Рельсовое стыковое соединение
Изобретение относится к линиям электроснабжения с устройствами, расположенными вдоль железнодорожного полотна, для транспортных средств с электротягой, а именно к токопроводящим устройствам, расположенным в местах соединения рельсов, представляющих собой рельсовые стыковые соединения. Рельсовое стыковое соединение состоящее из накладок 1, закрепленных болтами (2), к шейкам (3) стыкуемых рельсов (4) и токопроводящей рессоры (5). Форма и расположение рессоры позволяет обеспечить постоянный и надежный электрический контакт элементов рельсового стыкового соединения, за счет увеличения ее упругости и создания надежного токопроводящего контура. 3 з.п.ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к линиям электроснабжения и устройствам, расположенным вдоль железнодорожного полотна, для транспортных средств с электротягой, а именно к токопроводящим устройствам, расположенным вдоль рельсов и в местах их соединений.
Известно рельсовое стыковое соединение, содержащее токопроводящий элемент в виде металлического желоба с отогнутыми внутрь краями помещенный в пространство между шейками стыкуемых рельсов и рельсовой накладкой. Желоб имеет С-образное поперечное сечение и расположен своей продольной осью параллельно продольной оси соединяемых рельсов. Отогнутые прямолинейные участки желоба имеют поперечные надрезы и своими концами контактируют с накладкой, а основание желоба прилегает к шейкам соединяемых рельсов [1]. Недостатком этой конструкции является нестабильность контакта токопроводящего элемента и одного из стыкуемых рельсов из-за возможного смещения шеек стыкуемых рельсов в поперечном направлении. Такое смещение возникает в результате допускаемых отклонений размеров при изготовлении рельсов, а отсутствие прилегания токопроводящего элемента к одной из шеек вызвано его высокой жесткостью в направлении смещения стыкуемых рельсов. Известно другое рельсовое стыковое соединение, содержащее накладки, закрепленные на шейках стыкуемых рельсов симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось рельсов, и соединенные между собой и с шейками рельсов болтами, установленными по обе стороны от стыка и размещенные в полостях между шейками стыкуемых рельсов и внутренними поверхностями накладок токопроводящие элементы в виде рессоры, каждый из которых симметричен относительно горизонтальной плоскости, проходящей через продольную ось рельсов и имеет среднюю часть в форме арки, обращенной выпуклостью в сторону накладки и соединенную с прямолинейными концевыми участками поверхностями сопряжения, при этом угол между касательными плоскостями к поверхности сопряжения в местах соединения с арочным и прямолинейным участками рессоры выполнен большим 90o так, что концы прямолинейных участков обращены в противоположные стороны и опираются на шейки соединяемых рельсов, а арочный участок опирается на накладку [2]. Такое техническое решение обеспечивает постоянный контакт стыкуемых рельсов за счет возможности самоустановки упругого токопроводящего элемента своими концами на шейках стыкуемых рельсов. Надежность этого контакта определяется, в том числе, усилием прижатия концов рессоры к шейкам стыкуемых рельсов. Величина усилия прижатия зависит от свойств материала, формы и размеров упругого токопроводящего элемента, а также величины его упругой осадки в пространстве между накладкой и шейками стыкуемых рельсов. Пространство для размещения рессоры ограничено в продольном направлении расстоянием между стержнями ближайших к стыку крепежных болтов, а в поперечном - внутренним торцом накладки. Однако форма и способ закрепления токопроводящего элемента - рессоры, размещенного в этом пространстве, предопределяет его высокую жесткость, что в условиях колебания величины осадки рессоры, возникающих вследствие допусков на изготовление элементов конструкции, может привести к разрушению рессоры в процессе монтажа и эксплуатации. В процессе осадки токопроводящей рессоры под действием монтажных деформаций свободные концы прямолинейных участков могут отгибаться в сторону, противоположную поверхности шейки рельса, уменьшая площадь контакта, повышая жесткость рессоры и, тем самым, увеличивая скорость нарастания действующих напряжений и опасность разрушения. Целью изобретения является повышение надежности электрического контакта элементов рельсового стыкового соединения за счет увеличения упругости токопроводящей рессоры и создания дополнительного токопроводящего контура. Указанная цель достигается тем, что в рельсовом стыковом соединении, содержащем рельсовые накладки, крепежные болты, соединяющие рельсовые накладки с шейками стыкуемых рельсов, токопроводящие рессоры, установленные симметрично с двух сторон между накладками и шейками стыкуемых рельсов и имеющие среднюю часть в форме арки, обращенной выпуклостью в сторону накладки, прямолинейные участки и сопрягающие поверхности, соединяющие последние со средней арочной частью рессоры таким образом, что касательные плоскости, проведенные к сопрягающим поверхностям в местах сопряжения средней арочной части и концевых прямолинейных участков расположены под углом друг к другу, абсолютная величина угла



Формула изобретения
1. Рельсовое стыковое соединение, содержащее рельсовые накладки, крепежные болты, соединяющие рельсовые накладки с шейками стыкуемых рельсов, а также токопроводящие рессоры, установленные симметрично с двух сторон между накладками и шейками стыкуемых рельсов и имеющие среднюю часть в форме арки, обращенной выпуклостью в сторону накладки, прямолинейные участки и поверхности сопряжения, соединяющие последние со средней арочной частью рессоры таким образом что касательные плоскости, проведенные к сопрягающим поверхностям в местах сопряжения средней арочной части и концевых прямолинейных участков, расположены под углом друг к другу, отличающееся тем, что угол
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7