Кулачковая сцепная синхронизирующая муфта коробки передач
Изобретение откосится к машиностроению , а именно к кулачковым сцепным синхронизирующим муфтам коробок передач. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем уменьшения усилия включения. Синхронизирующий элемент 1 установлен с возможностью геометрического замыкания в синхронизированном положении с зубчатыми колесами (ЗК) 2 посредством расположенных на передвижной втулке 3 внутреннего 4 и на ЭК 2 наружных 5 зубчатых венцов (3В). При разнице в числе оборотов синхронизирующего элемента I и одного из ЗК 2 блокирующие зубья 20 синхронизирующего кольца 13 поворачиваются и препятствуют перемещению передвижной втулки 3. При синхронном вращении блокирующие зубья 20 возвращаются в исходное положение и внутренний 3В 4 входит в зацепление с наружным 3В 5. 3 з.п. ф-лы, 6 кл. г to
а» ав (51)3 Р 16 9 23/02
ГОСУДАРОТВВЮЫЙ КОМИТЕТ
Я И fHHT СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К AATEHTV, (2! ) 4355l 5/27 (86) PCT/EP 86/00422 (!7.07.86.) (22) 25еOl 88 (3!) РСТ/ЕР 85/00376 . (32) 26,07.85 (33) LU. (46) 28,02 ° 9l. Бюп, Э 8 (7!) Цаирадфабрмк Фрмдрихсхафеи АГ (ьк) (72) Клаус Кристиан м Герд Фюрер (DE) (53) 62! -825.5(088 е8) (56) Заявха ФРГ В !450825, кл. Р !6 D 23/06, l972. (54) КУЛАЧХОВАЯ СЦЕПНАЯ СИНХРОНИЗИРУ)ЩАЯ МУФТА KOPOEKH ПБРЕДАЧ (57) Изобретение отмоснтся к мащнностроенню, а именно к кулачковым сцепным сиихроннэнрующнм муфтам коробок
2 передач. Цель мэобратеиия — улучнение эксплуатационных качеств путем уменьаеимя усилия включения. Снихронмзмрующий элемент установлен с возмоиностью георге трического замыкания в синхронизированном полозьями с эубчатьни колесамн (ЗК) 2 посредством располовенных на передвккной втулке 3 внутреннего 4 и иа ЗК 2 нарунных 5 зубчатых венцов (ЗВ), Прм разнице в чмсле оборотов синхронизирующего элемента и одного из
ЗК 2 блокирующие зубья 20 синхронизнрующего кольца !3 поворачиваются и препятствуют перемещению передвикиой втулки 3. При синхронном вращении блокирующие зубья 20 возвращаются в исходное полонеиие и внутренний
ЗВ 4 входит в зацепление с нарувиьи
ЗВ 5. 3 s.ï. ф-лы, б нл.
1632378
Изобретение отис"ктся к машиностроению, а именно к кулачковым сцвпным синхронизирующии муфтаи коробок передач.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств путем уменьшения усилия включения.
На фнг.l изображена кулачковая сцепная синхронизирующая муфта короб- Io кн передач, разрез,проходящий через зону кажииного штифта1 на фиг.2то же, разрез, проходящий чарвэ зону сцепного элемента; на фкг.3 — разрез
А А на фнг,2; на фиг.4 — разрез В-В !5 ша фнг.2; на фиг.5 - разрез В-В ка фиг.); на фиг.6 - paspqs Г-Г на фиг. l., Мулачковая сцепкая синхронизирующая муфта коробки передач содержит 2р блокирующее синхрокизнрующев устройство, выполненное в виде синхроннзирующего элемента 1, установленного с воэможностью геоиетрического замыкания в синхронизированном поло- 25 женин с имеющкмн различное число оборотов эубчатымн колесаик 2 посредствои подвижно устаковлекной в осевои направлении колъцеобразкой,передвижной втулки Э с внутренним зубчатым венцом 4, входящим в зацепление с наружнми зубчатыи венцом 5 сннхрониэирующего элемента 1 и любым из зубчатых колес 2. Между синхронкэирующим элементом 1 и передвижкой втулкой 3 установлен нажкмкой штифт, выполненный из двух частей 6 н ?, скабженных опорными поверхностями, выполненнкми в виде сферических головок 8 и 9 на верхней 6 и нижней 7, 4р частях штифта, коктактрующих соответственно с передвижной втулкой 3 и синхронкзирующим элементом 1. Между верхней 6 и нижней 7 частями штифта расположена нажиикая пружина 10, 4> поджимающая части 6 н 7 штифта к передвижной втулке 3 и синхроннзирующеиу элеиенту 1 соответственно, причем в разомкнутом положении муфты головка 8 расположена в выполненной на внутренней поверхности !1 передвнкной втулки 3 выемке 12 ° Между сннхронизирующнм элементом 1 к зубчатымк колесами 2 расположены соответственно синхронизирующне кольца 13 н !4. 5
Синхронизирующие кольца 13 выполнены с опорной поверхностью 15, расположенной с возиожностью взаимодействия при смещенном в осевом направленин положении передвижнон втулки
Э с опорной поверхностью сферической головкой 8, По крайней иере два синхроннзирующих кольца 13 и !4 соединены поводками 16 одно с другим и с сннхронизнруюФим элементом I c радиальным зазорои по периферии в обоих радиальных направлениях. Напротив поверхностей 17 B H сННхроннзирумцих колец !Э и 14 расположены поверхности 18 трения, связанные с зубчатыми колесами 2 фрикционных колец 19. На внутреннем зубчатом венце 4 передвижной втулки 3 и на торцах блокирующих зубьев 20 сикхрониэируюшкх колец 13 выполнены блокирующие фаски 21, расположенные с возможностью силового замыкания в нескольких точках. По крайней мере два синхронизирующнх кольца 13 н !4 расположены концентрично на различных радиусах и соединены между собой сцепныи элементом 22. В последнем иогут быть выполнены две концентричныв выемки
23 на различных радиусах, в которых размещены обращенные в осевом направлении к синхронизирукяцему элементу 1 поводки 16, сннхроннзирующнх колец
13 н 14.
Соосно - основным сккхрониэирующим устройством может быть установлено дополнительное синхроннзирукнщее устройство, причем сннхроннзирующие кольца !Э н !4 обоих устройств соединены посредством сцепного элемента 22. Прн этом наружные сннхронизнрующпе кольца 13 соединены одно с другим в наружной выемке 23 сцепного элемента 22, а внутренкке синхроннзпрующие кольца )4 соединены одно с другим во внутренней выемке 23 сцепного элемента 22.
Устр йствс рвбстает следуюпц м образом„
Прн осуществлении пр цесса включения передвижная втулка 3 подается вправо плп влево за счет кажинного усилия, переивваемогс с вилки переключения (не изображена), Синхронизация осуществляется через сферическую головку 8 верхней части 6 нажимкого штлфта эа счет осевого давления и» спорные поверхности l5 скнхроннзнруь1щпх колец IЗ. При разнице в числе оборотов синхронизирующего элеь.снта I к одного из зубчатых колес 2 синхропизпрующне кольца и тем самым сцсппой элемент 22 откло5
l63 няются в сторону соответствующего колеса 2. Выбирается радиальный эаsop между сцепным элементом 22 и синхрснизирующим элементом м первый упирается во второй, при этом блокирующие зубья 20 смнхрониэнрующего кольца !3 поворачиваются; Сцепление поверхностей фасок 20 предотвращает дальнейшее перемещение передвижной втулки 3. Фрикцнонноа взаимодействие поверхностей !7 и !8 трения обуславливает вращение соответствующего зубчатого колеса 2. Лри синхронном вращении блокирующие зубья 20 возвращаются в исходное положение н внутренний зубчатый венец 4 входит в зацепление с наружным зубчатым венцом 5 соответствующего зубчатого колеса 2 °!.Кулачковая сцепная синхронизнрующая муфта коробки передач, содержащая блокирующее синхрониэирующее устройство в виде синхроннэирукщего элемечта, установленного с воэможностью геометрического замыкания в синхронизированном положении с имеющим различное число оборотов зубчатым колесом посредством поавижно установленной в осевом направлении кольцеобразной передвижной втулки с внутренним зубчатым венцом, входящим в зацепление с наружным зубчатым венцом синхрониэируюшего элемента и зубчатого колеса, а также в виде установленного между сннхроннзнрующим элементом и передвижной втулкой нажимного штифта, расположенного в разомкнутом положении муфты в выемке на внутренней поверхности передвижной втулки и имеющего опорные поверхности, взаимодействующие при смещенном в осевом направлении положении передвижной втулки с опорными поверхностямм синхроннэнрующих колец, расположенных между сннхронизнрующим элементом и зубчатым колесом, прн
Формула изобретения
2378 d этом по крайней мере два синхроннэирующих кольца соединены поводками одно с другим и с синхронизирующим
5 элементом с радмальмьм зазором по пермфернн в обоих радиальных направлениях, причем напротив поверхностей трения синхронмэирующих колец расположены поверхностм тренмя связанного !
0 с зубчатым колесом фрмкциомного колеса, а на внутреннем зубчатом венце передвижной втулки и на торцах блокирующих зубьев синхроннзирукщих колец выполнемы блокирующие фаски, расположенные с возможностью силового эамиканмя в нескольких точках, о т— л н ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем уменьшения усилия вклю20 чения, она снабжема сцепным элементом, размещеннмк с радмальньи зазором в выполненном в синхрониэнрующем элементе углублении, прм этом по крайней мере два синхрониэнрующмх
25 кольца расположены концентрично на различных радиусах н соединены между собой сцепным элементом.
2;Муфта по п.l, о т л н ч а ющ а я с я тем, что в сцепном элемен30 те выполнены две концентричные выемки на различных радиусах, а поводки снихроннэнрующих колец обращены в осевом направлении к синхроннзнрующему элементу н размещены в упомянутых
3 Муфта по пп.! н 2, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена дополнительным сннхроннэнруюшим устройством, расположенным соосно с
gp ocHoBHblH, а сннхрониэирующие кольца обоих устройств соединены посредством сцепного элемента.
4.Муфта по п,З, о т л н ч а ю— щ а я с я тем, что наружные сннхро !5 низирующне кольца соединены одно с другим в наружной выемке сцепного элемента, а внутренние синхронизирующие кольца соединены одно с другим во внутренней выемке сцепного эле5О мента.
1 (, 7 б—
Фиг.д
Риг 2
l 632378
В-8
Г-Г
10 21
Составитель И.Чикин
Техред А.Кравчук Корректор С.Черни
Редактор М.Петрова
Заказ $$9 Тирак 403 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретенйяи и открытиям при ГКНТ СССР
11303$, Москва, Ж-3$, Раущская наб., д. 4/$
Производственно-издательский комбинат ."Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101




