Устройство воспламенения ракетного двигателя
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании устройств, обеспечивающих воспламенение ракетного топлива и выход двигателя на режим номинальной тяги. В устройстве воспламенения ракетного двигателя, содержащем размещенную за пределами его камеры сгорания 4 пусковую камеру 1 с воспламенительным составом 2 и средствами инициирования 3, сообщенную с камерой сгорания 4 посредством форсажной трубки 5, имеющей насадок 7, пусковая камера 1 закреплена на расположенном в раструбе сопла 9 ракетного двигателя ресивера 10, газосвязанном с камерой сгорания 4 и имеющем расходные отверстия 12. Между ресивером 10 и соплом 9 ракетного двигателя в районе его критического сечения выполнен уплотнительный узел. Геометрия совокупности расходных отверстий 12 в ресивере 10 и насадка 7 форсажной трубки 5 выполнена из условия обеспечения регламентированной газодинамической компенсации выталкивающей ресивер 10 силы при запуске ракетного двигателя реактивными силами истечения продуктов сгорания. Ресивер 10 в раструбе сопла 9 зафиксирован стопорно-фиксирующим устройством. Герметичность уплотнительного узла обеспечивает вязкая смазка 11 или легко плавящееся вещество II, заполняющее зазор между дозвуковой частью сопла 9 ракетного двигателя и ресивером 10, при этом ресивер 10 установлен в критическом сечении сопла 9 по плотной посадке. У среза сопла 9 ракетного двигателя установлена диафрагма 16, а на десивере 10 с возможностью вращения установлен барабан 13 с зафиксированными в раструбе сопла 9 ракетного двигателя тросами 14, перекинутыми через блоки 15, установленные на ресивере 10. Барабан 13 входит в зацепление с упорами 18, выполненными на диафрагме 16, при этом барабан 13 снабжен нагружающе-тормозящим устройством. Изобретение позволяет повысить надежность запуска. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании устройств, обеспечивающих воспламенение ракетного топлива и выход двигателя на режим номинальной тяги.
Известны различные варианты месторасположения воспламенительных устройств ракетного двигателя [Липанов А.М., Алиев А.В. Проектирование ракетных двигателей твердого топлива: Учебник для студентов вузов. М.: Машиностроение, 1995. -400 с.: ил., рис. 7.15, с. 241], наиболее типичным и надежным из которых является установка воспламенительного устройства в канале заряда РДТТ на переднем днище. Однако для большого класса РДТТ, имеющих бесканальный заряд, заряд с глухим каналом и т.д., возникает проблема с выбором места установки воспламенительного устройства. Помимо конструктивно-компоновочного аспекта эта проблема связана с возникновением обратных противотоков от поверхности воспламеняемого заряда, существенно ухудшает эффективность воспламенителя [Фахрутдинов И. Х., Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива: Учебник для машиностроительных вузов. -М. : Машиностроение, 1987. -328 с.: ил., рис. 9.7, с. 211], затягивающих время выхода двигателя на режим и увеличивающих потребную массу воспламенителя. Обратные противотоки также не позволяют применять воспламенители картузного топлива. Острота проблемы обратных противотоков при воспламенении заряда с глухим каналом снимается в случае применения кольцевого воспламенителя, размещенного вокруг входной части топлива [Липанов А.М., Алиев А.В. Проектирование ракетных двигателей твердого топлива: Учебник для студентов вузов. М.: Машиностроение, 1995. -400 с.: ил., рис. 7.15 "д", с. 241]. Отметим, что корпус кольцевого воспламенителя имеет большую массу, являющуюся пассивным грузом при работе двигателя. Большие габариты кольцевого воспламенителя затрудняют его компоновку с зарядом выбранной геометрии, приводят к увеличению массы заданного фланца, а также могут затруднять отклонение сопла в каналах тангажа и рыскания. Порой ввиду конструктивно-компоновочных соображений сопловая заглушка реактивного двигателя становится единственно приемлемым местом для установки устройства воспламенения [Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе /Под общ. ред. Л.Н.Лаврова -М.: Машиностроение, 1993. - 215 с., рис. 3.39, с. 164]. Достоинства данной схемы заключается в том, что после запуска двигателя устройство воспламенения вылетает вместе с заглушкой и уже не является пассивным грузом. Однако такой вылет воспламенителя обуславливает проблему затянутого выхода двигателя на режим. Эта проблема кроме обратных противотоков объясняется еще и тем, что при нарастании давления в камере сгорания воспламенитель вылетает раньше, чем успевает сгореть воспламенительный состав, а время вылета сопловой заглушки вместе с воспламенителем на два порядка меньше времени выхода двигателя на режим. Увеличение давления срабатывания сопловой заглушки, как правило, проблему не решает, так как при полном сгорании требуемой для сообщения поверхности заряда необходимого количества тепла массы навески воспламенительного состава в замкнутом объеме камеры сгорания развивается давление, недопустимо превышающее номинальное давление при работе двигателя. Т.е. оптимальным является такой процесс воспламенения, при котором после вылета сопловой заглушки еще некоторое время продолжает работать устройство воспламенения, обеспечивающая направленный подвод форса пламени, сопровождающий процесс воспламенения заряда. Само устройство воспламенения в течение этого времени должно удерживаться от вылета. Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является система запуска двигателя со стороны сопла [Ерохин Б.Т. Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДИИ: Учебник для ВУЗов. М.: Машиностроение, 1991. -560 с.: ил., рис. 12.7, с. 318.], представляющая собой воспламенительное устройство, закрепленное на стартовом сооружении и размещенное в раструбе сопла. При запуске ракетного двигателя устройство воспламенения остается неподвижным. А так как сама ракета до момента выхода двигателя на режим также остается неподвижной, то данное устройство воспламенения надежно обеспечивает сопровождение процесса воспламенения заряда. Недостаток данной системы заключается в том, что надежность запуска обеспечивается только при старте с Земли или с какой-либо тяжелой платформы. В случае автономного запуска двигателя, т.е. при отсутствии тяжелой платформы, рассматриваемая система не способна обеспечить надежный запуск ракетного двигателя. Кроме того, при запуске с тяжелой платформы существует опасность соударения устройства воспламенения с соплом ракетного двигателя. Целью настоящего изобретения является повышение надежности запуска при снижении массы и габаритов автономно запускаемого двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что известное устройство воспламенения ракетного двигателя, содержащее размещенную за пределами его камеры сгорания пусковую камеру с воспламенительным составом и средствами инициирования, сообщенную с камерой сгорания посредством форсажной трубки, имеющей насадок, пусковая камера закреплена на расположенном в раструбе сопла ракетного двигателя ресивера, газосвязанном с камерой сгорания и имеющем расходные отверстия. Между ресивером и соплом ракетного двигателя в районе его критического сечения выполнен уплотнительный узел. Геометрия совокупности расходных отверстий в ресивере и насадка форсажной трубки выполнена из условия обеспечения регламентированной газодинамической компенсации выталкивающей ресивер силы при запуске ракетного двигателя реактивными силами истечения продуктов сгорания. Ресивер в раструбе сопла зафиксирован стопорно-фиксирующим устройством. Герметичность уплотнительного узла обеспечивает вязкая смазка или легко плавящееся вещество, заполняющее зазор между дозвуковой частью сопла ракетного двигателя и ресивером, при этом ресивер установлен в критическом сечении сопла по плотной посадке. У среза сопла ракетного двигателя установлена диафрагма, а на ресивере с возможностью вращения установлен барабан с зафиксированными в раструбе сопла ракетного двигателя тросами, перекинутыми через блоки, установленные на ресивере. Барабан входит в зацепление с упорами, выполненными на диафрагме, при этом барабан снабжен нагружающе-тормозящим устройством. Указанная цель достигается за счет того, что при нарастании давления в камере сгорания во время запуска двигателя после вылета сопловой заглушки - диафрагмы продолжающая свою работу пусковая камера удерживается в раструбе сопла. Пусковая камера, закрепленная на ресивере, несмотря на выталкивающую ресивер силу R1







f(

и прижимающие реактивной силой R3 от насадка форсажной трубки

где

Fв-ля - суммарная проходная площадь насадка форсажной трубки;


где Fкр - площадь критического сечения сопла двигателя,
до конца работы пусковой камеры надежно обеспечивается направленный подвод форса пламени, сопровождающего воспламенение заряда с одновременным истечением продуктов сгорания через расходные отверстия, проходная площадь которых на незначительную величину (не более 30%) меньше площади критического сечения сопла. Сразу после полного сгорания воспламенительного состава, когда за счет равенства

исчезает прижимающая реактивная сила R3 от насадка форсажной трубки, выталкивающая ресивер сила R1 внутрикамерного давления начинает превалировать над одной лишь прижимающей реактивной силой R2 от расходных отверстий

То есть ставшее ненужным устройство воспламенения вылетает из сопла. При проектировании и отработке предлагаемого устройства воспламенения имеются большие возможности варьирования конструктивными параметрами для обеспечения выполнения условий (4) и (5), а именно
при варьировании степени расширения расходных отверстий, газодинамические функции




соотношение сил в большой степени зависит от законов изменения

подбор соотношения проходящих площадей и узла


где m - масса устройства воспламенения. Поэтому сущность изобретения заключается не просто в газодинамическом уравновешивании выталкивающей силы R1, а в обеспечении именно ее регламентированной газодинамической компенсации. Т.е. в зависимости от стоящей задачи предлагаемое изобретение способно в течение времени воспламенения обеспечивать либо неподвижность устройства воспламенения (с его последующим выбросом) (S = O), либо перемещение его по пути, не превышающем заданного значения S (с последующим увеличением скорости выброса). Кроме того, условие (6) указывает на диапазон допустимой погрешности проектирования предлагаемого устройства воспламенения по условию (4). Необходимо отметить, что установка устройства воспламенения сопла, как уже говорилось, частично перекрывает площадь критического сечения сопла, уменьшая ее с Fкр до Fпрох. В предельном случае, когда устройство воспламенения выбрасывается уже после полного выхода двигателя на режим, это означает заброс давления в камере сгорания, превышающий в

где




выталкивающая, обусловленная нарастающим внутрикамерным давлением и определяемая выражением (1);
прижимающая реактивная сила истечения продуктов сгорания через расходные отверстия 12 и определяемая выражением (2);
прижимающая реактивная сила, обусловленная перепадом давления между пусковой камерой 1 и камерой сгорания 4 и определяемая выражением (3). Благодаря тому, что при горении воспламенительного состава 2 выполняется условие (4), до конца работы пусковой камеры 1 обеспечивается поджатие устройства воспламенения к раструбу сопла 9. Соответственно реализуется наиболее оптимальный режим воспламенения: направленный подвод форса пламени к поверхности заряда 6, сопровождающий воспламенение заряда 6 с одновременным истечением образующихся продуктов сгорания через расходные отверстия 12. Отметим, что нарастающее давление в камере сгорания 4, действуя на вязкую смазку 11, стремится выдавить ее наружу. При самом грубом выполнении плотной посадки патрубка ресивера 10 в критическом сечении сопла 9 расход вязкой смазки 11 через каждый сантиметр длины этого зазора не превысит 0,01 кг/с, т. е. при времени выхода двигателя на режим 0,3 сек, 3 грамма вязкой смазки, приходящиеся на сантиметр длины зазора, с десятикратным запасом обеспечат газонепроницаемость такого уплотнительного узла. Если газонепроницаемость обеспечена легкоплавящимся веществом, например парафином, то оценочные расчеты показали, что расплавление парафина от нагревающейся стенки газосвязи (цилиндрического продукта ресивера 10) произойдет за время 0,1 - 0,3 сек, т.е. к моменту вылета устройства воспламенения парафин 11 уже не будет препятствовать его вылету. После полного сгорания воспламенительного состава 2 давление в пусковой камере 1 выравнивается относительно камеры сгорания 4. Прижимающая реактивная сила от насадка 7, определяемая выражением (3), исчезает. Ввиду привалирования выталкивающей ресивер 10 силы внутрикамерного давления ставшее уже ненужным устройство воспламенения выбрасывается. Движение выбрасываемого устройства воспламенения регламентируется натяжением троса 14. Подчеркнем, что благодаря тому, что тросы 14 сматываются с одного и того же барабана 13 при его вращении, тросы 14 натягиваются с одинаковым усилием. В самом деле, ослабление одного из тросов 14 означает увеличение натяжения диаметрально противоположного ему троса 14. Т.е. появляется момент сил, стремящийся вернуть движущийся ресивер 10 на заданную траекторию движения. Таким образом реализуется направленный вылет устройства воспламенения (см. фиг. 3). Технико-экономическая эффективность предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом, в качестве которого выбрана система запуска двигателя со стороны сопла [Ерохин Б.Т. Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДТТ: Учебник для ВУЗов. М.: Машиностроение, 1991. -560 с.: ил., рис. 12.7, с. 318] заключается в повышении надежности запуска при снижении массы и габаритов автономно запускающего двигателя.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3