Способ регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, и устройство для его реализации (варианты)
Изобретение относится к ракетостроению и авиации. Способ основан на изменении давления газовой среды внутри замкнутого объема корпуса аппарата по отношению к давлению на его поверхности. Дополнительно замкнутый объем корпуса разделен, по крайней мере, на два объема путем экранирования одного от другого. Одновременно в полете реализуют перетекание газовой среды из одного объема в другой, а истечение газовой среды в атмосферу производят из, по крайней мере, одного объема и одновременно с перетеканием. Устройство содержит оболочку корпуса, дренажные отверстия, прикрепленные к оболочке разделительные экраны с отверстиями, которые разделяют оболочку корпуса на несколько замкнутых емкостей. В варианте 2 устройства дренажные отверстия и отверстия в экранах снабжены клапанами одностороннего действия. В варианте 3 устройства в дренажном отверстии или его окрестности установлен элемент формирования отрывного течения в виде аэродинамически спрофилированной надстройки с дренажным отверстием на ее поверхности, соединенным с дренажным отверстием оболочки корпуса. Изобретение направлено на увеличение точности регулирования и упрощение конструкции корпуса. 4 с.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области аэродинамики летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в ракетостроении и авиации для регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус, например, ракеты-носителя (РН) или самолета, и их элементы (космические головные части (КГЧ), разгонные космические блоки (РКБ), ракетные блоки (РБ), блоки автоматики системы управления (СУ), размещаемые внутри корпуса РН, транспортируемые грузы, размещаемые в фюзеляже самолета и др. изделия).
Известен и широко применяется в ракетостроении способ регулирования аэродинамических нагрузок (перепады давлений, приходящиеся на единицу площади конструкции), действующих на корпус ЛА, включающий изменение давления газовой среды внутри замкнутого объема корпуса, например, герметичного топливного бака [1] РН, герметичных отсеках самолета [2] или орбитального корабля (ОК) "Буран" [3] , выводимого РН, по отношению к давлению на его поверхности путем вдува газовой среды в замкнутый объем при воздействии аэродинамического потока. Согласно этим техническим решениям в замкнутых объемах реализуется положительное по отношению к наружному избыточное давление газовой среды, необходимое для наддува герметичных бака, отсека или модуля ЛА, что приводит к значительным нагрузкам, действующим на элементы конструкции отсека по траектории полета ЛА. Известен также в ракетостроении способ регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, включающий изменение давления газовой среды внутри замкнутого объема корпуса, напр., КГЧ РН [4], по отношению к давлению на его поверхности путем истечения газовой среды в атмосферу при воздействии аэродинамического потока. К недостаткам этого технического решения следует отнести неупорядоченное движение газовой среды внутри замкнутого объема корпуса, обусловленное наличием технологических отверстий при существенно неравномерном распределении наружного давления по длине корпуса, что приводит к неравномерному распределению перепадов давления по длине корпуса. Вместе с тем, поскольку внутри замкнутой емкости принимают давление, равное атмосферному [5], снижают достоверность получения аэродинамических нагрузок. Известен также в ракетостроении способ регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, включающий изменение давления газовой среды внутри замкнутого объема корпуса, например, отсека полезной нагрузки ОК "Буран" [6], по отношению к давлению на его поверхности путем истечения газовой среды в атмосферу при воздействии аэродинамического потока. Это техническое решение принято авторами за прототип способа. Приведенное техническое решение, по сравнению с аналогами, позволяет уменьшить аэродинамические нагрузки, действующие на корпус за счет выравнивания давления внутри корпуса по сравнению с наружным. К недостаткам, как и аналога, следует отнести неупорядоченное течение газовой среды в замкнутом объеме, что приводит к понижению точности определения аэродинамических нагрузок. Известно устройство регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, например, герметичного топливного бака [1] РН, герметичных отсека самолета [2] или ОК "Буран" [3], содержащее оболочку корпуса, систему подачи и регулирования давления газовой среды в замкнутом объеме корпуса. К недостаткам технического решения следует отнести значительные нагрузки, действующие на элементы конструкции отсека по траектории полета. К тому же для обеспечения требуемого давления в герметичном отсеке устанавливают систему наддува и регулирования по заданной программе изменения давления для штатного функционирования отсеков, что приводит к увеличению веса его конструкции. Известно устройство регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, например, отсека ПГ ОК "Буран" [6], содержащее оболочку корпуса, дренажные отверстия, створки, установленные в дренажных отверстиях, привода и систему управления створками. Это техническое решение принято авторами за прототип устройства. Недостатком технического решения, кроме снижения точности регулирования, является также сложность конструкции устройства, обусловленная наличием приводов и системы управления створками. Задачей изобретения является увеличение точности регулирования аэродинамических давлений, и как следствие, обеспечение заданных из условий прочности аэродинамических нагрузок, действующих на корпус и изделия, размещаемые в корпусе, при одновременном упрощении конструкции для осуществления способа регулирования. Данная задача решается за счет того, что в известном способе регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, включающем изменение давления газовой среды внутри замкнутого объема корпуса по отношению к давлению на его поверхности путем истечения газовой среды в атмосферу при воздействии аэродинамического потока, согласно изобретению дополнительно разделяют замкнутый объем корпуса, по крайней мере, на два объема, путем экранирования одного от другого и одновременно реализуют перетекание газовой среды из одного объема в другой, а истечение газовой среды в атмосферу производят из, по крайней мере, одного объема, и одновременно с перетеканием. Данная задача решается также за счет того, что в известном устройстве регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, содержащем оболочку корпуса, дренажные отверстия, согласно изобретению в замкнутом объеме корпуса установлены закрепленные к оболочке разделительные экраны, по крайней мере, один, с отверстиями, по крайней мере, одним, с разделением оболочки корпуса на несколько замкнутых емкостей при этом, по крайней мере, в оболочке корпуса одной из емкостей выполнено, по крайней мере, одно дренажное отверстие. Данная задача решается также за счет того, что в известном устройстве регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, содержащем оболочку корпуса, дренажные отверстия с клапанами одностороннего действия, согласно изобретению в замкнутом объеме корпуса установлены закрепленные к оболочке разделительные экраны, по крайней мере, один, с отверстиями, по крайней мере, одним, с разделением оболочки корпуса на несколько замкнутых емкостей, при этом, по крайней мере, в оболочке корпуса одной из емкостей выполнено, по крайней мере, одно дренажное отверстие, причем отверстия в экранах, по крайней мере, одно, снабжены клапаном одностороннего действия. Данная задача решается также за счет того, что в известном устройстве регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, содержащем оболочку корпуса, дренажные отверстия с клапанами одностороннего действия, а также элемент формирования отрывного течения, согласно изобретению в замкнутом объеме корпуса установлены закрепленные к оболочке разделительные экраны, по крайней мере, один, с отверстиями, по крайней мере, одним, с разделением оболочки корпуса на несколько замкнутых емкостей, при этом, по крайней мере, в оболочке корпуса одной из емкостей выполнено, по крайней мере, одно дренажное отверстие, причем элемент формирования отрывного течения выполнен с дренажным отверстием на ее поверхности, соединенным с дренажным отверстием оболочки корпуса. Элемент формирования отрывного течения может быть выполнен в виде аэродинамически спрофилированной надстройки с дренажным отверстием на ее поверхности, соединенным с дренажным отверстием оболочки корпуса. Техническим результатом изобретения является: - обеспечение ориентированного в заданном направлении течения газовой среды внутри корпуса за счет изменения давления между отдельными частями корпуса, и как следствие, увеличение точности регулирования; - упрощение конструкции корпуса для решения задачи регулирования аэродинамических нагрузок за счет исключения управляемых по траектории устройств обеспечения выравнивания давлений снаружи и внутри корпуса. Сущность изобретения иллюстрируется на примерах решения поставленной задачи применительно к корпусу ЛА, выполненному в виде КГЧ РН. На фиг. 1 представлена схема устройства регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус КГЧ РН (вариант 1), где: 1 - оболочка корпуса; 2 - дренажные отверстия оболочки корпуса; 3 - разделительные экраны; 4 - отверстия в разделительных экранах; 5 - замкнутые емкости; 9 - изделия. На фиг. 2 представлена схема устройства регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус КГЧ РН (вариант 2), где: 1 - оболочка корпуса;2 - дренажные отверстия оболочки корпуса;
3 - разделительные экраны;
4 - отверстия в разделительных экранах;
5 - замкнутые емкости;
6 - клапаны;
9 - изделия. На фиг. 3 представлена схема устройства регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус КГЧ РН (вариант 3), где:
1 - оболочка корпуса;
2 - дренажные отверстия оболочки корпуса;
3 - разделительные экраны;
4 - отверстия в разделительных экранах;
5 - замкнутые емкости;
7 - элемент формирования отрывного течения;
8 - дренажное отверстие элемента формирования;
9 - изделия. На фиг. 4 иллюстрируется схема устройства регулирования нагрузок применительно к одному из вариантов разрабатываемого на предприятии корпуса КГЧ РН с размещенными в нем КА, а также РКБ. На фиг. 5 иллюстрируется схема работы этого устройства по траектории полета РН. Здесь же приведено изменение аэродинамических нагрузок по времени на различных участках траектории. Устройство регулирования аэродинамических нагрузок, выполненное в вариантах 1, 2, 3 (фиг. 1-3), содержит оболочку корпуса 1, дренажные отверстия оболочки корпуса 2. В замкнутом объеме корпуса установлены прикрепленные к оболочке разделительные экраны 3, по крайней мере, один, с отверстиями 4, по крайней мере, одним, с разделением оболочки корпуса на несколько замкнутых емкостей 5, при этом в оболочке корпуса 1 одной из замкнутых емкостей 5 выполнено, по крайней мере, одно дренажное отверстие. В устройстве, выполненном в варианте 2 (фиг. 2), по крайней мере, одно из отверстий разделительного экрана 3 снабжено клапаном 6 и в дренажных отверстиях корпуса 2 также выполнены клапаны 6. В устройстве, выполненном в варианте 3 (фиг. 3), в отличие от варианта 1, кроме того, в дренажном отверстии оболочки корпуса 2 или его окрестности, по крайней мере, одном, установлен элемент формирования отрывного течения 7. Элемент формирования отрывного течения 7 может быть выполнен в виде аэродинамически спрофилированной надстройки с дренажным отверстием элемента формирования 8, соединенным с дренажным отверстием оболочки корпуса 2. В замкнутых объемах корпуса размещены изделия 9 (на фиг. 1-4 показаны условно). Выбор координат расположения дренажных отверстий производят, исходя из эпюры распределения наружного давления по длине корпуса и изменения давления в замкнутом объеме корпуса. Давление на поверхности определяют известными методами ([7]). При этом давление в замкнутом объеме корпуса формируют с учетом перетекания между замкнутыми объемами посредством изменения локального давления на поверхности оболочки в окрестности истечения газовой среды либо с помощью устройств, позволяющих изменять это давление: клапанов 6 одностороннего действия или элемента формирования отрывного течения 7. Способ регулирования аэродинамических нагрузок реализуется следующим образом. Согласно изобретению избыточное давление





1. Космонавтика. Энциклопедия. Под ред. В.П. Глушко. М.: Сов. Энциклопедия, 1985, стр. 339. 2. Авиация. Энциклопедия. М.: ЦАГИ, 1994, стр. 397. 3. Космический комплекс. Многоразовый орбитальный корабль "Буран". Под ред. Ю.П. Семенова, Г.Е. Лозино-Лозинского, В.Л. Лапыгина, В.А. Тимченко. - М.: Машиностроение, 1995, стр. 223-225. 4. Основы конструирования ракет-носителей космических аппаратов. Под ред. акад. В.П. Мишина и проф. В.К. Карраска. М.: Машиностроение, 1991, стр. 187-190. 5. Основы конструирования ракет-носителей космических аппаратов. Под ред. акад. В.П. Мишина и проф. В.К. Карраска. М.: Машиностроение, 1991, стр. 290. 6. Космический комплекс. Многоразовый орбитальный корабль "Буран". Под ред. Ю.П. Семенова, Г.Е. Лозино-Лозинского, В.Л. Лапыгина, В.А. Тимченко. - М.: Машиностроение, 1995, стр. 148-150. 7. А. Поуп, К. Гойн. Аэродинамические трубы больших скоростей. М.: Мир, 1968, стр. 311-316.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5