Ракетный двигатель твердого топлива
Двигатель предназначен для создания безопасных условий старта ракеты. Он содержит сопловую мембрану, образованную набором эквидистантных тонкостенных чашек с отбортовкой, выполненных из фольги. Высота отбортовки чашки составляет величину, защищаемую изобретением. На отбортовке равномерно по окружности выполнены зигзагообразные продольные гофры, а между днищами чашек размещены антиадгезионные слои. Конструкция двигателя обеспечивает надежное дробление мембраны на части малой массы с большой парусностью и обеспечивает безопасность пуска ракет с направляющих самолета. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к ракетостроению и учитывает всевозрастающие требования по повышению совершенства конструкции ракетных двигателей и надежности и безопасности их работы.
Известна конструкция ракетного двигателя на твердом топливе [1], состоящего из корпуса с теплоизоляционным покрытием, соплового днища, переднего днища, заряда твердого топлива, воспламенительного устройства, поворотного сопла с сопловым вкладышем и заглушкой, установленной в расширяющейся части сопла. Такая конструкция двигателя при всех своих достоинствах имеет существенный недостаток, а именно обладает повышенной опасностью при запуске ракеты с самолета или корабля, т.к. при вылете из сопла двигателя заглушки в виде диска, шара, тарели или ее осколки могут повредить (нанести ущерб) самолету или оборудованию пусковой установки и обслуживающему персоналу на корабле, что недопустимо. Существует конструкция ракетного двигателя твердого топлива [2], состоящего из камеры сгорания с сопловым блоком, в критическом сечении раструба сопла которого установлен сопловой вкладыш с мембраной, перед ним пороховой заряд и воспламенитель на мембране. Однако и данная конструкция двигателя обладает теми же недостатками, что и аналог [1]. Поэтому, учитывая все перечисленные выше недостатки, задачей предлагаемого изобретения является повышение безопасности ракеты при старте за счет обеспечения дробления мембраны на части малой массы и большой парусности. Это достигается тем, что в ракетном двигателе твердого топлива мембрана образована набором эквидистантных тонкостенных чашек с отбортовкой, выполненных из фольги, при этом высота отбортовки чашки составляет h
10 - дно чашки;
11 - антиадгезионный слой. Мембрана устанавливается в закритическом сечении сопла и предназначена для создания определенного подпора давления пороховых газов внутри двигателя для воспламенения порохового заряда, которое в свою очередь зависит от закона горения пороха. Толщина мембраны в зависимости от условий работы двигателя выбирается по формуле

где P - давление в камере двигателя;
Sм - площадь мембраны;
dср - диаметр среза мембраны;

и набирается из тонкостенных чашек, донышки 10 которых с двух сторон покрывают антиадгезионным слоем 11, например фторопластовым лаком, после чего на их отбортовках 8 выполняют зигзагообразные продольные гофры 9. Мембрана 5 устанавливается в закритическом сечении соплового блока 2 между сопловым вкладышем 4 и корпусом сопла на герметике. Антиадгезионное покрытие препятствует склеиванию чашек наборной мембраны между собой при длительном хранении, если этого не делать, то чашки мембраны склеятся за счет диффузии металла, что приведет к увеличению массы вылетающих осколков мембраны, что недопустимо. Мембрана установлена в закритическом сечении сопла, т.к. при установке мембраны в критическом сечении разрушение мембраны может повлечь и разрушение соплового вкладыша. Зигзагообразные продольные гофры на отбортовках чашек мембраны предназначены для предотвращения вращения чашек внутри мембраны при транспортировании, что может привести к прорыву (протиру) мембраны и разгерметизации двигателя, а также лучшего сцепления чашек в продольном направлении, препятствующих преждевременному разрушению мембраны при меньшем давлении и загасанию порохового заряда. Высота отбортовки чашки h

1. Винницкий А.М. Ракетные двигатели на твердом топливе. - М.: Машиностроение, 1973, с. 15-19, рис. 1.13 (аналог). 2. Фахутдинов И.Х. Ракетные двигатели твердого топлива. - М.: Машиностроение, 1981, с. 4-5, рис.1.1 (прототип).
Формула изобретения

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2