Биотехнологический способ очистки деталей техники от загрязнений
Изобретение относится к области биотехнологии, а именно к микробиологическому способу очистки от загрязнений (нагаров, лаков отложений и других) авиационных и других деталей техники в процессе их эксплуатации. Очистка деталей производится в процессе их обрастания грибами (представителями порядка Eurotiales), которые культивируются либо в жидкой среде, либо на поверхности деталей, покрытых питательным агаром в течение 5-12 дней. Степень очистки деталей контролируется путем просмотра в сканирующем микроскопе. Способ позволяет повысить эффективность очистки, удешевить процесс и обеспечить экологическую безопасность. 3 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области биотехнологии, а именно к микробиологическому способу очистки от загрязнений деталей, используемых в различных отраслях техники (детали машин, тракторов, кораблей, самолетов). Особое значение это имеет при очистке деталей, имеющих внутренние труднодоступные загрязненные поверхности (например, авиационные и другие двигатели или детали со сложными поверхностями). В качестве примера, где наиболее трудно удалимы загрязнения, рассмотрим авиационные двигатели.
При эксплуатации авиационных двигателей (Д-30 КУ, НК-8 и других) на их деталях (топливных коллекторах, камерах сгорания, форсунках, на внутренних стенках газовоздушного тракта, лопатках и т.д.) происходит образование различного рода загрязнений (отложений). Загрязнениями, которые подлежат обязательному удалению, являются продукты высокомолекулярных превращений масел, топлив и рабочих жидкостей, нагароотложения, лаковые отложения, смолы и осадки. Известны восемь способов очистки деталей двигателей от загрязнений [1-3] : 1. Промывка деталей и узлов синтетическими моющими средствами 2. Химическая очистка от нагара 3. Электрохимическая очистка деталей 4. Виброшлифовка и виброполировка 5. Обработка деталей электрокорундом 6. Очистка деталей растворителями (бензином, ацетоном и т.д.) 7. Моющие установки (УПД-8 и др.), основанные на применении моющих средств, дистиллированной воды, нагретого водяного пара 8. Механическая очистка деталей Наиболее широко используемыми и близкими по технической сущности и достигаемому эффекту к настоящему изобретению являются 1 и 2 способы [1]. Согласно этим способам, детали, покрытые нагаром и другими загрязнениями, помещают в ванну "черновой промывки", например, с моющим средством МС-8 или смесью, состоящей из жидкости "Прогресс", Уайт-спирта и фенольного каменноугольного креолина (в сумме 5%) и воды - (95%), далее идет промывка в горячей и далее холодной проточной воде. Затем - осветление, нейтрализация, удаление коррозии с поверхности деталей и сушка. Антикоррозионная обработка проводится в растворе бихромата калия или натрия в течение 1-2 минут. Смесь МС-8 содержит, %: кальцинированная сода 38, силикат натрия 29, тринатрийфосфат 25 и синтамид 5, вода 5; рабочая температура растворов - 40-60oC. Очистка деталей от загрязнений трудоемка и составляет 7-9% от общей трудоемкости. Кроме того, моющие средства содержат агрессивные соединения, которые требуют нейтрализации, больших сточных емкостей (отстойников), что наносит серьезный ущерб экологической обстановке. Следует также добавить, что работа с моющими жидкостями, например, АФТ-1 или ЭКМ, которые содержат этилацетат и керосин, представляет серьезную опасность для рабочего персонала, учитывая, что процесс очистки проходит в больших негерметичных емкостях 300-500 л. Целью данного изобретения является разработка более эффективного способа очистки различных деталей техники от загрязнений, удешевление процесса и обеспечение его экологической безопасности. Кроме того, поставленной целью является разработка более объективного метода, чем существующая визуальная 5-бальная шкала, позволяющая судить о степени очистки деталей. Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что используется способность микроорганизмов, в частности грибов, деградировать загрязнения (нагары), которые возникают в процессе эксплуатации различных деталей техники (машин, авиадвигателей, тракторов). Нагары могут быть продуктами высокомолекулярных продуктов превращений углеводородных топлив (асфальтены, карбены) [4] . Основной компонент нагара - карбены являются продуктами полимеризации циклических углеводородов (полифенилены, поликсилилены). Эти соединения (карбены и карбоиды) составляют 80- 85%, асфальтены - 4-7%, смолы - 6-14%, зола 1,5%. Из других загрязнений можно отметить смолистые отложения и осадки, имеющие сложный состав,%: масло 50-85, топливо 1-7 оксикислоты 2-15 и др. Перечисленные соединения могут быть субстратами для высших грибов, обладающих высокой деградирующей активностью по отношению к этим соединениям, что дает возможность очищать авиадетали от загрязнений. С этой целью используют представители порядка Eurotiales - Aspergillus и Penicillium, а именно A. flavus ВКМ F-25, A. ochraceum ВКМ F-43, A. niger ВКМ F-33, P. firniculosum ВКМ F-284, P. expansum ВКМ F-230, P. citrinum ВКМ F-253. Загрязненные детали - цилиндры, форсунки, лопатки компрессорные, лопатки соплового аппарата (I и II степени) либо покрывают сусловым агаром для поверхностного культивирования, либо помещают в среду Блюменталя-Роземана (погруженное культивирование). Последняя имеет состав (г/л): сахароза - 30; KCl - 0,5; KH2PO4 - 10; MgSO4
1. Аксенов А.Ф. Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости. 1965. М: Транспорт. 269 с. (прототип). 2. Некрасов А.Н. Авиационные гидравлические системы. 1979. М: Машиностроение. 240 с. 3. Очистка топливных коллекторов и форсунок камеры сгорания моющей жидкостью в условиях эксплуатации. Методика N МТ-0143-81. 1992. Казанский завод (прототип). 4. Панок К.К., Саранчук Л.И. Нагарообразование и термическая стабильность авиацианных масел. 1946. М: Ред. Изд-во Аэрофлота. 146 с. 5. Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по биоповреждениям. Биоповреждения. ч. 1. 1981. Горький: Наука. 135 с. 6. Пастернак Н. И. , Брысин В.Г. Аллергенность плесневых грибов. 1965. Ташкент: Медицина. 65 с.
Формула изобретения