Движитель судна
Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям надводных и подводных судов. Движитель судна содержит раму, на которой смонтированы два кривошипно-ползунных синусных механизма с параллельными направляющими. Ползуны состоят друг с другом в кинематической связи с передаточным отношением и смещены относительно друг друга по фазе. Между направляющими синусных механизмов расположена параллельная направляющим неподвижная направляющая, делящая расстояние между ними пополам. Неподвижная направляющая образует поступательную пару с ползуном. Ползуны синусных механизмов и ползуны поступательной пары соединены общим шатуном, соединенным с двумя любыми из этих трех ползунов посредством промежуточных звеньев, образующих с ползунами вращательные пары и с общим шатуном поступательную. С третьим ползуном общий шатун соединен посредством вращательной пары. К общему шатуну или к промежуточному звену присоединена лопасть, ориентированная вдоль общего шатуна. При вращении кривошипов шатуны синусных механизмов сообщают ползунам возвратно-поступательное движение с одинаковыми периодами и смещением по фазе. При этом центральная часть общего шатуна совершает синусоидальное движение по типу волнообразно движущихся водных обитателей и передает это движение соединенной с ним непосредственно или посредством промежуточного звена лопасти. Достигается повышение тяги движителя. 3 з.п.ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям надводных и подводных судов. Оно может быть также использовано в качестве вибрационного конвейера, а также в качестве наглядного пособия волнового движения.
Известно приводное устройство движителя лодок, содержащее двигатель с выходным валом и коробкой передач, кинематически связанной посредством силового механизма с вертикальной гибкой пластиной, и парные рычаги с лопастями, связанные с неподвижными обоймами (Патент Японии N 22887, 84E5, опубл. 1970). Недостатком указанного устройства является низкая тяга движителя и устойчивости лодки при движении. Известен движитель судна, содержащий две лопасти с приводом, включающим рычажный механизм, содержащий рычаги со сферическими шарнирами, а также эксцентрик, связанный с маятниковым рычагом и кривошипом, взаимодействующими посредством зубчатых передач с вертикальной гибкой лопастью (Авторское свидетельство СССР N 941239, В 63 H 1/04, 1979). Недостатком известного движителя судна является низкая тяга, связанная с тем, что вследствие постоянства положения осей закрепления вертикальной гибкой лопасти, она может совершать движение либо по типу стоячей волны, либо по типу бегущей волны на ограниченных участках с переменной формой волны. Прототипом заявляемого изобретения является движитель судна, содержащий раму, на которой закреплена по крайней мере одна жесткая или упругая лопасть, соединенная с приводом ее угловых колебаний относительно оси, лежащей на ее поверхности, включающим в себя рычажное устройство (НРБ, а.с. 38987, кл. В 63 Н 1/36, 1983). Недостатком прототипа является низкая тяга движителя, связанная с недостаточно точным копированием движения волны и большими потерями энергии на бесполезное перемешивание воды. В основу настоящего изобретения положено решение технической задачи повышения тяги движителя. Технический результат достигается за счет того, что рычажный механизм содержит два кривошипно-ползунных синусных механизма, состоящих в кинематической связи с передаточным отношением, равным 1, и смещением по фазе, и поступательную пару, содержащую ползун с неподвижной направляющей, причем ползуны синусных механизмов, состоящих в кинематической связи с передаточным отношением, равным 1, и смещением по фазе, и поступательную пару, содержащую ползун с неподвижной направляющей, причем ползуны синусных механизмов и поступательной пары соединены общим шатуном. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 - принципиальная схема движителя судна; фиг. 2-8 - последовательные положения общего шатуна 11 и лопасти 13, отличающиеся поворотом кривошипов 2 на 45o при смещении кривошипов 2 по фазе на 45o; фиг. 9 - принципиальная схема движителя судна с двумя рычажными механизмами и упругой лопастью, закрепленной на концах на разных механизмах; фиг. 10 - изменение формы упругой лопасти между закреплениями на разных механизмах при работе движителя судна. Движитель судна содержит раму 1, на которой смонтированы два кривошипно-ползунных синусных механизма, каждый из которых состоит из кривошипов 2, взаимодействующих через шатуны 3 с ползунами 4, установленными в направляющих 5. Направляющие 5 ползунов 4 параллельны друг другу. Ползуны 4 состоят друг с другом в кинематической связи с передаточным отношением, равным 1, и смещены относительно друг друга по фазе. Кинематическая связь ползунов 4 может быть осуществлена посредством последовательно соединенных трех шестерен 6-8, расположенных в ряд, к крайним из которых 6, 8 присоединены кривошипы 2 кривошипно-ползунных синусных механизмов. Между направляющими 5 синусных механизмов расположена неподвижная направляющая 9, параллельная направляющим 5 синусных механизмов и, преимущественно, делящая расстояние между ними пополам. Неподвижная направляющая 9 образует поступательную пару с ползуном 10. Ползуны 4 синусных механизмов и ползуны 10 поступательной пары соединены общим шатуном 11, соединенным с двумя любыми из этих трех ползунов 4 или 10 посредством промежуточных звеньев 12, образующих с ползунами 4 или 10 вращательные пары и с общим шатуном 11 - поступательную. С третьим ползуном (на фиг. 1-8 - левый 4) общий шатун 11 соединен посредством вращательной пары. К общему шатуну 11 или к промежуточному звену 12 присоединена лопасть 13, ориентированная вдоль общего шатуна 11 и расположенная посредине между направляющими 4 синусных механизмов. Привод движителя судна может содержать дополнительный рычажный механизм, идентичный первому и имеющий одинаковые с ним начальные параметры, а упругая лопасть 13 закреплена на общих шатунах 11 или промежуточных звеньях 12 обоих рычажных механизмов. Длина лопасти 13 в этом случае должна быть больше расстояния между местами закрепления лопасти и иметь вследствие этого изогнутую форму. Длина лопасти 13 может быть определена из следующих соотношений (см. фиг. 10)





В этом случае вертикальное перемещение середины общего шатуна 11 и его угол наклона


или после тригонометрических преобразований

Поскольку функции cos(-






В этом случае

Соотношение между r и s может быть выбрано любым, в зависимости от него характер изменения наклона лопасти 13 будет более плавным или крутым. Для получения движения лопасти по закону синуса с амплитудным перемещением y0 необходимо, чтобы соблюдалось условие

Из (1) имеем

Подставляя (3) в (2), находим s = y0. С учетом этого центральная часть общего шатуна 11 совершает синусоидальное движение по типу волнообразно движущихся водных обитателей и передает это движение соединенной с ним непосредственно или посредством промежуточного звена 12 лопасти 13. Сопровождающий работу движителя судна поворот общего шатуна 11 вызывает изменение его длины между ползунами 4 и 10, определяемой как s/2cos



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10