Панель обшивки, подвергающаяся значительным тепловым нагрузкам от аэродинамического нагрева
Использование: в гиперзвуковых летательных аппаратах с активным охлаждением, в теплообменных и теплопередающих устройствах с промежуточным теплоносителем. Сущность изобретения: внутренняя поверхность внешней оболочки панели выполнена в виде капиллярно-пористой структуры с системой дополнительных пароотводных каналов, чередующихся с протоками распределения теплоносителя. Панель обшивки дополнена внутренней оболочкой, образующей с внешней оболочкой единый герметичный объем. Конструкция панели, включающая капиллярно-пористую структуру, обеспечивает высокую интенсивность отвода тепла от обшивки летательного аппарата при больших плотностях потоков. Подвод теплоносителя к теплонапряженным участкам летательного аппарата и возможность разделять жидкую фазу от парообразной без увеличения гидравлического сопротивления исключает возможность разрыва элементов системы отвода теплоносителя. 1 ил.
Изобретение относится к теплообменным и теплопередающим устройствам с промежуточным теплоносителем и предназначено для использования в качестве панели обшивки гиперзвукового летательного аппарата /ГЛА/ с активным охлаждением, обеспечивающим теплозащиту ГЛА.
Ближайшим аналогом является установка для охлаждения относительно тонких аэродинамических конструкций, подвергающихся значительным тепловым нагрузкам, содержащая капиллярно-пористый элемент, вмонтированный в переднюю часть ведущей кромки и открытый для набегающего воздушного потока. Газообразный хладагент из герметичного резервуара после прохождения через пористый элемент ведущей кромки поглощает тепло и движется в зону торможения навстречу набегающему воздушному потоку. Аэродинамическое нагревание панели ослабляется в критической тормозной зоне. Дополнительное охлаждение обеспечивается тем, что из области линии торможения хладагент вдувается сзади вдоль поверхности ведущей кромки навстречу воздушному потоку. Известная система охлаждения является открытой. Пористый элемент обращен к набегающему воздушному потоку. Интенсивный теплоотвод от ведущей кромки обеспечивается испарением хладагента в атмосферу. В известной конструкции необходим большой запас хладагента, рассчитанный на длительный полет. Это ограничивает возможность полета на большие расстояния и во времени. Кроме того, охлаждается только малая площадь кромки крыла, так как из-за соображений прочности конструкции нельзя использовать подобную конструкцию для охлаждения больших площадей обшивки. Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание конструкции панели с активным охлаждением, позволяющей обеспечить достаточную интенсивность теплоотвода от больших площадей при повышенных плотностях тепловых потоков, с одновременным обеспечением прочности конструкции и длительности работы. Задача решается тем, что панель содержит капиллярно-пористый элемент, расположенный в оболочке. Канал подачи теплоносителя соединен с коллектором подвода. Коллектор отвода теплоносителя, датчик и герметичный резервуар завершают конструкцию панели. Панель снабжена дополнительной внутренней оболочкой, которая с теплопроводной внешней оболочкой образует единый герметичный объем. Капиллярно-пористый элемент размещен на внутренней стороне внешней оболочки в герметичном объеме. Капиллярно-пористый элемент снабжен дополнительными каналами для отвода пара пароканалами, чередующимися с каналами подачи теплоносителя, которые также расположены в пористом элементе. При этом пароканалы через коллектор отвода соединены теплообменником, который подключен к резервуару /баку с топливом/ и к двигателю. На чертеже изображена панель обшивки ГЛА. Она содержит внешнюю оболочку 1, протоки распределения теплоносителя 2 и коллекторы подвода 3 и отвода 4 теплоносителя. Входы протоков распределения 2 соединены с выходами коллектора подвода теплоносителя 3. При этом коллектор подвода 3 через автомат давления 5, а коллектор отвода 4 непосредственно связаны с теплообменником 6. Теплообменник 6 подсоединен к баку 7 с хладагентом и к двигателю 8. Внутренняя поверхность внешней оболочки 1 выполнена в виде капиллярно-пористой структуры 9 с системой дополнительных пароотводных каналов 10, чередующихся с протоками распределения 2. Панель обшивки ГЛА дополнительно снабжена внутренней оболочкой 11, которая образует с внешней оболочкой 1 замкнутый единый герметичный объем. При этом коллекторы подвода 3 и отвода 4 теплоносителя расположены во внутренней оболочке 11 панели. Каналы 10 соединены с коллектором 4. Работа предлагаемой панели обшивки ГЛА с активным охлаждением заключается в следующем. Охлаждение обшивки обеспечивается в результате циркуляции теплоносителя, забирающего тепло от стенок обшивки и передающего его хладагенту. Теплоноситель в процессе циркуляции меняет свое состояние. Из теплообменника 6 теплоноситель в жидком виде через автомат давления 5, создающий давление прокачки, необходимое для перемещения теплоносителя, подается по коллектору 3 в протоки распределения 2. Под действием капиллярных сил теплоноситель поступает в капиллярно-пористую структуру 9. При воздействии тепловым потоком на обшивку планера ГЛА, соответствующим скорости полета, внешняя оболочка 1 обшивки разогревается, отдавая тепло теплоносителю в капиллярно-пористой структуре 9, вызывая кипение в зоне раздела обшивка - капиллярно-пористая структура. Из теплотехники известно, что при пузырьковом кипении /капиллярно-пористая структура не допускает перехода от пузырькового кипения к пленочному/ коэффициент теплоотдачи > 10
Формула изобретения
Панель обшивки, подвергающаяся значительным тепловым нагрузкам от аэродинамического разогрева, содержащая расположенный в оболочке капиллярно-пористый элемент с каналом подачи хладагента, соединенным с коллектором подвода теплоносителя, коллектор отвода, датчик и герметичный резервуар с хладагентом, отличающаяся тем, что панель снабжена дополнительной внутренней оболочкой, которая с теплопроводной внешней оболочкой образует единый герметичный объем, причем капиллярно-пористый элемент размещен на внутренней стороне внешней оболочки герметичного объема и снабжен чередующимися с каналами подвода теплоносителя пароканалами, которые коллектором отвода соединены с теплообменником и вместе с коллектором подвода, соединенным через датчик с теплообменником, образуют замкнутую систему, при этом теплообменник соединен с резервуаром с хладагентом.РИСУНКИ
Рисунок 1