Компрессор кинетического сжатия
Изобретение относится к устройствам для получения сжатых газов и вакуума. Компрессор кинетического сжатия содержит корпус со всасывающим и нагнетательным патрубками, ротор с винтовыми проточными каналами переменного сечения и покрывной элемент с винтовыми лопатками, образующими винтовые каналы переменного сечения. Компрессор снабжен вторым покрывным элементом, а корпус - вторым всасывающим патрубком. Всасывающие патрубки расположены по разные стороны корпуса. Ротор выполнен в виде вала с установленными на нем рабочими колесами и разгрузочного лопастного импеллера. Винтовые проточные каналы колес образованы винтовыми лопатками. Каналы ограничены двумя коническими поверхностями, одна из которых является стенкой колеса, а другая - границей раздела подвижного и неподвижного элементов компрессора. Глубина каналов колес выполнена уменьшающейся по направлению потока. Каждый покрывной элемент выполнен в виде диффузора, винтовые проточные каналы которого, образованные винтовыми лопатками, ограничены двумя коническими поверхностями, пересекающимися на уровне входа в колесо. Одна из поверхностей является стенкой диффузора, а другая - границей раздела подвижного и неподвижного элементов компрессора. Глубина каналов диффузора выполнена увеличивающейся в направлении потока. Лопастный импеллер расположен между рабочими колесами, от которых на него передается крутящий момент, и установлен с возможностью осевого перемещения для компенсации температурных расширений колес. Использование изобретения позволит повысить КПД за счет снижения гидравлических потерь в каналах колес и диффузора. 3 ил.
Изобретение относится к устройствам для получения сжатых газов и вакуума.
В качестве аналогов изобретения могут быть рассмотрены следующие устройства: - Вихревая машина. В.Д.Лубенец, В.Н.Хмара, И.Я.Сухомлинов, М.А.Радугин, Н. А. Смирнов, Л. Н. Белотелова. А.с. 306282, СССР. Заявлено 13.01.1970 (N 1398122/24-6), опубл. 11.06.1971 (бюллетень N 19), УДК 621.515 (088.8), МПК F 04 D 23/00. - A turbine or comtressor. Патент Великобритании N 1258986, кл. F 04 D 19/00, 1971 г. - А.с. СССР N 306282, кл. F 04 D 23/00, 1971 г. - Одноступенчатый нагнетатель 6400-11-1 конструкции НЗЛ с двухсторонним всасыванием. Ф. М.Чистяков, В.В.Игнатенко, Н.Т.Романенко, Е.С.Фролов, книга "Центробежные компрессорные машины". - М.: Машиностроение, 1969 г. - Центробежный компрессор турбореактивного двигателя ВК-1 с двухсторонним входом. К.П.Селезнев. Ю.С.Подобуев, С.А.Анисимов, книга "Теория и расчет турбокомпрессоров". - Л.: Машиностроение, 1968 г. - Вихревой компрессор общего назначения серии СН фирмы "Сименс-Шукерт" И. М. Виршубский, Ф.С.Рекстин, А.Я.Шквар, книга "Вихревые компрессоры". Л.: Машиностроение, 1988 г. В качестве аналога (прототипа), наиболее близкого к заявляемому изобретению, можно выделить компрессор, указанный вторым в списке аналогов (A turbine or compressor. Патент Великобритании N 1258986, кл. F 04 D 19/00, 1971 г.). Характерными, существенными признаками перечисленных аналогов и заявляемого изобретения являются преобразование энергии вращения лопаточного ротора в кинетическую энергию газа, которая обеспечивает заданную производительность и напор соответствующей конфигурацией проточных каналов, и наличие ротора, установленного в корпусе. Существенным признаком аналога-прототипа и заявляемого изобретения является наличие установленного в корпусе, имеющем всасывающий и нагнетательный патрубки, ротора с винтовыми проточными каналами переменного сечения и покрывного элемента с винтовыми лопатками, образующими винтовые каналы переменного сечения. Заявляемое изобретение направлено на решение задачи уменьшения гидравлических потерь при течении газа в каналах рабочего колеса и покрывного элемента компрессора кинетического сжатия, а также на уменьшение габаритов по сравнению с центробежным нагнетателем при одинаковых энергетических параметрах. Преобразование кинетической энергии газа в давление в центробежных аналогах происходит в диффузорах с большими потерями, что приводит к снижению КПД. Предлагаемый компрессор работает по схемам центробежного, осевого и вихревого сжатия одновременно. Существенным признаки устройства следующие. 1. Уменьшение гидравлических потерь в межлопаточных каналах колеса и диффузора (а следовательно, увеличение степени реактивности и КПД) в результате винтового вихревого течения газа, как течения с наименьшим сопротивлением, что подтверждается природными аналогами: слив воды через цилиндрическую горловину; смерч - винтовой вихрь между зонами с разным давлением; дальность полета пули из нарезного оружия больше, чем из гладкоствольного. 2. Гашение скорости газа в неподвижном покрывном элементе с винтовыми лопатками, выполненного в виде диффузора, при дополнительном повышении степени сжатия за счет ударных воздействий молекул газа на стенки канала, как в вихревой машине. 3. Отсутствие традиционных для центробежных компрессоров диффузора и улитки, а следовательно, и уменьшение габаритов, т.к. в результате хорошего перемешивания вихревых потоков на выходе винтовых каналов скорость течения будет иметь радиальное направление (особенно в случае встречного расположения колес, как в рассматриваемом компрессоре). 4. Динамическая разгрузка не только вала в осевом направлении, но и рабочих колес в радиальном направлении в результате использования лопастного импеллера, уменьшающего величину давления газа на внутреннюю поверхность колеса. 5. Наличие лабиринтных уплотнений только на входных участках вала. К особенностям конструктивного исполнения относятся следующие элементы устройства: колесо, к отличительным признакам которого относится то, что проточные каналы, образованные винтовыми лопатками, ограничены двумя коническим поверхностями, одна из которых является стенкой колеса, а другая - границей раздела подвижного и неподвижного элементов компрессора, выполнены с уменьшением глубины по оси вала и не содержат никаких поперечных лопаток; покрывной элемент, к отличительным признакам которого относится то, что он имеет винтовые каналы, ограниченные двумя коническими поверхностями, пересекающимися на уровне входа в рабочее колесо, выполняющие функции диффузора и создающие вихревую компрессию одновременно. лопастной импеллер, к отличительным признакам которого относится то, что он расположен между рабочими колесами, от которых передается крутящий момент, имеет возможность перемещаться вдоль оси вращения для компенсации температурных расширений колес и выполняет функции разгрузочного поршня, применяемого в центробежных аналогах. На фиг. 1 показан компрессор с осевым разрезом; на фиг. 2 - то же, с разрезами в плоскостях вращения; на фиг. 3а,б - векторная картина скоростей. Возможность осуществления изобретения рассматривается на разработанной конструкции компрессора, предназначенного для сжатия воздуха, с производительностью 5 м3/с и давлением нагнетания 0,25 МПа (фиг. 1, фиг. 2). Компрессор имеет следующие расчетные параметры: Мощность электродвигателя - 700 кВтЧисло оборотов двигателя - 20000 об/мин
Максимальная окружная скорость колеса - 342 м/с
Максимальный диаметр колеса - 320 мм
В предложенном компрессоре (фиг. 1) ротор выполнен в виде вала (1) с посаженным на него рабочими колесами (2), (3) с винтовыми коническими каналами, глубина которых уменьшается по направлению потока. Между колесами установлен лопастной импеллер (4). Машина содержит корпус, выполненный из двух половин (5), (6), в которые установлены охлаждаемые водой покрывные элементы (7), (8), имеющие винтовые конические каналы, глубина которых увеличивается по направлению потока, а угол наклона

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3