Способ запуска ракеты-носителя с морского судна
Изобретение относится к технике запуска ракет-носителей с морских плавсредств. Ракету устанавливают и закрепляют на пусковом столе с газоотражателем. Стол вместе с ракетой размещают в пусковой трубе судового контейнера с возможностью перемещения по вертикали. Подают под стол сжатый воздух и вывешивают его. Затем пусковому столу с ракетой сообщают ускорение, для чего с помощью сжатого воздуха из балластной цистерны контейнера под стол в зазор между телескопической трубой пневмозвена и пусковой трубой контейнера подают воду. Контролируют расстояние, пройденное пусковым столом, и в зависимости от его величины повышают давление в балластной цистерне. После прохождения пусковым столом заданного расстояния прекращают подачу сжатого воздуха в цистерну и под стол. При выходе газоотводящей поверхности газоотражателя стола за верхний срез контейнера разрывают связи ракеты с пусковым столом и включают зажигание двигателя первой ступени ракеты. После этого гасят скорость движения пускового стола и прекращают подачу воды из балластной цистерны контейнера. Изобретение позволяет повысить надежность запуска ракеты-носителя с надводного морского судна за счет сокращения времени воздействия на судно газодинамической струи двигателя ракеты. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к технике пуска ракет и предназначено для использования в морском пусковом стартовом комплексе на базе морского судна водоизмещением 45000 - 50000 тс.
Известны способы запуска ракет-носителей (РН) с морских судов. Известен способ запуска РН весом до 100 тс, разработанных на базе баллистических ракет подводных лодок, при котором запуск осуществляют из шахт подводных лодок (ПЛ) (Российское ракетное оружие 1943 - 1993 гг. Справочник. / Под редакцией Карпенко А.В. - СПб.: ПИКА Ltd, 1993). В известном способе запуска осуществляют разгон РН в шахте ПЛ с помощью поршневой силы, создаваемой пусковым устройством, а после выхода РН из шахты включают зажигание двигателей первой ступени. Известен способ запуска РН, реализуемый системой запуска ракет с подводных лодок по патенту США N 3182554, НКИ 89-1.7, 1965 г. В известном способе ракету, центрированную относительно пусковой трубы стартовой шахты ПЛ, разгоняют в пусковой трубе с помощью парогазовой смеси, образующейся при прохождении выхлопной струи газов заряда твердого топлива через водяную камеру. Парогазовую смесь подают в нижнюю часть трубы под обтюратор ракеты. После выхода ракеты из воды включают зажигание двигателей ракеты. Недостатком известных способов является то, что они предполагают относительно высокие жесткостно-прочностные характеристики РН. При этом эти РН могут доставить на орбиту высотой 200 км лишь 0,1 - 0,43 тс полезной нагрузки, т.е. их возможности в данном смысле ограничены. Известен способ запуска РН весом более 100 тс, при котором запуск РН осуществляют с пускового стола с газоотражателем на двигателях первой ступени. При этом отрыв от пускового стола происходит в момент набора расчетной тяги РН. Этот способ предполагает менее высокие жесткостно-прочностные характеристики РН. При этом подобные РН обладают более широкими возможностями по доставке полезной нагрузки на околоземную орбиту. Наиболее близким по совокупности признаков к предлагаемому способу является способ запуска РН с морского судна, который осуществляется устройством по патентной заявке Великобритании N 2172247, МПК4 B 63 B 35/02, 1986 г. В известном способе РН запускают с морского судна, например, модифицированного танкера, снабженного пусковым столом с газоотражателем. Способ включает в себя установку и закрепление ракеты на пусковом столе с газоотражателем и последующее включение двигателя первой ступени. Однако известный способ запуска для РН, которые отличает высокая тяговооруженность на старте, обуславливает протяженное во времени газодинамическое воздействие газопламенной струи на стартовую площадку судна, что объективно понижает надежность запуска РН в этих условиях в сравнении с наземным запуском. Прежде всего это происходит из-за нарушения динамического равновесия системы, включающей судно и РН, с момента включения зажигания двигателей первой ступени и до отрыва РН от пускового стола. При этом наиболее критичным является момент отрыва РН от пускового стола, т.е. момент когда скорость РН минимальная, а реакция (возмущения) судна на нарастающий газодинамический обдув газоотражателя приближается к максимуму. Все это увеличивает степень технического риска при запуске РН с надводного корабля и, следовательно, понижает его надежность. Задачей настоящего изобретения является повышение надежности запуска РН с надводного морского судна путем сокращения времени динамического воздействия на судно газопламенной струи двигателей первой ступени РН. Указанная задача решается благодаря тому, что в известном способе запуска ракеты-носителя с морского судна, включающем в себя установку и закрепление ракеты на пусковом столе с газоотражателем и последующее включение двигателя первой ступени, согласно изобретению пусковой стол с ракетой размещают в пусковой трубе судового контейнера с возможностью перемещения в вертикальном направлении, после чего его вывешивают путем подачи под пусковой стол сжатого воздуха, затем пусковому столу с ракетой сообщают ускорение путем подачи воды из балластной цистерны контейнера под пусковой стол в зазор между телескопической трубой пневмозвена и пусковой трубой контейнера посредством сжатого воздуха. При этом в процессе движения пускового стола контролируют величину пройденного им расстояния и одновременно в зависимости от величины расстояния, пройденного пусковым столом, повышают выходное давление в балластной цистерне контейнера. После прохождения пусковым столом заданного расстояния отключают подачу сжатого воздуха под пусковой стол и в балластную цистерну контейнера, после чего движение пускового стола осуществляют за счет расширения сжатого воздуха под пусковым столом и в балластной цистерне контейнера. После выхода газоотводящей поверхности газоотражателя за верхний срез контейнера освобождают ракету от пускового стола и одновременно включают зажигание двигателя первой ступени, после чего осуществляют гашение скорости пускового стола и перекрывают подачу воды из балластной цистерны контейнера. Гашение скорости пускового стола осуществляют посредством газопламенной струи ракеты. Благодаря этому обеспечивается автоматическое торможение пускового стола. Технический результат использования изобретения состоит в том, что при запуске РН с морского судна обеспечивается плавное (безударное) разделение РН и пускового стола при пренебрежимо малой разности их скоростей. Кроме того, примерно в два раза сокращается время воздействия газопламенной струи РН на судно. На чертеже представлены примерный график выхода двигателей стартового блока РН типа УР-500К комплекса Протон - К на режим штатной тяги и соответствующая графику таблица численных значений параметров, изменяющихся во времени. Расчетная оценка для заявляемого способа выполнена для случая, когда вес пускового стола с РН составляет 1000 тс, в том числе вес РН - 800 тс, в то время как вес упомянутой РН составляет 735 тс, поэтому сопоставимые с параметрами прототипа параметры предлагаемого способа следует рассматривать как выполненные с запасом. Для каждого параметра, представленного в таблице, верхняя строка соответствует прототипу, нижняя - заявляемому способу запуска РН. На графике: P - тяга двигателей РН, G - вес РН,






Формула изобретения
1. Способ запуска ракеты-носителя с морского судна, включающий в себя установку и закрепление ракеты на пусковом столе с газоотражателем и последующее включение двигателя первой ступени, отличающийся тем, что пусковой стол с ракетой размещают в пусковой трубе судового контейнера с возможностью перемещения в вертикальном направлении, после чего его вывешивают путем подачи под пусковой стол сжатого воздуха, затем пусковому столу с ракетой сообщают ускорение путем подачи воды из балластной цистерны контейнера под пусковой стол в зазор между телескопической трубой пневмозвена и пусковой трубой контейнера посредством сжатого воздуха, при этом в процессе движения пускового стола контролируют величину пройденного им расстояния и одновременно в зависимости от величины расстояния, пройденного пусковым столом, повышают выходное давление в балластной цистерне контейнера, после прохождения пусковым столом заданного расстояния отключают подачу сжатого воздуха под пусковой стол и в балластную цистерну контейнера, после чего движение пускового стола осуществляют за счет расширения сжатого воздуха под пусковым столом и в балластной цистерне контейнера, после выхода газоотводящей поверхности газоотражателя за верхний срез контейнера освобождают ракету от пускового стола и одновременно включают зажигание двигателя первой ступени, после чего осуществляют гашение скорости пускового стола и перекрывают подачу воды из балластной цистерны контейнера. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гашение скорости пускового стола осуществляют посредством газопламенной струи ракеты.РИСУНКИ
Рисунок 1