Датчик для измерения расхода и способ его изготовления
Изобретение может быть использовано при измерении массового расхода жидких и газообразных сред в трубопроводах и открытых лотках. В нижней части корпуса из нержавеющей стали размещен каркас в виде металлического стержня, на который намотана обмотка нагревателя, покрытая слоями изоляции из материала с высоким коэффициентом теплопроводности. При изготовлении датчика обмотку наматывают проводом, сложенным вдвое. На слой изоляции, покрывающий обмотку, осаждают слой меди и каркас с обмоткой помещают в корпус, заполненный в нижней части легкоплавким металлом. Изобретение обеспечивает повышение точности измерения расхода за счет уменьшения теплового сопротивления датчика. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретения относятся к измерительной технике, а именно, к датчикам тепловых расходомеров, и могут быть использованы при измерении расхода жидких и газообразных сред, пульп, многокомпонентных потоков в трубопроводах и открытых лотках.
Известен тепловой измерительный зонд (патент США N 4016758, кл. G 01 F 1/68, 1977), содержащий удлиненный трубчатый шток с закрытым концом, который вводится в поток текучей среды, обмотку нагревателя, расположенную внутри штока на трубке из электроизоляционного материала и соединенную с источником электрической энергии, и термопару, помещенную внутрь штока. Трубка удерживает обмотку нагревателя на удалении от внутренней поверхности штока, между которой и обмоткой размещен неметаллический заполнитель. Недостатками известного решения являются расположение обмотки нагревателя на каркасе из электроизоляционного материала и использование неметаллического заполнителя. Наиболее близкими к изобретениям по совокупности сходных признаков являются датчик для измерения расхода и способ его изготовления, раскрытые в заявке Германии N 4017877, G 01 F 1/68, 1991. Известный датчик для измерения расхода содержит корпус из нержавеющей стали с закрытым нижним концом, каркас, размещенный в нижней части корпуса, первый слой изоляции, нанесенный на боковую поверхность каркаса, намотанную на первый слой изоляции обмотку нагревателя, на которую нанесен второй слой изоляции, между которым и внутренней поверхностью корпуса размещен заполнитель с высоким коэффициентом теплопередачи. В процессе изготовления на каркас наносят первый слой изоляции, закрепляют на каркасе конец обмотки нагревателя, наматывают обмотку на первый слой изоляции, наносят на обмотку второй слой изоляции и размещают в корпусе каркас и заполнитель. Недостатком известных решений является увеличенное тепловое сопротивление перехода нагревательный элемент - среда, что снижает точность измерения расхода. Для устранения указанного недостатка в предложенном датчике каркас выполнен в виде стержня из металла с высоким коэффициентом теплопроводности, причем диаметр каркаса на 0,5 мм меньше внутреннего диаметра корпуса, слои изоляции выполнены из материала с высоким коэффициентом теплопроводности, а в качестве заполнителя использован металл. В частном случае выполнения может использоваться легкоплавкий металл. При изготовлении предложенного датчика обмотку нагревателя наматывают проводом, сложенным вдвое, с коэффициентом заполнения 0,5 - 0,9, на второй слой изоляции осаждают слой меди, который гальванически наращивают до толщины 10 - 20 микрон, а в корпусе между его внутренней поверхностью и слоем меди размещают металлический заполнитель. Для закрепления конца обмотки его приклеивают к каркасу быстросхватывающимся клеем, который после наматывания обмотки покрывают эпоксидно - уретановым клеем и сушат каркас с обмоткой при температуре 200oC в течение 1 часа. Намотка обмотки нагревателя на боковую поверхность изолированного каркаса, нанесение на обмотку нагревателя второго слоя изоляции из материала с высокой теплопроводностью, помещение между слоем изоляции и внутренней стенкой корпуса заполнителя, в качестве которого используют легкоплавкий металлический сплав с высоким коэффициентом теплопередачи улучшает теплопередачу от обмотки нагревателя к корпусу датчика для измерения расхода и далее в среду, расход которой измеряется и, следовательно, уменьшает тепловое сопротивление. При этом нанесенные слои изоляции изолируют микротрещины в обмотке нагревателя, возникновение которых возможно при намотке обмотки, и исключают возможность короткого замыкания между витками обмотки, что позволяет использовать заполнитель из металлического сплава. Введение в датчик для измерения расхода металлического стержня из металла с высоким коэффициентом теплопроводности и размещение его в нижней части корпуса также улучшает теплопередачу от обмотки нагревателя к корпусу датчика и далее в среду, расход которой измеряется и, следовательно, уменьшает тепловое сопротивление. Изготовление корпуса датчика из немагнитной нержавеющей стали позволяет применять предлагаемый датчик для измерения расхода неочищенных сред, так как обеспечивает надежную защиту измерительного элемента от воздействия среды. Осаждение на второй слой изоляции слоя меди и наращивание его до указанной толщины позволяет улучшить тепловой контакт между слоем изоляции и заполнителем и способствует уменьшению теплового сопротивления предлагаемого датчика. Выполнение намотки обмотки нагревателя с коэффициентом заполнения 0,5,.. . , 0,9 проводом, сложенным вдвое, также улучшает теплопередачу от обмотки нагревателя к корпусу датчика и далее в среду, расход которой измеряется и, следовательно, уменьшает тепловое сопротивление вследствие того, что между двумя рядом расположенными проводами, в которых направление тока противоположно, возникает электрическое поле, которое нагревает непосредственно корпус датчика и улучшает теплопередачу в среду, расход которой определяется. На чертеже приведен схематический чертеж предлагаемого датчика для измерения расхода. Датчик для измерения расхода среды содержит корпус 1 с закрытым нижним концом, каркас - металлический стержень 2, размешенный в нижней части корпуса 1, первый слой изоляции 3, нанесенный на каркас 2, обмотку нагревателя 4, которая намотана на первый слой изоляции 3, второй слой изоляции 5, который нанесен на обмотку нагревателя 4, заполнитель 6, который помещен в пространство вторым между слоем изоляции 5 и внутренней поверхностью корпуса 1. Диаметр каркаса 2 выбирается на 0,5 мм меньше, чем внутренний диаметр корпуса 1. Высота каркаса 2 выбирается исходя из того, чтобы разместить на нем один слой обмотки нагревателя 4 выбранным проводом при оммическом сопротивлении обмотки 46


Формула изобретения
1. Датчик для измерения расхода, содержащий корпус из нержавеющей стали с закрытым нижним концом, каркас, размещенный в нижней части корпуса, первый слой изоляции, нанесенный на боковую поверхность каркаса, намотанную на первый слой изоляции обмотку нагревателя, на которую нанесен второй слой изоляции, между которым и внутренней поверхностью корпуса размещен заполнитель с высоким коэффициентом теплопередачи, отличающийся тем, что каркас выполнен в виде стержня из металла с высоким коэффициентом теплопроводности, причем диаметр каркаса на 0,5 мм меньше внутреннего диаметра корпуса, слои изоляции выполнены из материала с высоким коэффициентом теплопроводности, а в качестве заполнителя использован металл. 2. Датчик для измерения расхода по п.1, отличающийся тем, что в качестве заполнителя использован легкоплавкий металл. 3. Способ изготовления датчика для измерения расхода, заключающийся в изготовлении корпуса датчика из нержавеющей стали, изготовлении каркаса, нанесении на него первого слоя изоляции, закреплении на каркасе конца обмотки нагревателя, наматывании обмотки на первый слой изоляции нанесении на обмотку второго слоя изоляции и размещении в корпусе каркаса и заполнителя, отличающийся тем, что в качестве каркаса используют металлический стержень, диаметр которого на 0,5 мм меньше внутреннего диаметра корпуса, обмотку нагревателя наматывают проводом, сложенным вдвое, с коэффициентом заполнения 0,5 - 0,9, на второй слой изоляции осаждают слой меди, который гальванически наращивают до толщины 10 - 20 мкм, а в корпусе между его внутренней поверхностью и слоем меди размещают металлический заполнитель. 4. Способ изготовления датчика для измерения расхода по п.3, отличающийся тем, что для закрепления конца обмотки его приклеивают к каркасу быстросхватывающимся клеем, который после наматывания обмотки покрывают эпоксидно-уретановым клеем и сушат каркас с обмоткой при температуре 200oC в течение 1 ч.РИСУНКИ
Рисунок 1