Способ снижения отрицательного воздействия колесных энергонасыщенных тракторов на почву
Способ относится к сельскохозяйственному производству. Способ заключается в уменьшении кратности проходов по одному следу, реализуемый с помощью шасси трактора с шарнирно-сочлененным остовом. По каждому из двух бортов остова закреплены на разные колеи по крайней мере два колеса. Установка колес на разные колеи проводится как минимум в два этапа. Первый этап, определяющий глубину колеи по следам -пробный, а во втором этапе колеса устанавливают на разную колею так, что они образуют почвенный валик, ширина которого определяется из выражения l = (h1+h2)tg
, где h1 - глубина колеи после одного прохода первого колеса одного из бортов шасси; h2 - глубина колеи после одного прохода второго колеса того же борта шасси;
- угол внутреннего трения для грунтов. В результате использования этого способа снижается отрицательное воздействие колесных энергонасыщенных тракторов на почву. 3 ил.
Изобретение относится к способам снижения отрицательного воздействия колесных движителей энергонасыщенных тракторов типа "Кировец" на почву при сельскохозяйственном производстве.
Известен способ снижения отрицательного воздействия колесных движителей тракторов на почву путем увеличения опорной поверхности движителя, посредством установки дополнительных колес на ось, реализуемый с помощью переходного устройства для сдваивания бездисковых колес. (а.с. СССР 821230 кл B 60 B 11/06, опубл. 15.04.81 Б.Н. N 14). К недостаткам известного способа снижения отрицательного воздействия колесных движителей энергонасыщенных тракторов на почву посредством установки дополнительных колес на ось относится то, что, во-первых, одновременно с увеличением опорной поверхности колесного движителя неизбежно увеличивается его масса на величину более двух тонн; во-вторых, увеличение числа колес ведет к двухкратному отрицательному воздействию движителя на почву. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ снижения отрицательного воздействия колесных движителей на почву путем уменьшения кратности проходов колес по одному следу, реализуемый с помощью шасси сельскохозяйственного трактора, содержащее остов, по каждому из двух бортов которого закреплены на разную колею по крайней мере два колеса, колеи которых связаны между собой неравенством 2,5<(L-L1)/B1<5,5,1, L2 - соответственно меньшая и большая колеи колес; B1 - ширина профиля шины. (А.с. 1736820 кл B 60 D 61/00, опубл. 22.10.90 Б.К. N 20) - прототип. К недостаткам известного способа относится следующее: во-первых, способ ограничен в использовании, так как применим только для тракторов типа МТЗ "Беларусь", имеющих разную ширину шин; во-вторых, способ не учитывает время контактирования с почвой между последующим и предыдущим проходом колес; в-третьих, способ не учитывает конкретные почвенные условия, в которых предполагается его эксплуатация; в-четвертых, неравенство, связывающее между собой колеи колес по каждому из двух бортов, в данном способе, не выполняется для энергонасыщенных колесных движителей тракторов типа "Кировец", учитывая, что все колеса у трактора "Кировец" одинаковые и ширина профиля шины Ф-81 равна 780 мм, а стандартная колея колес равна 2080 мм, что повлечет за собой необоснованное увеличение колеи колес. Необоснованная величина колеи колес повлечет за собой увеличение металлоемкости, массы, габаритных размеров колесного движителя, отрицательно повлияет на долговечность, на качества связанные с управляемостью, маневренностью, учитывая, что сельскохозяйственные агрегаты по ширине захвата колеблются от 3 метров (плоскорезы, плуги, разбрасыватели удобрения, планировщики) до 13, 16, 21 метров (посевные агрегаты и машины для подготовки полей к посеву), колеса более широкой колеи пройдут по колее от колес предыдущего прохода - это противоречит сути известного способа. Технической задачей изобретения является снижение отрицательного воздействия колесных энергонасыщенных тракторов на почву. Задача достигается тем, что в способе снижения отрицательного воздействия колесных движителей энергонасыщенных тракторов на почву путем уменьшения кратности проходов по одному следу, реализуемом с помощью шасси трактора с шарнирно-сочлененным остовом, по каждому из двух бортов которого закреплены на разные колеи по крайней мере два колеса, установленных как минимум в два этапа, причем первый этап, определяющий глубину колеи - пробный, а во втором этапе колеса устанавливают на разную колею так, что они образуют почвенный валик, ширина которого определяется из выражения
















при условии h1 = h2, выражение примет вид




Величина глубины колеи связана экспонциональной зависимостью накопления деформаций во времени и затуханием колебаний после проходов колеса [3]

где h0 - стабилизированное значение деформации почвы; hм - мгновенное значение деформации почвы; l - основание натурального логарифма; t0 - время протекания обратимой деформации почвы; tк - время полного затухания упругих колебаний в почве; T - время между последующим и предыдущим нагружениями. Таким образом расстояние между следами запишется

С целью определения эффективности использования тракторов, у которых по каждому из двух бортов закреплены два колеса, установленные на разную колею с зазором, позволяющим выдерживать расстояние между следами колес, определенное из выражения 1, были проведены сравнительные экспериментальные исследования в хозяйственных условиях [4]. Сравнения проводились с серийными тракторами. Почва представляла собой типичный среднемощный, тяжелосуглинистый чернозем с содержанием гумуса 3%. Данные, полученные в ходе сравнительных экспериментальных исследований, показали, что снижение уплотнения почвы движителем, у которого колеса каждого из двух бортов, установленные на разную колею с зазором, позволяющим выдерживать расстояние между следами колес, определенное из выражения 1, по сравнению с серийным, составило по горизонтам: 0...10 см на 39%, в горизонте 20. ..25 см на 44%, в горизонте 40...45 см на 46%. По твердости почвы в слое 0. ..5 см твердость почвы по следу серийного в 3,1 раза больше, чем вне следа, а на глубине 20...25 см в 1,6 раза. Для разной колеи в 2,4 и 1,45 раза соответственно. Анализ структурного состава почвы показал, что после прохода серийного движителя коэффициент структурности по следу снизился на 64%, для разной колеи снижение составило 52%, по сравнению с контрольным фоном. Использование трактора с разной колеей колес на посеве яровой и озимой пшеницы способствует значительному сокращению потерь урожайности по следам движителей (на 12. ..30% в сравнении с серийным движителем). Таким образом экспериментальные исследования подтвердили возможность значительного снижения отрицательного воздействия движителя трактора за счет уменьшения кратности прохода движителя по одному следу. На фиг. 2 изображены варианты расположения колес 1 и 2 одной из сторон движителя и формы изобар давления 3 и 4, возникающих под действием шин. Анализируя данные изображения можно сказать, что начиная со второго варианта, при (







Далее колеса 2 и 3 устанавливаются так, чтобы было выдержано расстояние между следами 13,85 см, тогда при движении шасси трактора по полю образуются следы 6 и 7 от колес 2 и 3, идущих по соответственно меньшей L1 и большей L2 колеями колес. Степень уплотнения и разрушения структуры почвы будет наименьшей, если будет выдержано расстояние между следами колес, определенное из выражения 1, так как почва под следами шасси не будет испытывать двухкратного уплотняющего воздействия. С целью определения эффективности использования предлагаемого способа на тракторах были проведены сравнительные испытания в хозяйственных условиях, при возделывании яровой и озимой пшеницы, которые позволяют сделать следующие выводы. Использование предлагаемого способа снижения отрицательного воздействия колесного движителя энергонасыщенного трактора на почву путем уменьшения кратности проходов по одному следу позволит: снизить уплотнение почвы на 40%; уменьшить глубину колеи до 30%; сократить потери урожая по следам движителя на 12...30%; уменьшить увеличенную колею до размеров оптимальной; снизить массу движителя за счет определения оптимального расстояния между следами по выражению 1; уменьшить габаритные размеры движителя; учесть физические свойства почвы в конкретных условиях эксплуатации; расширить сферу использования способа для любых колесных шасси.
Формула изобретения


где h1 - глубина колеи после одного прохода первого колеса одного из бортов шасси;
h2 - глубина колеи после одного прохода второго колеса того же борта шасси;

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3