Транспортный самолет с затупленной хвостовой частью фюзеляжа
Использование: в самолетостроении. Сущность: транспортный самолет с затупленной хвостовой частью 5 фюзеляжа, содержащий преимущественно два реактивных двигателя 4, интегрированные непосредственно в хвостовую часть фюзеляжа, в котором воздух, засасываемый в двигатели, подается через диффузор 6, расположенный вокруг обоих двигателей в непосредственной близости от их входного сечения, а воздух, отсасываемый из пограничного слоя, через щели отсоса 8 с помощью комбинированного устройства, состоящего их эжектора 12 и диффузоров 6 и расположенного в области хвостовой части фюзеляжа, отводится в общий поток засасываемого в двигатель воздуха. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано в транспортном самолете с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащем два реактивных двигателя, интегрированных непосредственно в хвостовую часть фюзеляжа, и диффузор.
Подобные самолеты с затупленной хвостовой частью широко известны. В патенте США (N 5114098, кл. B 64 C 1/00, 1992) описан пассажирский самолет с двумя интегрированными в хвостовую часть фюзеляжа двигателями, в которые засасываемый воздух поступает через воздухозаборник, расположенный в верхней части фюзеляжа. При этом засасываемый воздух поступает в двигатели через удлиненный диффузор. Из патента Германии (N 1900380, кл. B 64 D 33/02, 1972) видно, что для центрально расположенного и интегрированного в хвостовую часть фюзеляжа реактивного двигателя предусмотрен один входной диффузор воздухозаборника. Схема подачи всасываемого воздуха по удлиненным диффузорам для двух встроенных в хвостовую часть фюзеляжа двигателей у самолетов большой вместимости, которые должны использоваться и в качестве транспортных самолетов, известна из патента Германии (N 1481622, кл. B 64 C 1/00, 1970). Известен самолет с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащий два реактивных двигателя, встроенных в хвостовую часть фюзеляжа и диффузор (патент США N 4033526, кл. B 64 C 15/02, 1977). Все вышеуказанные самолеты имеют для направления всасываемого в двигатели воздуха в основном диффузоры обыкновенной конфигурации удлиненного типа, проходящими через хвостовую часть фюзеляжа. Эти самолеты именно благодаря интеграции реактивных двигателей в хвостовую часть фюзеляжа обладают меньшим сопротивлением, чем такие же самолеты с двигателями, расположенными снаружи хвостовой части. Недостатком схемы вышеуказанных самолетов является то, что хвостовая часть самолета получается относительно удлиненной и тем самым плохо приспособленной для восприятия полезной нагрузки. С другой стороны, в патенте Германии (N 906660, кл. B 64 D 33/02, 1954) предложено решение задачи по снижению сопротивления воздуха при полете воздушного летательного аппарата, при котором увлекаемый в направлении полета пограничный слой воздуха в результате трения его о наружные поверхности частей летательного аппарата (крыльев, корпуса), выступающих навстречу набегающему потоку и благодаря этому снижающих относительную скорость движения летательного аппарата, полностью или частично отсасывается и подается в воздухопотребляющее устройство (например, компрессор). На чертежах здесь в целом изображены реактивные двигатели, расположенные в передней части фюзеляжа или на несущих плоскостях самолета, что свидетельствует о необходимости значительных расходов на обеспечение требующейся аппаратурой и приборами. Задача данного изобретения создать транспортный самолет указанного типа, который обладает пониженным сопротивлением воздушному потоку благодаря новой конфигурации как хвостовой части фюзеляжа, так и системы направления засасываемого воздуха в реактивный двигатель. Технический результат достигается тем, что в транспортном самолете с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащем два реактивных двигателя, встроенных в хвостовую часть фюзеляжа, и диффузор, последний расположен вокруг обоих реактивных двигателей в непосредственной близости от входного сечения двигателей, а хвостовая часть фюзеляжа выполнена со щелями отсоса, связанными с комбинированным устройством, включающем эжектор и дополнительный диффузор, соединенный с диффузором двигателей. При этом диффузор оборудован направляющими плоскостями. Кроме того, щели отсоса расположены перед диффузором двигателей и на большем радиальном расстоянии от продольной оси хвостовой части фюзеляжа, чем диффузор двигателей, и образованы входной кромкой комбинированного устройства. Кроме того, комбинированное устройство содержит напорные каналы и эжекторные сопла. Кроме того, напорные каналы и эжекторные сопла соединены с двухконтурным газогенератором. Кроме того, эжекторные сопла установлены перед входной кромкой комбинированного устройства, переходящей в эжектор, а затем в дополнительный диффузор. Кроме того, в верхней и нижней частях хвостовой части фюзеляжа имеется по одной щели отсоса и по одному напорному каналу. Кроме того, на входе в реактивные двигатели установлены две отклоняющие решетки. Кроме того, реактивные двигатели снабжены реактивными соплами с двумя степенями свободы. Полная интеграция корпуса летательного аппарата и силовой установки благодаря монтажу реактивных двигателей в хвостовой части фюзеляжа и многократному отсосу спутной струи ведет к тому, что значительно повышается эффективность или КПД поступательного движения, потому что тяга создается ускорением той же массы воздуха, которая ранее оказывала замедляющее воздействие в результате трения о наружные поверхности фюзеляжа. Такая компоновка корпуса самолета и двигателя позволяет, кроме того, добиться значительного утолщения и укорочения хвостовой части фюзеляжа, что тем самым при заданной вместимости фюзеляжа ведет к уменьшению омываемой воздухом наружной поверхности и массы корпуса самолета. Другим преимуществом такого утолщения корпуса летательного аппарата является уменьшение омываемой воздухом поверхности крыла при заданном размахе крыльев. Если силовую установку оснастить одним или несколькими реактивными соплами с двухстепенными векторами тяги, то в значительной степени уменьшатся размеры вертикального и горизонтального хвостового оперения. Все перечисленные достоинства такой конструкции ведут при заданной полезной нагрузке и дальности полета летательного аппарата к существенному уменьшению его габаритов и массы, а также к значительному сокращению удельных транспортных расходов. На фиг. 1 показано расположение щелей для отсоса воздуха в затупленной хвостовой части фюзеляжа с безотрывным потоком или обтеканием; на фиг. 2 - характер изменения давления пограничного слоя воздуха в хвостовой части фюзеляжа согласно фиг. 1; на фиг. 3 характер прохождения линий обтекания или тока воздуха позади затупленной части хвостового оперения, за концом которого начинается сток; на фиг. 4 распределение давления на поверхности хвостовой части фюзеляжа, выполненного в виде затупленного хвоста согласно фиг. 3; на фиг. 5 практическое исполнение формы интегрированной силовой установки с системой управления пограничным слоем; на фиг. 6 вид по стрелке F на фиг. 5; на фиг. 7 конструктивная форма исполнения транспортного самолета с силовой двигательной установкой, оборудованной системой управления пограничным слоем воздуха согласно фиг. 5; на фиг. 8 вид сзади транспортного самолета согласно фиг. 7. На фиг. 1 показано сечение затупленной хвостовой части 1 фюзеляжа с требуемым расположением щелей отсоса 2. С помощью щелей отсоса 2 достигается безотрывное обтекание пограничного слоя воздуха. При этом пограничный слой воздуха может преодолеть без отрыва соответственно повышение давления на 40% от соответствующего полного начального напора. Так как соответственно преодолеваемое повышение давления в первом приближении пропорционально квадрату скорости воздушного потока, возникающему непосредственно за обтекаемыми щелями отсоса 2, то частота распределения щелей отсоса 2 воздуха вокруг задней критической точки 3 всегда больше. Возможно, в этой области следует отыскать другое средство для предотвращения отрыва воздушного потока. На фиг. 2 показан соответственно характер изменения давления p в зависимости от соотношения r/R для безотрывного тока пограничного слоя в хвостовой части 1 фюзеляжа согласно фиг. 1. При этом величина r означает расстояние по радиусу от оси хвостовой части 1, а величина R характеризует соответственно самое большое расстояние. В точке пересечения ординаты r/R с абциссой p при p




Формула изобретения
1. Транспортный самолет с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащий два реактивных двигателя, встроенных в хвостовую часть фюзеляжа, и диффузор, отличающийся тем, что диффузор расположен вокруг обоих реактивных двигателей в непосредственной близости от входного сечения двигателей, а хвостовая часть фюзеляжа выполнена с щелями отсоса, связанными с комбинированным устройством, включающим эжектор и дополнительный диффузор, соединенный с диффузором двигателей. 2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что диффузор оборудован направляющими плоскостями. 3. Самолет по п.1, отличающийся тем, что щели отсоса расположены перед диффузором двигателей и на большем радиальном расстоянии от продольной оси хвостовой части фюзеляжа, чем диффузор двигателей, и образованы входной кромкой комбинированного устройства. 4. Самолет по п.1, отличающийся тем, что комбинированное устройство содержит напорные каналы и эжекторные сопла. 5. Самолет по п.4, отличающийся тем, что напорные каналы и эжекторные сопла соединены с двухконтурным газогенератором. 6. Самолет по пп.3 и 4, отличающийся тем, что эжекторные сопла установлены перед входной кромкой комбинированного устройства, переходящей в эжектор, а затем в дополнительный диффузор. 7. Самолет по пп.1 6, отличающийся тем, что в верхней и нижней частях хвостовой части фюзеляжа имеется по одной щели отсоса и по одному напорному каналу. 8. Самолет по пп.1 7, отличающийся тем, что на входе в реактивные двигатели установлены две отклоняющие решетки. 9. Самолет по п.1, отличающийся тем, что реактивные двигатели снабжены реактивными соплами с двумя степенями свободы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8