Упругодемпферная опора
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к опорам ротора газотурбинных двигателей. Жиклерный фланец с жиклерами при сборке центрируют в радиальном направлении при помощи центрирующих выступов относительно центрирующей поверхности в рессоре внутренней. В осевом направлении фланец зажимается между наружным кольцом роликоподшипника и гайкой, а в окружном направлении фиксируется по боковым поверхностям центрирующих выступов Т-образными выступами пластины, с помощью которой после загиба радиального хвостовика в пазы гайки последняя фиксируется от проворота. Для фиксации фланца от проворота как по часовой стрелке, так и против, пластины замком устанавливают с противоположных сторон от центрирующих выступов жиклерного фланца. При работе двигателя упругодемпферная опора заявляемой конструкции обеспечивает совмещение масляных каналов в жиклерном фланце и упругих элементах, исключает задержку поступления масла в подшипник и его разрушение. 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора газотурбинных двигателей.
Известна опора турбомашины, в которой наружное кольцо роликоподшипника неподвижно закреплено в корпусе опоры, а масляная полость опоры ограничена фланцами, закрепленными на корпусе опоры с помощью болтов [1]. Однако, такая конструкция не обеспечивает демпфирования колебания ротора и приводит к его повышенным вибрациям и, соответственно, к низкой надежности опоры. Наиболее близкой по конструкции к заявляемой является упругодемпферная опора, содержащая подшипник качения, внутреннее кольцо которого напрессовано на вал турбомашины, а наружное невращающееся, запрессовано во внутреннюю втулку демпфера вместе с форсуночным кольцом [2]. Конструкция такой опоры проста, она не обеспечивает высокую надежность работы в результате проворота наружного кольца подшипника и форсуночного кольца в окружном направлении, т.к. в случае потери натяга при длительной работе узла форсуночное кольцо может провернуться вместе с наружным кольцом роликоподшипника, таким образом будет нарушен подвод масла на подшипник. Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности упругодемпферной опоры за счет фиксации жиклерного кольца в окружном направлении и исключения разрешения подшипника. Данная техническая задача решается за счет того, что в упругодемпферной опоре газотурбинного двигателя, включающей упругий элемент, в котором установлены наружное кольцо подшипника и жиклерный фланец, согласно изобретению наружное кольцо подшипника и жиклерный фланец закреплены гайкой, между упругим элементом и гайкой установлена пластина, фиксирующая в окружном направлении одним концом гайку, а противоположным концом - фланец. Закрепление наружного кольца подшипника и жиклерного фланца гайкой и установка пластины между упругим элементом и гайкой позволяет зафиксировать их в радиальном и окружном направлениях, предотвратить проворот, фиксируя жиклерное кольцо в строго определенном положении. При этом жиклерный фланец снабжен центрирующими выступами, с помощью которых фланец центрируется в радиальном направлении относительно поверхности упругого элемента. Пластина, выполненная Т-образной, образует замок с жиклерным кольцом, фиксируя гайку по боковым поверхностям выступов в окружном направлении. Данная конструкция опоры обеспечивает совмещение масляных каналов в жиклерном фланце и упругих элементах, исключает задержку поступления масла в подшипник и его разрушение. Изобретение проиллюстрировано следующими фигурами. На фиг. 1 показан предлагаемый узел упругодемпферной опоры. На фиг. 2 представлено сечение А-А по жиклерному фланцу. Фиг. 3 - вид Б на фиг. 2, фиг. 4 - вид Г на фиг. 3. Опора роликоподшипника 1 состоит из опоры 2 с закрепленными в ней рессорой наружной 3 и рессорой внутренней 4 (упругие элементы). Гайка 5 закрепляет наружное кольцо 6 роликоподшипника 7 и жиклерный фланец 8, по которому работает уплотнение 9. В жиклерном фланце 8 выполнены жиклеры 10, которые служат для подачи масла на уплотнение 9 и на роликоподшипник 7. Для совмещения масляных каналов во фланце и рессоре фланец 8 должен быть зафиксирован относительно рессоры 4 в строго определенном положении в окружном направлении, для чего жиклерный фланец 8 выполнен с центрирующими выступами 11, с помощью которых фланец 8 центрируется в радиальном положении относительно поверхности Д рессоры внутренней 4, а в окружном направлении - с помощью пластины 12, имеющей Т-образную форму (выступы 13). Гайка 4 имеет радиальные пазы 14, в которые загибается радиальный хвостовик 15 пластины 12 и образует пластинчатый замок. Данное устройство собирают следующим образом. Жиклерный фланец 8 с жиклерами 10 при сборке центрируют в радиальном направлении при помощи центрирующих выступов 11 относительно центрирующей поверхности Д в рессоре внутренней 4. В осевом направлении фланца 8 зажимается между наружным кольцом 6 роликоподшипника 7 и гайкой 5, а в окружном направлении фиксируется по боковым поверхностям центрирующих выступов 11 Т-образными выступами 13 пластины 12, с помощью которой после загиба радиального хвостовика 15 в пазы 14 гайки 5, последняя фиксируется от проворота. Для фиксации фланца 8 от проворота как по часовой стрелке, так и против, пластины 12 замком устанавливают с противоположных сторон от центрирующих выступов 11 жиклерного фланца 8. При работе двигателя упругодемпферная опора заявляемой конструкции обеспечивает совмещение масляных каналов в жиклерном фланце и упругих элементах, исключает задержку поступления масла в подшипник и его разрешение. Источники информации. 1. Г.С.Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. -М.: Машиностроение, 1969, с. 384. 2. Авторское свидетельство СССР N 1684548, МКИ F 16 C 27/00, F 16 F 9/14, 1988.Формула изобретения
Упругодемпферная опора газотурбинного двигателя, включающая упругий элемент, в котором установлены наружное кольцо подшипника и жиклерный фланец, отличающаяся тем, что наружное кольцо подшипника и жиклерный фланец закреплены гайкой, между упругим элементом и гайкой установлена пластина, фиксирующая в окружном направлении одним концом гайку, а противоположным концом - фланец.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 25.09.2000 № 11252
Вид договора: лицензионный
Лицо(а), передающее(ие) исключительное право: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)
Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод" (RU)
Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор: 29.08.2011 РД0086143
Изменения:Исключение патентов на изобретения 2098649,
2087768,
2106508.
Дата публикации: 27.10.2011