Способ обеспечения посадки гидролетательного аппарата (гдла) на воду и устройство для его осуществления
Относится к области светосигнальных средств обеспечивания полетов, используется при оборудовании гидроаэродромов светосигнальными средствами. В способе обеспечения посадки гидролетательного аппарата на воду подсветку маркированного участка акватории выполняют световым потоком посадочной фары ГдЛА, отраженным от пассивных световозвращающих пленочных покрытий, расположенных на безъякорных поплавках-маркерах обтекаемой формы, связанных между собой в одну линию и закрепленных одним концом к якорю или удерживаемых катером. Поплавки самоориентируются по ветру или по волне. При подсветке посадочной фарой гидролетательного аппарата устройство обеспечивает летчика информацией о отклонении ГдЛА от линии ограничения по высоте (глиссады) путем совмещения световой линии горизонта белого и красного цвета маневрированием ГдЛА по высоте. В горизонтальной плоскости направление посадки обеспечивается идентификацией положения ГдЛА относительно линии взаимосвязанных безъякорных маркеров, выравнивание, касание водной поверхности и торможение - по маркерам (соответственно) "начало ВПП", "точка касания" и "конец ВПП". 2 с.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к области светосигнальных средств обеспечения полетов, а конкретнее к светосигнальному оборудованию гидроаэродромов, и предлагается использовать для обеспечения посадки ГдЛА на воду.
Особенность посадки на воду является необходимость выполнения ее против волны, против ветра, поэтому лучшее решение конструкции - выполнить ее самоориентирующейся, т.е. система должна сама отслеживать направление ветра или волн. Известен способ поиска космонавтов, моряков или летчиков, терпящих бедствие, по световому потоку бортовой фары исходящего от обратно отражающего покрытия на спасательном жилете или плавсредства [2]. Недостаток способа - наличие множества зеркально-отраженных элементарных площадок устраняется в предложенном устройстве путем обеспечения выбранной общей конфигурации устройства и возможностью "опроса" кратковременным выключением фары. Кроме того, известен "способ посадки летательного аппарата (ЛА) и устройство для его осуществления в ночное время на наземные аэродромы" [5] и "система световой сигнализации для посадки ЛА в ночное время" [6], которые автором взяты за прототип. Недостатком прототипа [5] , [6] является невозможность обеспечения самоориентации устройства по ветру или волне, отсутствие информации о направлении захода в соответствии с направлением ветра или волны, отсутствие информации о ограничении высоты на заходе, что особенно важно при заходе на посадку на водную поверхность. Целью изобретения является обеспечение ГдЛА на обозначенный участок акватории днем, ночью и в сумерки. Поставленная цель достигается предложенным способом обеспечения посадки ГдДА на воду, включающим маркировку участка акватории, подсветку маркированного участка бортовой посадочной фарой ГдЛА, отличающимся тем, что маневрированием летательного аппарата по высоте компенсируют его отклонение от линии ограничения глиссады, при этом в горизонтальной плоскости идентификацию положения ГдЛА выполняют относительно линии взаимосвязанных безъякорных маркеров, последний из которых закреплен в начальной точке, а операции по выравниванию, касанию водной поверхности и торможению выполняют соответственно по маркерам "начало взлетно-посадочной полосы", "точка касания" и "конец взлетно-посадочной полосы"; устройством для обеспечения посадки ГдЛА на воду, содержащем бортовую посадочную фару ГдЛА и светосигнальной системой пассивного типа для маркировки участка акватории, отличающемся тем, что светосигнальная система пассивного типа состоит из маркеров в виде поплавков, связанных между собой в линию, причем последний поплавок закреплен в начальной точке, при этом поплавки выполнены с возможностью самоориентации по ветру и волне, имеют обтекаемую форму и снабжены надстройкой, имеющей плоскость, расположенную вертикально, обращенную к заходящему на посадку ГдЛА и снабженную световозвращающим покрытием. Визуальный контакт с маркированным участком акватории летчику обеспечивается с удалением 2 - 3 км, также обеспечивается последующий выход на нее без потери ориентации, что подтверждается расчетным путем на основе формулы [I] : E = I






Формула изобретения
1. Способ обеспечения посадки летательного аппарата на воду, включающий маркировку участка акватории, подсветку маркированного участка бортовой посадочной фарой летательного аппарата, отличающийся тем, что маневрированием летательного аппарата по высоте компенсируют его отклонение от линии ограничения глиссады, при этом в горизонтальной плоскости идентификацию положения летательного аппарата выполняют относительно линии взаимосвязанных безъякорных маркеров, последний из которых закреплен в начальной точке, а операции по выравниванию, касанию водной поверхности и торможению выполняют соответственно по маркерам "начало взлетно-посадочной полосы", "точка касания" и "конец взлетно-посадочной полосы". 2. Устройство для обеспечения посадки летательного аппарата на воду, содержащее бортовую посадочную фазу летательного аппарата и светосигнальную систему пассивного типа для маркировки участка акватории, отличающееся тем, что светосигнальная система пассивного типа состоит из маркеров в виде поплавков, связанных между собой в линию, причем последний поплавок закреплен в начальной точке, при этом поплавки выполнены с возможностью самоориентации по ветру и волне, имеют обтекаемую форму и снабжены надстройкой, имеющей плоскость, расположенную вертикально, обращенную к заходящему на посадку летательному аппарату и снабженную световозвращающим покрытием.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6