Электросоединитель стыка контактного рельса
Изобретение относится к электрическим многоамперным соединениям температурных стыков контактных рельсов, например, метрополитенов. В электросоединителе стыка контактного рельса, содержащем две электрически соединенные между собой проводниками одинаковые стальные переходные пластины толщиной D, поверхности которых подразделены на опорно-контактный и примыкающий к нему по прямой линии длиной lok контактный участки, где первый участок имеет вид прямоугольника длиной lok и шириной hok, а второй - вид прямоугольной трапеции с основаниями lok и lk<l и высотой hk, при этом проводники электрически соединены с пластинами в пределах полосы шириной lk, соответствующей меньшему основанию упомянутой трапеции, а опорно-контактные участки целиком лежат на подошве рельса шириной h = hок+ Заявляемое техническое решение относится к электрическим многоамперным соединителям температурных стыков контактных рельсов, например, метрополитенов. РИСУНКИ
и приварены к ней по своим периметрам швом с катетом
, пластины симметрично расположены относительно стыка рельса так, что их края шириной hоk параллельны и удалены друг от друга, а в не занятых указанными проводниками зонах опорно-контактных участков обе пластины снабжены обращенными дном в сторону стыка сквозными по толщине D равномерно чередующимися с шагом 4
открытыми пазами шириной 2
, стенки которых ориентированы под углом
к оси рельса и приварены к его подошве, причем
Такая конструкция уменьшает габариты, металлоемкость и электрическое сопротивление переходных пластин, а также повышает равномерность распределения тока по площади их сварных контактов с рельсом. 2 ил., 1 табл.
. Шов имеет суммарную длину l
, соответствующую привариваемой части периметра, указанного опорно-контактного участка. Поэтому постоянный или переменный электрический ток с действующим значением 1 будет протекать через площадь S
сварного контакта со средней плотностью J
, удовлетворяющей соотношению I = J
S
, S
=
l
. (1) Поскольку величины
и J
ограничены, то при повышении тока I соотношение (1) практически может удовлетворяться лишь за счет увеличения длины l
, т. е. при I
и l
. . Увеличение же l
, естественно, приводит к возрастанию габаритов и металлоемкости переходных пластин, а также может повышать и их электрическое сопротивление вследствие удлинения линий тока. При этом может возрастать и степень неравномерности распределения тока по площади сварного контакта, т. е. линии тока могут концентрироваться в сравнительно небольших участках сварных швов, что приводит к их локальному перегреву. Заявляемая полезная модель решает задачу создания ЭСКР с переходными пластинами, имеющими уменьшенные габариты, металлоемкость и электрическое сопротивление, а также повышенную степень равномерности распределения тока по площади сварного контакта. Решение указанной задачи достигается тем, что в известном ЭСКР (содержащем две электрически соединение между собой проводниками одинаковые стальные переходные пластины толщиной D, поверхности которых условно подразделены на опорно-контактный и примыкающий к нему по прямой линии длиной lок контактный участки, где первый участок имеет вид прямоугольника длиной lок и шириной hок, а второй - вид прямоугольной трапеции с основаниями lок и lк<l и высотой hк, при этом проводники электрически соединены с пластинами в пределах полосы шириной lк, соответствующей меньшему основанию упомянутой трапеции, а опорно-контактные участки целиком лежат на подошве рельса шириной h = hок+
и приварены к ней по своим периметрам швом с некоторым средним катетом
D) пластины симметрично расположены относительно стыка рельса так, что их края шириной hок параллельны и уделены друг от друга, а в не занятых указанными проводниками зонах опорно-контактных участков обе пластины снабжены N
1 обращенными дном в сторону стыка сквозными по толщине D равномерно чередующимися с шагом 4
открытыми пазами шириной 2
, стенки которых ориентированы под углом
к оси рельса и приварены к его подошве швом с катетом
, причем
= arctghк(lок-lк)-1. На фиг. 1 дана конструктивная схема заявляемой модели (вид сверху на подошву рельса), а на фиг. 2 - фрагмент переходной пластины с равномерно чередующимися пазами шириной 2
, разделенными перешейками (зубцами) неопределенной (искомой) ширины 2C. Конструкция ЭСКР на фиг. 1 содержит две одинаковые стальные переходные пластины 1 толщиной D (размер D не показан), симметрично расположенные на подошве рельса 2 шириной h относительно его стыка
. Края пластин шириной hок= h-
параллельны и удалены друг от друга. При этом прямоугольные их опорно-контактные участки 3 шириной hок и длиной lок целиком лежат на подошве, а примыкающие к ним по прямым линиям длиной lок (показаны пунктиром) трапецеидальные контактные участки 4 с основаниями длиной lок и lк<l и высотой hк не лежат на подошве рельса. В пределах полосы шириной lк, соответствующей меньшему основанию трапецеидальных участков, пластины электрически соединены между собой проводниками 5 (на фиг. 1 представлен вариант неразъемного сварного соединения проводников с пластинами - сварные швы на периметрах стальных манжет 6 проводников не показаны). Сами же пластины приварены к подошве рельса не только по части периметров их опорно-контактных участков (на фиг. 1 это показанные штриховкой Г-образные швы 7 с катетом
и сторонами длиной h и lок), но и швами с тем же катетом
по стенкам N пазов шириной 2
(они также показаны штриховкой), разделенных зубцами шириной 2
(для определенности на фиг. 1 число N=3). При этом стенки пазов образуют с осью рельса тот же угол
, что и выступающие за его подошву края пластин, соответствующие большей боковой стороне трапецеидальных участков 4, т.е.
= arctghк(lок-lк)-1. Отметим, что изображенный на фиг. 1 конкретный вариант конструкции ЭСКР максимально может содержать восемь проводников: пять - сверху пластин (они показаны) и еще три - снизу пластин, т.е. под выступающими за подошву рельса их трапецеидальными участками (не показаны). Очевидно, что, если соединения проводников с пластинами должны быть разъемными (болтовыми), то проще всего они реализуются на выступающих за подошву рельса трапецеидальных участках пластин. В этом случае пазы выполняются в пределах всей опорно-контактной длины lок, а Г-образные сварные швы 7 заменяются на П-образные (т. е. пластины привариваются еще и по участкам длиной hок своих сторон, прилегающих к стыку
). Такими же, П-образными, эти швы могут быть и в случае сварного соединения проводников с пластинами, если только оно осуществляется на месте, а не в заводских условиях (т.е. сначала привариваются к подошве рельса пластины, а затем уже к ним - проводники). Следует подчеркнуть, что переходные пластины не обязательно должны быть целиком плоскими. В частности, их трапецеидальные участки 4 могут быть, например, отогнуты вверх по линиям, показанным на фиг. 1 пунктиром. В этом случае опорно-контактные участки пластин можно приварить к подошве рельса по всем их прямоугольным периметрам. ЭСКР работает следующим образом. Постоянный или переменный ток с действующим значением I протекает по рельсу 2, переходным пластинам 1 и соединяющим их проводниками 5. При этом средняя плотность его протекания через площадь S
сварного контакта между рельсом и переходными пластинами не должна превышать некоторой величины J
, определяемой допустимой их температурой. Следовательно, согласно (1) сварной шов с катетом
должен иметь длину
С другой стороны, согласно фиг. 1
где SN - суммарная площадь N пазов, которую можно выразить в виде SN=
NS, S = (lок-lк)hок, hок= h-
. (4)
Здесь S - площадь не занятой манжетами 6 проводников 5 прямоугольной зоны опорно-контактных участков 3, в пределах которой расположены пазы, а
N - безразмерный коэффициент, определяющий долю площади SN от площади S, т. е.
N< 1.
Так как в пределах площади S расположено N пазов и N+1 перешейков (зубцов), причем и те и другие имеют одинаковую ширину 2
, что

Из (3), (4) следует, что у заявляемой модели габаритная длина переходных пластин

У прототипа N= 0, так что согласно (5), (6) габаритная длина его переходных пластин равна величине lок(0), причем
lок(O) = l
-h. (7)
Практически всегда, причем с большим запасом, выполняется условие
lк<l(0),
с учетом которого из (6) и (7) следует
lок(N)<l(0). Таким образом, габаритная длина lок переходных пластин у заявляемой модели - lок(N) меньше, чем у прототипа - lок(0). Это свидетельствует и о снижении их металлоемкости. Кроме того, вследствие уменьшения габаритной длины пластин и наличия в них пазов с приваренными к подошве рельса стенками существенно укорачиваются линии тока и повышается степень равномерности его распределения как по площади S
/ сварного контакта, так и в целом по площади опорно-контактных участков пластин. Естественно, что все это приведет к снижению и электрического сопротивления ЭСКР. Отметим, что выступающие за подошву рельса края 1 пластин в значительной степени формируют основную тенденцию прохождения линий тока - параллельно указанным краям пластин, т.е. под углом
к оси рельса. Поэтому для минимизации электрического сопротивления пластин стенки пазов имеют ту же ориентацию. Характерно, что при N>3 коэффициент (5) мало зависит от N (см. таблицу). Следовательно, при N>3 практически не зависит от N и габаритный размер (6). Поэтому, скорее всего, наиболее рациональные конструкции ЭСКР будут соответствовать N
3. Важной особенностью заявляемой модели (фиг. 1) является равенство ширины пазов и разделяющих из перешейков - зубцов. Это равенство обеспечивает выполнение условия

где
x и
у - эквивалентные удельные сопротивления зубцово-пазовой структуры переходных пластин в принятых на фиг. 1 координатных направлениях x, y, т.е. соответственно поперек - x и вдоль - y стенок пазов. Условие (8) способствует формированию преимущественного направления линий тока вдоль оси y, т.е. вдоль стенок пазов. При этом оно повышает и равномерность растекания тока в направлениях оси x, т.е. равномерность его ответвления из зубцов поперек стенок пазов в их сварные контакты с подошвой рельса, что способствует устранению локальных перегревов и в целом уменьшает электрическое сопротивление ЭСКР. Для доказательства указанного равенства, обеспечивающего выполнение условия (8), рассмотрим фиг. 2, где представлен фрагмент зубцово-пазовой структуры переходной пластины, у которой в отличие от фиг. 1 зубцы имеют неопределенную ширину 2C. При этом удельное сопротивление зубцов равно
c, а заваренных пазов -
.
На границах раздела пазов и зубцов нормальная составляющая Jx вектора плотности тока
непрерывна /2, c. 41/. Поэтому Jx
const, так что условие эквивалентности для электрического напряжения Ux
, приложенного к отрезку оси x длиной
, равной шагу чередования пазов (фиг. 2), по аналогии с /3, с. 59, второе уравнение (58)/, имеет вид
Ux
=
xJx
= 
Jx2
+
cJx2C,
= 2(
+C). (9)
На указанных границах раздела непрерывна и касательная составляющая Ey вектора
электрической напряженности /2, с. 40/. Поэтому Ey
const, так что условие эквивалентности для удельного (на единицу длины по оси Z) электрического тока iу
, протекающего вдоль оси y через отрезок оси x длиной
(фиг. 2), по аналогии с /3, с. 59, первое уравнение (58)/, имеет вид
iу
=
-у1Eу
=
-
1Eу2
+
-c1Eу2C. (10)
Умножив (9) на (10) и сократив Jx и Ey, получим выражение для отношения эквивалентных удельных сопротивлений (8):

Если найти производную от этого выражения по C и в соответствии с (8) приравнять ее к нулю, то получается уравнением C-
= 0, которое свидетельствует о наличии именно минимума у функции (11), достигаемого как раз при равенстве ширины пазов и зубцов (2C = 2
). Важно, что этом равенство не зависит от значений 
и
c. Следовательно, оно сохраняется независимо от материалов как сварного шва, так и пластин. Оценим эффективность заявляемой модели (фиг. 1) на конкретном примере при следующих исходных данных, характерных для метрополитенов /1, c/ 14, 17, 18, 39/:
h = 80 мм, lк= 90 мм,
= 10 мм, (12)
1=3500 A, J
= 0,4 A/мм2.
Согласно (12) и (2)
l
= 875 мм, (13)
так что из (7) следует
lок(0)=795 мм. С учетом (12), (13) и (5), например, при N=3 из (6) находим
lок(3)=266 мм. Итак, согласно (14) и (15) у рассмотренного варианта ЭСКР, соответствующего фиг. 1, габаритная длина переходных пластин - lок(3) в 3 раза меньше аналогичной длины - lок(0) у прототипа. Это подтверждает высокую эффективность заявляемой полезной модели.
Формула изобретения
и приварены к ней по своим периметрам швом с катетом
, отличающийся тем, что пластины симметрично расположены относительно стыка рельса так, что их края шириной hок параллельны и удалены друг от друга, а в не занятых указанными проводниками зонах опорно-контактных участков обе пластины снабжены обращенными дном в сторону стыка сквозными по толщине D равномерно чередующимися с шагом 4
открытыми пазами шириной 2
, стенки которых ориентированы под углом
к оси рельса и приварены к его подошве, причем 



















