Способ измерения линейного ускорения и устройство для его осуществления
Способ и устройство предназначены для использования в области измерительной техники. Преобразуют ускорение в угловое отклонение инерционного элемента относительно корпуса. Отклонение преобразуют в электрический сигнал. Вводят дополнительный аналогичный инерционный элемент и его угловое отклонение относительно первого инерционного элемента и линейное отклонение относительно корпуса преобразуют в электрический сигнал. Чувствительный элемент содержит две стеклянные пластины с напыленными на них неподвижными обкладками конденсатора и токоподводами к ним. Инерционный элемент из кремния расположен между стеклянными пластинами и состоит из опорного элемента и подвижной емкостной пластины, соединенной с опорным элементом упругими перемычками с токоподводами. Подвижная емкостная пластина разделена на две части с образованием сквозных щелей между частями пластины, связанными между собой упругими перемычками и токоподводами. Центры масс частей пластины в исходном положении совпадают, m1 и m2 частей пластины и коэффициенты жесткости К1 и К2 их упругих перемычек удовлетворяют равенству: (m1+m2)l1/m2l2 = K1/K2, где l1 и l2 - расстояние от центра масс до мест крепления частей пластины.
Обеспечивается повышение чувствительности преобразования отклонения чувствительной массы в электрический сигнал. 2 c.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами измерения линейных ускорений подвижных объектов: самолетов, ракет, космических аппаратов и других транспортных средств. Широко известны способы измерения линейных ускорений, реализованных в маятниковых акселерометрах [1, 2], заключающиеся в преобразовании ускорения в отклонении чувствительной массы на определенный угол, пропорциональный измеряемому ускорению, с последующим преобразованием отклонения в электрический сигнал. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению следует считать способ измерения линейного ускорения, реализованный в электрическом акселерометре, заключающийся в преобразовании ускорения в угловое отклонение инерционного элемента относительно корпуса с последующим преобразованием отклонения в электрический сигнал [3]. Среди известных электрических акселерометров наиболее близким является акселерометр, содержащий две стеклянные пластины с напыленными на них неподвижными обкладками конденсатора и токопроводами к ним, инерционный элемент из кремния, расположенный между стеклянными пластинами и состоящий из опорного элемента и подвижной емкостной пластины, соединенной с опорным элементом упругими перемычками с токоподводами [4]. Особенностью электростатического акселерометра с упругим подвесом подвижной пластины является то, что он имеет как бы два взаимосвязанных чувствительных элемента (ЧЭ) - механический и электрический. В механическом ЧЭ жесткость упругих перемычек должна соответствовать противоречивым требованиям: заданному диапазону измерительного ускорения и заданной чувствительности акселерометра. Чем выше чувствительность, тем меньше диапазон измерений, так как чувствительность, кроме того, зависит от разрешающей способности дифференциального конденсатора, которая ограничена расстоянием между его обкладками. Расстояние между обкладками конденсатора должно быть таким, чтобы при действии максимального ускорения подвижная пластина отклонилась бы на определенный угол нейтрального положения и, при этом, не касалась неподвижных пластин на определенном минимальном расстоянии, гарантирующем отсутствие пробоя конденсатора и касание пластин. Таким образом, в известных электростатических акселерометрах имеет место строгое соответствие между заданным диапазоном измеряемых ускорений, которому соответствует определенная чувствительность. Поэтому недостатком известных способов, реализованных в маятниковых электростатических акселерометрах, является ограниченная чувствительность при заданном диапазоне измерения ускорений. Цель изобретения - повышение чувствительности преобразования отклонения чувствительной массы в электрический сигнал при заданном диапазоне измерения ускорения. Эта цель достигается тем, что вводят дополнительный аналогичный инерционный элемент и его угловое отклонение относительно инерционного элемента и линейное отклонение относительно корпуса преобразуют в электрический сигнал. В предлагаемом устройстве указанная цель достигается тем, что подвижная емкостная пластина разделена на две части с образованием сквозных щелей между частями пластины, связанными между собой упругими перемычками и токоподводами, причем центры масс частей пластины в исходном положении совпадают, а массы m1 и m2 частей пластины и коэффициенты жесткости K1 и K2 их упругих перемычек удовлетворяют равенству: (m1+m2)l1/m2l2 =K1/K2, где l1 и l2 - расстояние от центра масс до мест крепления частей пластины. Устройство для измерения линейного ускорения содержит чувствительный элемент и электронную схему к нему. Внешний вид чувствительного элемента показан на фиг. 1, а принципиальная схема устройства - на фиг. 2, причем на фиг. 1 представлены вид сбоку без боковой стенки и вид сверху без верхней пластины. Чувствительный элемент содержит корпус в составе двух стеклянных пластин 1 (верхней и нижней) с напыленными на них неподвижными обкладками и токоподводами к ним, инерционный элемент из кремния, расположенный между стеклянными пластинами на расстоянии
















Q - добротность последовательного резонансного контура;
C0 - емкость каждого плеча датчика в исходном положении;

Kу - коэффициент усиления усилителя;
Uвых - напряжение на выходе усилителя. Приведенные выражения (1) отражают электростатическое преобразование перемещения чувствительных масс в предлагаемом акселерометре. Для получения полной математической модели были использованы известные уравнения и передаточные функции маятникового акселерометра, работающего по разомкнутой схеме [1, с. 8, 9] . Это позволило для установившегося режима при ускорении w

(m1+m2)l1w = K1

и второй подвижной пластины относительно первой
m2l2w = K2

где m1, m2 - массы подвижных пластин;
l1, l2 - расстояния от мест закрепления упругих перемычек до центра масс пластин;
K1, K2 - коэффициенты угловой жесткости при отклонении пластин на углы












Подставляя полученные выражения в равенство (2) и (3), получим


При измерении одного и того же ускорения wmax ЧЭ акселерометра должен обладать свойствами и связями, которые соответствуют равенству, получаемому из выражений (5) и (6).

при равных углах отклонения пластин



Равенство (7) позволяет обеспечить заданные характеристики (массы, коэффициенты жесткости и углы отклонения), соответствующие заданному диапазону измерения ускорения














где C1 =




C0 =






S1 и S2 - площади первой и второй подвижных пластин;


Для оценки ожидаемого увеличения чувствительности положим, что уравнения (1) и (3) соответствует известному устройству с массой m*=m1+m2 и площадью подвижной пластины S*=S1+S2, где S1, S2 - площади первой и второй подвижных пластин. При равных площадях подвижных пластин, S1=S2=S, получим

Для прототипа, у которого площадь подвижной пластины равна S*=2S и расположена на расстояниях

от неподвижной, получим

Если величины расстояний одинаковые и при прочих равных условиях сравнение чувствительности предлагаемого акселерометра с известным можно выполнить, взяв отношение полученных выражений (9) и (10):

Для указанных акселерометров при заданных значениях:



1. Коновалов и др. Гироскопические системы ЧЗ. (Акселерометры, датчики угловой скорости и др.) М.: Высшая школа, 1980, с. 4 - 7. 2. Синельников. Низкочастотные линейные акселерометры. Методы и средства поверки и градуировки. М: Изд-во стандартов, 1979, с. 8, 11, 15. 3. "Способ измерения ускорения и устройство для его осуществления". Патент РФ N 1492290 от 4.4.87. (Авторы: Евневич Б.И., Крячко В.М., Семенова Н.Г.)
4. "Электростатический акселерометр". Патент SU N 1811611, МКИ G 01 P 15/08.
Формула изобретения
(m1 + m2)l1/m2l2 = K1/K2,
где l1 и l2 - расстояния от центра масс до мест крепления частей пластины.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2