан на фиг. 1, а принципиальная схема акселерометра на фиг. 2, где представлены виды ЧЭ сбоку без боковой стенки и сверху без верхней пластины соответственно. ЧЭ содержит две стеклянные пластины 1 с напыленным на них неподвижными обкладками и токоподводами к ним, инерционный элемент 2 из кремния, расположенный между стеклянными пластинами на различных расстояниях





















C0 - емкость каждого плеча датчика в исходном положении;

Kу - коэффициент усиления усилителя;
Uвых - напряжение на выходе усилителя. Указанными расстояниями определяются и величины емкостей, входящие в выражение (1). Действительно, при максимальном ускорении подвижная пластина (см. фиг. 2) будет находиться от ближайшей неподвижной пластины на расстоянии




где


J0 - диэлектрическая проницаемость воздуха;
S - площадь подвижной пластины;
J - диэлектрическая проницаемость диэлектрика;













1. С. Ф. Коновалов и др. Гироскопические системы. Ч. 3. (Акселерометры, датчики угловой скорости и др.). М.: ВШ, 1980, стр. 4-7. 2. А. Е. Синельникова. Низкочастотные линейные акселерометры. Методы и средства поверки и градуировки. М.: И-во стандартов. 1979, с. 8, 11, 15. 3. "Способ измерения ускорения и устройство для его осуществления". Патент РФ N 1492290 от 4.3.1987 (Авторы: Евневич Б.И., Крячко В.М., Семенова Н.Г.). 4. "Электростатической акселерометр". Патент SU 1811611 по МКИ G 01 P 15/08.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2