Пульт, система и способ ручного управления и стабилизации регулируемой величины движения летательного аппарата (варианты) "аржесан"
Используется в авиации, тренажеростроении. Подают на орган ручного управления сигнал, пропорциональный внешнему возмущающему воздействию, a по величине и направлению перемещения органа ручного управления судят о величине и направлении воздействия, за счет чего увеличивается быстродействие, устойчивость и точность управления. 3 c. и 6 з.п. ф-лы, 7 табл., 33 ил.
Пульт ручного управления и стабилизации относится к техническим средствам управления и отображения информации, представляющим оператору информационную модель дистанционно управляемого объекта.
Предполагаемая область использования предлагаемого пульта ручного управления и стабилизации - системы совмещенного управления движением летательных аппаратов, например воздушных судов, а также тренажеры этих систем. Система ручного управления и стабилизации относится к техническим средствам управления эргатических систем. Способы ручного управления и стабилизации относятся к деятельности оператора в эргатической системе. Предполагаемая область использования предлагаемых системы и способов ручного управления - эргатические системы управления движением летательных аппаратов, например воздушных судов, в режиме совмещенного управления. Способы управления и стабилизации, кроме того, могут применяться в тренажерах эргатических систем управления движением воздушного судна. Уровень техники пультов управления. Пульт управления связывает оператора с системой управления. Он передает информацию в двух направлениях: от оператора в систему об управляющем воздействии оператора и от системы управления к оператору - о регулируемой величине объекта. Для передачи информации от оператора к системе используются датчики управляющего воздействия: штурвал прямого управления, рукоятка дистанционного управления [1,2]. Для передачи информации от системы к оператору используются указатели регулируемой величины с прямым или дистанционным измерением [3,4] . На современном уровне развития техники это раздельные устройства, располагаемые в разных местах поста управления машиной. Штурвал прямого управления содержит рычаг управления, пружинный загружатель и механическую передачу к исполнительному устройству - гидравлическому приводу регулирующего органа объекта. Рукоятка дистанционного управления (фиг.1) содержит: рукоятку 1, пружинный загружатель 2, датчик положения рукоятки управления 3. В некоторых рукоятках пружинный загружатель выполнен в виде отдельных устройств: пружины и демпфера с редуктором. На входе рукоятки - усилие оператора ручной системы Fр, на выходе - пропорциональное усилию перемещение рукоятки Xр относительно нейтрали и электрический сигнал этого перемещения Xр. Указатели прямого измерения - это приборы, например гироскопические, манометрические, в которых датчик и указатель совмещены в едином устройстве [3,4]. Указатели дистанционного измерения (фиг. 2) представляют собой следящие электромеханические системы, работающие по сигналам датчиков регулируемой величины, расположенных отдельно от указателя. В состав следящей системы указателя входят: стрелка указателя 1, датчик углового положения 2, генератор 3, усилитель преобразователь 4, двигатель 5, редуктор 6. На входе усилителя сигналы углового положения 7, угловой скорости 8 стрелки и регулируемой величины объекта 9. Штурвалы прямого управления с механической передачей имеют большой вес, габариты, сложное техобслуживание и на современных летательных аппаратах заменяются рукоятками дистанционного управления. Указатели прямого измерения имеют грубые датчики, не связанные с автоматической системой, и на современных летательных аппаратах применяются в качестве резервных приборов. В качестве основных они заменяются дистанционными указателями, работающими по сигналам специализированных измерительных систем, например систем воздушных сигналов, инерциальных систем и.т.п. Недостатком пультов управления, включающих рукоятки дистанционного управления и указатели дистанционных измерительных систем, является нерациональное использование управляющих возможностей оператора по управлению движением летательного аппарата. Указатели дистанционных измерительных систем рассчитаны на визуальный прием информации и верхние уровни управления человека. Однако помимо управления движением летательного аппарата оператор одновременно решает параллельные задачи: контролирует другие системы или участвует в их работе, ведет связь с наземными службами, визуальное наблюдение за внекабинной обстановкой, взаимодействует с членами экипажа. В этих условиях можно рассчитывать только на дискретный визуальный прием информации с участием распределения и переключения внимания. Дискретность восприятия визуальной информации, сбои в распределении и переключении внимания при утомлении оператора ухудшают качество управления, ведут к происшествиям и катастрофам. В то же время нерационально используется двигательный анализатор человека, его периферийная и центральная части. Он используется для управления рычагом управления с нагрузкой, имитирующей сопротивление регулирующего органа летательного аппарата. Периферийная часть двигательного анализатора в виде проприоцептивной и сухожильной чувствительности нервно-мускульной системы включена непосредственно в управление регулирующим органом летательного аппарата, а центральная часть обеспечивает приспособление этого управления в случае изменения динамики регулирующего органа [5,6]. Только часть информации, получаемая двигательным анализатором, а именно о регулирующем воздействии на летательный аппарат, используется для управления летательным аппаратом совместно с визуальной информацией на верхних уровнях построения движений человека. Двигательный анализатор мог бы взять полностью на себя функции управления объектом, если ему с помощью пульта управления передать информацию о регулируемой величине объекта и возмущающем воздействии в виде положения рукоятки и возмущающего усилия рукоятки на руку оператора. Для этого необходим указатель регулируемой величины, совмещенный с датчиком управляющего воздействия в единый пульт ручного управления и стабилизации. Сущность предлагаемого пульта ручного управления и стабилизации. Для того чтобы датчик управляющего воздействия мог выполнить одновременно функции дистанционного указателя и стал пультом управления (фиг.3), необходимо стрелку указателя регулируемой величины выполнить в форме рукоятки, пульт управления построить по схеме замкнутой системы непрямого (т.е. с усилением по мощности) регулирования положения рукоятки. Для этого нужно заменить механические пружину и демпфер загружателя рукоятки на "электрические" пружину и демпфер, использовав для их построения датчик углового положения рукоятки 2, генератор 3, усилитель-преобразователь 4, двигатель 5, редуктор 6, аналогичные тем, что применены в следящей системе дистанционного указателя. В усилителе, помимо входа 7 для подключения сигналов датчика углового положения и входа 8 для подключения генератора, необходимо иметь вход 9 для подключения сигнала регулируемой величины объекта и выход 10 для подключения входа исполнительного устройства контура объекта управления. Усилитель-преобразователь пульта управления может быть цифровым и включать в себя аналого-цифровые, цифро-аналоговые преобразователи и цифровой вычислитель. Возможны варианты конструктивного исполнения связи генератора с двигателем и датчика угла с рукояткой управления. Роль генератора может играть второй двигатель, связанный с первым через редуктор. Необходимость в таком варианте может возникнуть при ограничениях на габариты двигателя - генератора. Датчик углового положения может быть связан с рукояткой управления через повышающий редуктор. Необходимость в таком варианте возникает в случае применения многооборотных потенциометрических датчиков угла. Предлагаемый пульт управления и стабилизации работает следующим образом. Управляющее усилие оператора на рукоятку управления Fр вызывает смещение рукоятки относительно нейтрального положения Xр, которое измеряется датчиком углового положения рукоятки 2. Сигнал с датчика усиливается по напряжению и мощности усилителем-преобразователем 4 и подается на двигатель 5, который создает противодействующий момент, уравновешивающий усилие оператора. Замкнутая система непрямого регулирования углового положения рукоятки работает как система стабилизации углового положения рукоятки в нейтральном положении, а смещение рукоятки является статической ошибкой этой стабилизации. Одновременно сигнал смещения рукоятки после усилителя подается на исполнительное устройство, которое поворачивает регулирующий орган, создает регулирующее воздействие на объект. Величина смещения рукоятки Xр относительно нейтрали под действием усилия оператора может быть сделана малой путем увеличения коэффициента усиления усилителя. Возникающее при этом ухудшение устойчивости может быть скомпенсировано сигналом с генератора 3. Сигнал изменения регулируемой величины объекта с датчика регулируемой величины подается на другой вход 9 усилителя-преобразователя со знаком, противоположным знаку сигнала с датчика углового положения рукоятки. Замкнутая система непрямого регулирования положения рукоятки в этом случае действует как следящая система, воспроизводя регулируемую величину объекта в виде меняющегося нейтрального положения рукоятки Xпа. Если изменение регулируемой величины объекта вызвано усилием оператора, то следящая система поворачивает рукоятку в сторону усилия оператора. С началом изменения нейтрального положения рукоятки оператор создает дополнительное усилие Fпа, пропорциональное скорости изменения нейтрального положения, которое синхронизирует изменение нейтрального положения рукоятки с изменением регулируемой величины объекта Xвых. Если изменение регулируемой величины вызвано возмущением, то рукоятка стремится повернуться в сторону возмущения. Удерживая рукоятку неподвижной, оператор будет создавать регулирующее воздействие на объект, компенсирующее возмущение, и ощущать усилие Fу со стороны рукоятки на руку, пропорциональное возмущению. Благодаря работе замкнутой системы непрямого регулирования положения рукоятки одновременно в режиме стабилизации и слежения с пренебрежимо малым влиянием стабилизации на слежение рукоятка управления может передавать двигательному анализатору человека информацию о регулируемой величине и возмущающем воздействии на объект. Формулировка сущности предлагаемого пульта. Пульт ручного управления и стабилизации решает задачу создания кинестетического указателя регулируемой величины движения летательного аппарата, совмещенного с датчиком управляющих воздействий оператора. Технический результат, достигаемый с помощью пульта ручного управления и стабилизации, состоит в передаче информации двигательному анализатору о регулируемой величине движения летательного аппарата и возмущающем воздействии на него в виде углового положения рукоятки и усилия рукоятки на руку оператора одновременно с передачей информации об управляющем воздействии оператора к исполнительному устройству системы ручного управления и стабилизации. Этот технический результат обеспечивается выполнением стрелки указателя регулируемой величины в форме рукоятки управления датчика управляющих воздействий оператора и совмещением стрелки с рукояткой, построением пульта ручного управления и стабилизации по схеме замкнутой системы непрямого регулирования положения рукоятки управления, имеющей вход и выход для связи с исполнительным контуром ручной системы управления и стабилизации. Уровень техники систем управления. Ручное управление воздушным судном [1,2] обычно реализуется в виде двух связанных, но раздельно используемых систем: ручной и полуавтоматической (фиг. 4). Каждая из этих систем имеет свой датчик управляющего воздействия, но общее исполнительное устройство - рулевой привод 7 ручной системы, который создает регулирующее воздействие на объект управления Fвых. В полуавтоматической системе имеется свой рулевой агрегат 6, но включен он последовательно с рулевым приводом ручной системы 7. Датчик управляющего воздействия - рукоятка управления 9 с демпфером 10 имеет датчик углового положения 11, который создает сигнал уставки для замкнутой следящей системы, включающей кроме рулевого агрегата и рулевого привода еще усилитель-преобразователь 5, датчик регулируемой величины 4 объекта управления 8. В системах управления скоростью полета в отличие от систем управления угловым положением в качестве исполнительного устройства применяется электрический привод - исполнительный механизм автомата тяги. В электродистанционнoй ручной системе датчик управляющего воздействия представляет собой минирукоятку 1 с пружинным загружателем 2 и датчиком углового положения рукоятки 3. Связь между датчиком управляющего воздействия оператора и рулевым приводом электрическая. В ручных системах с непосредственным управлением рулевым приводом эта связь механическая. Как в ручной, так и в полуавтоматической системах для контроля регулируемой величины Xвых объекта 8 используется дистанционный указатель, включающий усилитель-преобразователь 12, двигатель 13, связанный через редуктор 14 с генератором 16 и стрелкой 15. Генератор является датчиком скоростной обратной связи и может быть выполнен в виде единого целого с двигателем как двигатель-генератор. Датчик углового положения стрелки 17 может быть связан со стрелкой напрямую или через редуктор. Достоинством ручной системы является возможность управлять объектом по разомкнутой схеме и получать нужное установившееся движение без помехи, создаваемой переходным процессом замкнутого контура. Для этого требуется создавать кодирующие перемещения рукоятки, которые связаны с желаемым изменением регулируемой величины динамикой объекта. Недостатком ручных систем как с механической, так и с электрической передачей сигнала управляющего воздействия к исполнительному устройству является большая загруженность зрения и внимания оператора функциями стабилизации особенно при многоканальном управлении нейтральными и неустойчивыми объектами в случае действия на них меняющихся возмущений. Это ухудшает качество управления при одновременном решении оператором параллельных задач. Достоинством полуавтоматической системы является разгрузка зрения и внимания оператора от выполнения функций стабилизации благодаря использованию автоматического контура стабилизации. Управление движением объекта осуществляется перемещениями рукоятки, копирующими желаемое перемещение объекта. Недостатком полуавтоматической системы является то, что автоматическая стабилизация происходит со статической ошибкой, устранение которой происходит с участием зрения и внимания оператора. Оператор должен обнаружить смещение летательного аппарата от заданного значения и скомпенсировать это смещение, изменив на величину ошибки заданное значение. Желательно разгрузить зрение и внимание оператора, создав измеритель возмущения, предназначенный для восприятия возмущения и подсознательного реагирования на него рукой оператора. Другим недостатком полуавтоматической системы являются динамические ошибки слежения объекта за перемещениями рукоятки, обусловленные переходными процессами в замкнутом контуре стабилизации. Обычно этот недостаток рекомендуют устранять применением дополнительной прямой связи от рукоятки к исполнительному устройству через обратную передаточную функцию объекта, превращая полуавтоматическую следящую систему в комбинированную систему, инвариантную по задающему воздействию [9]. Техническая реализация обратной передаточной функции объекта является трудной задачей для конструктора. Возможен другой путь комбинирования сигналов в системе управления. Сигнал дополнительной прямой связи на входе исполнительного устройства эквивалентен сигналу ручной системы и поэтому может быть им заменен. В этом случае необходимо одновременно и координированно управлять как ручной, так и полуавтоматической системами. Если считать основным сигналом сигнал ручной системы, то сигнал полуавтоматической системы нужно формировать из основного сигнала ручной системы через передаточную функцию объекта, которую реализовать легче. Поэтому возникла идея комбинированной ручной системы управления. В этой системе управление объектом осуществляется ручной системой по разомкнутой схеме. Размыкание обратной связи объекта осуществляется подачей сигнала на полуавтоматический вход равного и противоположного по знаку сигналу обратной связи. Это размыкание необходимо для того, чтобы обратная связь не мешала ручному управления. Стабилизация объекта в этой системе осуществляется контуром обратной связи полуавтоматической системы. Входным воздействием в этом случае является возмущающее воздействие на объект. Сделана попытка на вертолете реализовать комбинированную ручную систему только техническими средствами в виде системы совмещенного управления углом тангажа (фиг.5). Она представляет собой простое объединение ручной и полуавтоматических систем [10]. Одновременная работа двух систем достигается установкой датчика 3 углового положения рукоятки полуавтоматической системы, называемого компенсационным, на рукоятке 1. Однако сигнал компенсационного датчика перед подачей на вход полуавтоматической системы не преобразуется звеном с передаточной функцией объекта, а подается напрямую. В результате полной компенсации в переходном процессе сигнала обратной связи сигналом компенсационного датчика не происходит, и контур обратной связи, состоящий из датчика регулируемой величины 4, усилителя 5, рулевого агрегата 6, объекта 8 мешает ручному управлению. При этом характер управляющих действий меняется с ручного на полуавтоматический, хотя сохраняется пружинный загружатель рычага управления ручной системы. Благодаря автоматической стабилизации, осуществляемой обратной связью полуавтоматической системы и помогающей пилоту управлять вертолетом, когда он неустойчив, этой системой часто пользуются пилоты. Однако при этом забываются навыки управления ручной системой, что при отказе полуавтоматической системы затрудняет управление. Сущность предлагаемой системы управления и стабилизации. В связи с указанными недостатками системы совмещенного управления существует надобность в таком объединении ручной и полуавтоматической систем, при котором сохранялся бы характер управляющих усилий, системы работали бы одновременно, между управляющими усилиями была бы необходимая координация и имелась бы возможность ручной компенсации возмущения. Для этого необходимо: перейти к электродистанционной системе ручного управления, рукоятку дистанционного управления заменить на предлагаемый пульт ручного управления и стабилизации, соединить предлагаемый пульт с исполнительным контуром ручной системы по схеме обратимой следящей системы управления, а именно: выход усилителя-преобразователя пульта соединить с рулевым приводом, выход датчика регулируемой величины соединить со входом усилителя-преобразователя пульта. В результате этих изменений получается предлагаемая система ручного управления и стабилизации, изображенная на фиг. 6. Необходимость перехода к электродистанционной системе в данном случае диктуется сложностью механической передачи на современных летательных аппаратах, наличием в ней нежесткости, люфтов, что делает ее грубой и непригодной для предлагаемой системы. Необходимость использования предлагаемого пульта вытекает из требования сохранить характер управляющих усилий оператора и координацию между ними. Предлагаемая система эквивалентна двум системам: ручной и полуавтоматической, работающим одновременно и координированно. Это следует из эквивалентной схемы, представленной в нижней части фиг. 7, - б. На этой схеме пульт ручного управления представлен в виде раздельных датчиков: управляющего воздействия Fр ручной системы и задающего воздействия Xпа полуавтоматической системы. Предлагаемая система управления представлена замкнутым исполнительным контуром с двумя входами от датчиков управляющего и задающего воздействий. Датчик управляющего воздействия ручной системы описывает пульт управления при опережении (или отставании) рукоятки Xр относительно регулируемой величины Xвых объекта. Датчик задающего воздействия описывает пульт управления при пропорциональных изменениях нейтрального положения рукоятки Xпа и регулируемой величины объекта Xвых. Управляющее воздействие оператора Fр на рукоятку пульта управления обеспечивает такой же по характеру входной сигнал Xр, как и в ручной системе, благодаря действию "электрической" пружины. Отличие пульта управления от штурвала и дистанционной рукоятки с механическими пружинными загружателями в том, что величина смещения рукоятки от нейтрали мала из-за большой жесткости "электрической" пружины, однако этого смещения достаточно, чтобы с помощью усилителя-преобразователя создать сигнал нужной величины на входе исполнительного устройства. Благодаря этому отличию при передаче к исполнительному устройству информации об усилии оператора как управляющем воздействии рукоятка практически стоит на месте. Управляющее воздействие Fр оператора в предлагаемой системе (при условии пренебрежения переходными процессами в пульте управления и исполнительном устройстве) можно считать пропорциональным регулирующему воздействию Fвых Fвых = Kf

Xвых = Wо

Подстановкой в уравнение (3) значений Xвых и Fвых из уравнений (1) и (2) находится результирующая связь между усилием оператора Fр и перемещением нейтрального положения рукоятки Xпа. Она также определяется передаточной функцией объекта (с указанными ранее коэффициентами пропорциональности)
Xпа = Fр



Уравнение (4) доказывает то, что в предлагаемой системе рукоятка управления моделирует динамику объекта управления. Это является отличительным признаком предлагаемой системы, изменяющим способ ручного управления. Одновременно с моделированием рукояткой управления динамики летательного аппарата будет решаться и задача создания измерителя возмущения, предназначенного для передачи информации о возмущении руке оператора. Возмущающее воздействие Fв (см. фиг.6) компенсируется регулирующим воздействием исполнительного устройства системы управления. Сигнал компенсации после усилителя-преобразователя подается также и на двигатель пульта управления, который создает возмущающее воздействие на рукоятку управления. Если оператор удерживает рукоятку в неизменном положении, то усилие удержания Fу (после окончания переходных процессов в исполнительном контуре) будет пропорциональным возмущающему воздействию Fв. Способность предлагаемой системы передавать оператору информацию о возмущающем воздействии на объект управления является отличительным признаком предлагаемой системы, изменяющим ручной способ стабилизации. Предлагаемая система ручного управления и стабилизации является обратимой следящей системой управления регулируемой величиной движения летательного аппарата. Математический анализ обратимой следящей системы для любых объектов управления дан в работе [11] на примере обратимой следящей системы, полученной путем функционального обобщения звеньев симметричного обратимого следящего привода, известного в роботах и манипуляторах. Этот анализ проведен с использованием математического аппарата четырехполюсников, известного в электротехнике. В процессе анализа входные усилия и скорости перемещения рукоятки задающего контура разложены на составляющие холостого хода и короткого замыкания, а сама обратимая система была интерпретирована замкнутым исполнительным контуром с двумя входами, между которыми существует соотношение, позволяющее представить ее как следящую систему, инвариантную по составляющей короткого замыкания. Найдено соотношение между входной силой холостого хода Fххвх и составляющей скорости перемещения рукоятки короткого замыкания Xкзвх, показаны условия, при которых это соотношение моделирует динамику объекта управления. В данной заявке анализ обратимой следящей системы использован для описания ручной, полуавтоматической, совмещенной и предлагаемой систем и способов управления и стабилизации этими системами. Входной силе холостого хода Fххвх соответствует управляющее усилие ручной системы Fр. Входной силе короткого замыкания Fкзвх соответствует управляющее усилие полуавтоматической системы Fпа. Составляющей скорости перемещения рукоятки холостого хода Xххвх соответствует отклонение рукоятки от нейтрального положения в ручной системе Xр. Составляющей скорости перемещения рукоятки короткого замыкания Xкзвх соответствует перемещение нейтрального положения рукоятки в полуавтоматической системе Xпа. В работе [12] дан анализ взаимодействия оператора с обратимой следящей системой при стабилизации объекта. Процесс стабилизации представлен совмещенным из двух компонент: ручной и автоматической. Рассмотрены условия, при которых ручная компонента компенсирует автоматическую и обеспечивает инвариантность совмещенной стабилизации по возмущающему воздействию. Найденные условия в заявке использованы при описании способа стабилизации с компенсацией возмущения без статических ошибок. Предлагаемая система работает следующим образом. При управлении (см. фиг. 6) усилие оператора Fр вызывает небольшое смещение рукоятки Xр (десятые доли градуса), измеряемое датчиком 2 углового положения. После усиления этот сигнал подается на исполнительное устройство 12, которое поворачивает регулирующий орган, создавая регулирующее воздействие на объект Fвых. При условии пренебрежения переходными процессами в контуре рукоятки и исполнительном устройстве по сравнению с переходными процессами в самом объекте, можно считать регулирующее воздействие на объект Fвых пропорциональным усилию оператора Fр. Регулирующее воздействие вызывает движение объекта 13 и изменение регулируемой величины Xвых, измеряемое датчиком регулируемой величины 11. Далее замкнутый контур рукоятки работает как следящая система. Для того, чтобы эта система воспроизводила без динамических ошибок регулируемую величину необходимо, приложить к рукоятке дополнительное усилие Fпа как в полуавтоматической системе. Тогда нейтральное положение рукоятки Xпа будет синхронно повторять изменение регулируемой величины. Опережение углового положения рукоятки Xр относительно меняющейся нейтрали Хпа сохраняется и продолжает вызывать желаемое изменение регулируемой величины. При стабилизации с удержанием рукоятки в неизменном положении усилием оператора Fу контур рукоятки размыкается, работает только контур объекта, который осуществляет стабилизацию как в полуавтоматической системе со статической ошибкой регулируемой величины. Для стабилизации без статической ошибки оператор должен создать рукояткой опережение Xк, которое через исполнительное устройство объекта вызовет компенсирующее воздействие и предотвратит смещение объекта и возникновение статической ошибки регулируемой величины. При стабилизации со смещением нейтрали рукоятки и последующим возвращением нейтрали в исходное положение создается усилие на рукоятку как в ручной системе, замыкаемой через оператора, с тем отличием, что усилие формируется по информации о положении, скорости изменения нейтрали рукоятки, а не самой регулируемой величины. Формулировка сущности предлагаемой системы. Система ручного управления и стабилизации регулируемой величины летательного аппарата решает задачу совмещения ручной и полуавтоматической систем управления и стабилизации с координацией управляющего воздействия ручной системы с задающим воздействием полуавтоматической системы через передаточную функцию объекта управления. Технический результат, достигаемый с помощью системы ручного управления и стабилизации состоит:
в предметном моделировании рукояткой управления динамики движения летательного аппарата с использованием управляемого летательного аппарата
и воспроизведении на рукоятке возмущающего воздействия на летательный аппарат. Этот технический результат обеспечивается связью пульта ручного управления и стабилизации с исполнительным контуром по схеме обратимой следящей системы. Уровень способов управления и стабилизации. Оператор является управляющей частью эргатической системы управления. Он выполняет функции формирования закона управления и реализует их в виде операций способа управления. Простейшей по управляющим функциям оператора системой является предметная эргатическая система (фиг. 8). Учитывая имеющиеся данные [5,6,7] о человеке-операторе, эту систему можно представить в виде комбинированной системы управления. Комбинированность обеспечивается прямой командной связью нервно-мускульный системы Gп и кинестетической компенсирующей связью по внешней силе Gк. Первая связь описывает приспособление оператора к нагрузке, создаваемой различными предметами, находящимися в руке оператора Gн. Вторая связь описывает приспособление оператора к внешним силам, действующим на руку оператора Fв. Преобразование нервных импульсов в усилие интерпретируется звеном Gа. Кроме того, имеется проприоцептивная обратная связь по смещению руки Gр, описывающая возможность управления рукой вслепую, и прямая связь через центральную нервную систему Gе, описывающая приспособление оператора к управлению предметами во внешнем мире. Имеются визуальные входы по желаемому Xвх и действительному положению Xвых предмета во внешнем мире. Часть схемы, соответствующая центральной нервной системе и визуальным входам, считается одноканальным регулятором, подключаемым к разным каналам управления последовательно посредством центральных механизмов распределения и переключения внимания. Часть схемы, соответствующая нервно-мускульной системе, благодаря большому числу степеней свободы руки считается многоканальной. Объектом управления Gн в этой системе является предмет - простое орудие труда, находящееся в руке оператора. Закон управления, реализуемый оператором, зависит от динамики предмета, находящегося в руке оператора. Усилие Fр, прикладываемое рукой к предмету, связано с перемещением предмета вместе с рукой Xвых через передаточную функцию предмета Gн. Среди предметов, которыми способен управлять оператор, находятся предметы, создающие сопротивление, пропорциональное ускорению, скорости и перемещению предметов, а также комбинациям этих параметров, например колебательные системы типа маятника с опорой вверху, неустойчивые системы типа маятника с опорой внизу. В перечень предметов, которыми способен управлять оператор, входят и механические системы предметов, имеющие передаточные функции, аналогичные летательным аппаратам. Управляя предметом как орудием труда оператор преодолевает сопротивление среды, на которую он воздействует. Это сопротивление воспринимается как возмущающее воздействие Fв и компенсируется нервно-мускульной системой оператора. Недостатком предметного способа является ограниченность усилий, перемещений, невозможность управления предметами на расстоянии, невозможность управления объектами немеханической природы. Достоинством предметного способа управления является высокое качество управления предметами, приспособляемость к предметам с различной и меняющейся динамикой и к различным и меняющимся возмущениям, а также возможность управления по нескольким каналам одновременно и координированно, с параллельным решением смысловых задач, занимающим зрение и внимание оператора. Достоинства предметного способа управления способствовали появлению идеи квазипредметного (будто бы предметного) способа управления. За рубежом эта идея высказана Джеймсом Герцогом [7,8]. Он предложил разрабатывать рукоятку управления так, чтобы соотношение между силой, прикладываемой к рукоятке управления, и смещением рукоятки было таким же, как определяемое динамикой объекта соотношение между силой, прикладываемой к рукоятке, и выходом системы. Предметная модель динамики Джеймса Герцога реализована техническими средствами рукоятки как датчика управляющих воздействий оператора и не включает сам объект управления. В модели использована рукоятка одностороннего и необратимого действия. Она передает информацию только от оператора к объекту. В рукоятке нет обратной связи по регулируемой величине и возмущающему воздействию на объект управления. Поэтому при изменении динамики объекта управления и возмущающего воздействия на объект выход рукоятки будет отличаться от выхода объекта. Это снижает роль проприоцептивной и сухожильной обратных связей в разгрузке зрения и внимания оператора, влечет к ухудшению качества управления. В эргатической системе "оператор - дистанционная ручная система управления" (фиг. 9) объект управления Wо включен последовательно с оператором. Между оператором и объектом появились заместители объекта (рукоятка управления Gpн и указатель регулируемой величины), а также преобразователи управляющего воздействия оператора в регулирующее воздействие на объект (рулевой привод) Wрп регулируемой величины в сигнал для указателя (датчик указателя) Wду. Если считать, что динамика предмета и объекта управления одна и та же, пренебречь переходными процессами в преобразователях управляющего воздействия и регулируемой величины, то закон управления в дистанционной эргатической системе остается тот же, что и в предметной системе, однако реализуется он теми же структурами оператора иначе, чем в предметной системе. Поэтому способ дистанционного управления отличается от предметного. При управлении дистанционной системой контроль регулируемой величины возможен только визуально. Проприоцептивная обратная связь Gр обеспечивает управление рукояткой. Прямая командная связь нервно-мускульной системе Gп приспосабливается к динамике рукоятки. Приспособление же к динамике объекта берут на себя верхние уровни управления центральной нервной системы Gе. Поскольку благодаря пружинным загружателям усилие руки Fр пропорционально смещению рукоятки относительно нейтрали Xр, воспринимаемому системой как управляющее воздействие оператора, то усилие оператора в дистанционной системе осталось то же, что и в предметной, однако перемещение рукоятки Xр под действием этого усилия не совпадает с регулируемой величиной Xвых. Поэтому в дистанционном способе управления используются кодирующие, а не копирующие движения рукоятки. Это не естественные, а специальные профессиональные движения. Для их создания требуется специальное обучение. Навыки управления, построенные на таких движениях, разрушаются при длительных перерывах в работе, дают сбои при утомлении. Кроме того, информация о регулируемой величине поступает через зрение с использованием центральных механизмов распределения и переключения внимания. При одновременном решении нескольких параллельных задач наряду с управлением движения объекта это ведет к дискретности восприятия и обработки информации, что ухудшает качество управления. Кроме того, навыки распределения и переключения внимания являются специальными, профессиональными навыками, подверженными разрушению при перерывах в работе, дающими сбои при утомлении. В эргатической системе "оператор-полуавтоматическая система управления" (фиг. 10) последовательно с оператором включается полуавтоматическая система управления объекта. С оператора сняты функции стабилизации, закон управления реализует регулятор Wрег, оператор задает уставку Xпа, система стабилизация ее отрабатывает. Отработку можно уже не контролировать. Визуальная обратная связь по регулируемой величине, которая была нужна в ручной системе, не нужна в полуавтоматической. Оператор должен воспроизводить желаемое движение объекта в виде изменений заданных значений регулируемой величины Xпа посредством рукоятки с задатчиком углового положения Kз. Закон управления рукояткой - как в предметной системе. Управляемым предметом является задающая рукоятка Gпна, имеющая сопротивление, пропорциональное скорости ее движения. Поэтому способ управления этой рукояткой предполагает создание усилия Fпа, пропорционального желаемой скорости движения объекта. Характер управляющих движений - естественный, копирующий, специальное обучение не нужно. Система стабилизации противодействует возмущениям, обеспечивает устойчивость помимо оператора. Однако система стабилизации отрабатывает заданное значение с динамической ошибкой и противодействует возмущениям с динамической и статической ошибками. Величина этих ошибок зависит от динамики замкнутого контура стабилизации и оператор не может изменить их величину. Объект плохо "ходит" за рукояткой. В эргатической системе "оператор - существующая система совмещенного управления" (фиг.11) последовательно с оператором включается простая комбинация ручной и полуавтоматической систем. Комбинация простая потому, что связь между ручным и полуавтоматическим входами пропорциональная. Эта связь осуществляется с помощью компенсационного датчика Kд, сигнал с которого поступает на вход автопилота Wап. Перемещение штурвала с помощью механической передачи подается на ручной вход комбинированного рулевого привода Wрп, управляющего объектом управления Wо. До объединения этих систем на их входы поступали различные сигналыб и их рукоятки управления имели различные устройства загрузки. На вход ручной системы поступал сигнал смещения рукоятки Xр относительно нейтрального положения, загружатель был пружинный. На вход полуавтоматической системы поступал сигнал изменений нейтрального положения рукоятки Xпа. Загружатель был демпфирующий. При объединении систем рукоятка и загружатель остались от ручной системы Gн. Однако перемещения рукоятки для управления нужны такие же, как в полуавтоматической системе Xпа, т.е. копирующие, а не кодирующие, поскольку комбинация этих систем по принципу действия остается следящей системой, хотя и с дополнительной прямой связью. В связи с этим при управлении системой совмещенного управления для создания заданного перемещения рукоятки приходится прикладывать усилие Fс, отличающееся от усилий как в ручной системе Fр, так и в полуавтоматической Fпа. Приспособление к новому устройству загрузки системы совмещенного управления по сравнению с устройством загрузки полуавтоматической системы обеспечивается внутри оператора прямой командной связью с нервно-мускульной системой Gп. Трудностей при этом приспособлении у оператора не возникает. Однако при этом формируется новый навык управления, и при частом его употреблении прежние навыки ручного и полуавтоматического управления забываются и надо заботиться об их поддержании. Кроме того, сама система совмещенного управления не имеет координации между ручным и полуавтоматическим входами через передаточную функцию объекта управления, и поэтому остаются динамические ошибки следования объекта за рукояткой управления. Достоинства полуавтоматической системы в системе совмещенного управления сохраняются, т.е. контур автоматической стабилизации по-прежнему обеспечивает устойчивость системы и противодействие возмущениям помимо оператора, хотя и со статической ошибкой. Сущность предлагаемых способов управления и стабилизации. Можно избежать динамических ошибок воспроизведения заданной величины, проводя одновременно управление ручной и полуавтоматической системами двумя рукоятками и координируя усилие рукоятки в ручной системе Fр с перемещением рукоятки в полуавтоматической системе Xпа через модель передаточной функции объекта Wмд. Реализация этой модели оператором с помощью двух рукояток значительно усложняет способ управления. Реализация техническими средствами требует изменения параметров модели при изменении параметров самого объекта. Кроме того, остается статическая ошибка стабилизации. Поэтому возникла потребность объединения рукояток и построения предметной модели передаточной функции объекта с использованием самого объекта. Эта проблема решается предлагаемой системой ручного управления и стабилизации, в которой обе рукоятки объединены в одну рукоятку, моделирующую динамику объекта, используя сам объект. В этом случае способ управления и стабилизации упрощается. В инструкции оператору предписывается: задавать желаемое значение регулируемой величины и стабилизировать ее на этом значении, задавая положение рукоятки и удерживая ее на заданном значении управляющим и стабилизирующим усилиями, формируемыми с помощью навыков непосредственного (предметного) управления и стабилизации рукоятки как механического аналога объекта управления и стабилизации. В эргатической системе "оператор - предлагаемая система ручного управления и стабилизации" (фиг. 12) при управлении объектом оператор посредством прямой командной связи с нервно-мускульной системой Gп, реализующей обратную передаточную функцию объекта, преобразует желаемое перемещение объекта Xвх в управляющее усилие на рукоятку управления Fр, такое же по характеру, как в ручной системе управления. Под действием этого усилия рукоятка W1 смещается относительно нейтрали, как в ручной системе. Величина этого смещения Xр, его скорость Xр измеряются датчиками углового положения W2 и генератором W3. Сигнал смещения после усиления усилителем W4 подается на двигатель W5, который создает противодействие усилию оператора и останавливает это смещение. Величина смещения рукоятки Xр, благодаря большому коэффициенту усиления усилителя-преобразователя, имеет пренебрежимо малую величину. Оператор не замечает этого смещения, воспринимает рукоятку как неподвижную и ощущает только ее сопротивление, равное своему усилию. Сигнал этого смещения после усиления преобразуется исполнительным устройством и регулирующим органом объекта Wрп в регулирующее воздействие на объект Fвых и вызывает его движение Xвых. Датчик регулируемой величины Wду измеряет это движение и подает сигнал на вход пульта управления, который работает как следящая система, воспроизводящая в виде изменений нейтрального положения рукоятки Xпа регулируемую величину объекта Xвых. Оператор создает дополнительное усилие Fпа, пропорциональное скорости движения рукоятки, как в полуавтоматической системе. Это усилие синхронизирует изменения нейтрального положения рукоятки и регулируемой величины объекта Xпа. Изменение нейтрального положения рукоятки Xпа под действием усилия, аналогичного усилию в ручной системе Fр, предметно моделирует динамику объекта. Причем при моделировании используется реальный объект Wо. Если меняется его динамика, то меняется и динамика предметной модели. Благодаря синхронизирующему усилию, аналогичному усилию в полуавтоматической системе, изменение регулируемой величины компенсируется изменением нейтрального положения и контур обратной связи по регулируемой величине размыкается и не мешает ручному управлению. В связи с тем что наряду с основным усилием, вызывающим желаемое движение объекта, оператор прикладывает дополнительное синхронизирующее усилие Fпа, пропорциональное скорости движения объекта, рукоятка как механический аналог объекта эквивалентна демпфированному объекту. При ручной стабилизации объекта возможны варианты способа стабилизации в зависимости от принципа стабилизации, реализуемого оператором: по возмущению и по отклонению. При ручной стабилизации по возмущению (фиг.13) контур объекта совместно с двигателем рукоятки Gи21 используется как измеритель возмущения. В ответ на усилие рукоятки, действующее на руку, оператор с помощью компенсирующей кинестетической связи создает усилие F


воспринимают управляющее и стабилизирующее усилия оператора на рукоятку управления и создают регулирующее воздействие на летательный аппарат,
отображают в динамике рукоятки управления регулируемую величину, регулирующее и возмущающее воздействия на летательный аппарат. Управляющим и стабилизирующим усилиями оператора задают желаемое значение регулируемой величины движения летательного аппарата и стабилизируют ее на этом значении, задавая положение рукоятки, пропорциональное желаемому значению, и удерживая рукоятку в заданном положении. Перечень чертежей. Фиг. 1. Структурная схема дистанционной рукоятки управления. Фиг. 2. Структурная схема дистанционного указателя. Фиг. 3. Структурная схема пульта ручного управления и стабилизации. Фиг. 4. Структурная схема связи ручной и полуавтоматической систем управления. Фиг. 5. Структурная схема существующей системы совмещенного управления вертолета. Фиг. 6. Структурная схема предлагаемой системы ручного управления и стабилизации движения летательного аппарата. Фиг. 7. Эквивалентные структурные схемы предлагаемой системы ручного управления и стабилизации движения летательного аппарата. Фиг. 8. Гипотетическая структурная схема предметной эргатической системы. Фиг. 9. Структурная схема эргатической системы "оператор - дистанционная ручная система управления". Фиг. 10. Структурная схема эргатической системы "оператор - полуавтоматическая система управления". Фиг. 11. Структурная схема эргатической системы "оператор-существующая система совмещенного управления" при управлении. Фиг. 12. Структурная схема эргатической системы "оператор - предлагаемая система ручного управления и стабилизации" при управлении. Фиг. 13. Структурная схема эргатической системы "оператор - предлагаемая система ручного управления и стабилизации" при стабилизация с компенсацией ошибки. Фиг. 14. Структурная схема эргатической системы "оператор - предлагаемая система ручного управления и стабилизации" при стабилизации с регулируемой ошибкой. Фиг. 15. Переходный процесс пульта ручного управления и стабилизации. Фиг. 16. Фигура Лиссажу предлагаемой системы ручного управления и стабилизации вертолетом по тангажу. Фиг. 17. Фигура Лиссажу предлагаемой системы ручного управления и стабилизации вертолетом по рысканию. Фиг. 18. Фигура Лиссажу существующей системы совмещенного управления вертолетом по тангажу. Фиг. 19. Фигура Лиссажу существующей системы ручного управления вертолетом по рысканию. Фиг. 20. Фазовая траектория разворота самолета по углу тангажа со стабилизацией скорости полета существующими ручными системами управления первым оператором. Фиг. 21. Фазовая траектория разворота самолета по углу тангажа со стабилизацией скорости полета существующими ручными системами управления вторым оператором. Фиг. 22. Фазовая траектория разворота самолета по углу тангажа со стабилизацией скорости полета предлагаемыми системами ручного управления и стабилизации первым оператором. Фиг. 23. Фазовая траектория разворота самолета по углу тангажа со стабилизацией скорости полета предлагаемыми системами ручного управления и стабилизации вторым оператором. Фиг. 24. Фазовая траектория стабилизации вертолета на крену и рысканию существующими ручными системами первым оператором. Фиг. 25. Фазовая траектория стабилизации вертолета по крену и рысканию существующими ручными системами вторым оператором. Фиг. 26. Фазовая траектория стабилизации вертолета по крену и рысканию предлагаемыми системами ручного управления и стабилизации первым оператором. Фиг. 27. Фазовая траектория стабилизации вертолета по крену и рысканию предлагаемыми системами ручного управления и стабилизации вторым оператором. Фиг. 28. Фазовая траектория разворота вертолета по крену и рысканию существующими ручными системами первым оператором. Фиг. 29. Фазовая траектория разворота вертолета по крену и рысканию предлагаемыми системами ручного управления и стабилизации первым оператором. Фиг. 30. Процесс программного управления вертолетом по рысканию существующей ручной системой третьим оператором. Фиг. 31. Процесс программного управления вертолетом по рысканию предлагаемой системой ручного управления и стабилизации третьим оператором. Фиг. 32. Процесс программного управления вертолетом по тангажу существующей системой совмещенного управления четвертым оператором. Фиг. 33. Процесс программного управления вертолетом по тангажу предлагаемой системой ручного управления и стабилизации четвертым оператором. Сведения, подтверждающие возможность осуществления предлагаемых пульта, системы, способов управления и стабилизации. Из известных технических устройств, построенных по схеме замкнутой системы непрямого регулирования углового положения объекта, включающих выходной вал, датчик углового положения выходного вала, двигатель - генератор с редуктором, характеристики, близкие к желаемым характеристикам пульта управления, имеют электрические сервоприводы автопилотов. Они представляют собой следящие системы, работающие при нагрузках на выходном валу того же порядка, что и управляющее воздействие оператора и имеют того же порядка диапазон угловых перемещений и угловых скоростей, что и объект управления. По сравнению с пультом в сервоприводе меньше коэффициент передачи усилителя и нет на выходном валу рукоятки управления. Для конкретного исполнения предлагаемого пульта управления были использованы рулевая машина и магнитный усилитель-преобразователь мощности автопилота АП-28Л1 самолета АН-24. В качестве общего суммирующего усилителя контуров рукоятки и объекта использовался усилитель-преобразователь постоянного тока аналоговой вычислительной машины МН-10 м. Предлагаемая система ручного управления и стабилизации воспроизводилась методом полунатурного моделирования. Два пульта управления, описанные выше, были созданы в натуре. Исполнительные устройства, объект управления, датчики регулируемой величины моделировались на аналоговой вычислительной машине МН-10 м. В качестве объекта управления в одном эксперименте моделировалось продольное движение самолета ТУ-154, в другом продольное и боковое движение вертолета МИ-6. Одновременно с объектом моделировались исполнительные устройства ручных и полуавтоматических систем управления, датчики регулируемой величины полуавтоматической системы и дистанционные указатели этих воздушных судов. В системах управления продольным движением самолета один пульт использовался для управления углом тангажа, другой пульт для управления скоростью полета. В системах управления боковым движением вертолета один пульт использовался для управления углом крена, другой для управления углом рыскания. В системах управления продольным движением вертолета использовался один пульт управления углом тангажа. Пульты управления путем изменения коэффициента усиления усилителя, отключения обратных связей по регулируемой величине объекта (угловому положению или скорости полета), а также угловому положению рукоятки переводились в режим моделирования датчиков управляющих воздействий ручной, совмещенной систем управления. Эффективность предлагаемого пульта ручного управления и стабилизации оценивалась точностью, быстродействием воспроизведения рукояткой управления значения регулируемой величины при изменении управляющего воздействия оператора на рукоятку управления. Критериями точности были выбраны величина статической ошибки воспроизведения при максимальном управляющем воздействии оператора и величина перерегулирования переходного процесса при снятии управляющего воздействия. Критерием быстродействия было выбрано время регулирования, определяемое по моменту вхождения переходного процесса в трубку допуска 10%. Предлагаемый пульт ручного управления и стабилизации как замкнутая система непрямого регулирования положения рукоятки управления испытывался путем снятия переходного процесса углового положения рукоятки при снятии скачком управляющего воздействия оператора. Измерялись смещение углового положения рукоятки относительно нейтрали Xр под действием управляющего усилия оператора (как статическая ошибка), величина перерегулирования









где Amax - значение амплитуды сигнала регулируемой величины;
A0 - текущее значение сигнала регулируемой величины в момент нулевого значения сигнала рукоятки. Сдвиг фаз для существующей системы оценивался по формуле


Предлагаемая система в вертолетном варианте испытывалась методом полунатурного моделирования путем сравнения с существующей системой совмещенного управления по тангажу и существующей ручной системой по рысканию. Сравнение с существующей ручной системой по рысканию проводилось в предвидении будущих трехкоординатных рукояток управления вертолетом по тангажу, крену, рысканию (скольжению). Результаты оценки точности по сдвигу фаз приведены в таблице 1. Из данных, приведенных в таблице 1, следует, что точность воспроизведения угловым положением вертолета углового положения рукоятки в существующей системе совмещенного управления выше, чем в существующей ручной, в 11 раз, а в предлагаемой системе ручного управления и стабилизации выше, чем в существующей системе совмещенного управления, в 2,5 раза. Предлагаемые и существующие способы ручного управления и стабилизации испытывалась метолом полунатурного моделирования с участием оператора, причем для сравнения систем использованы две интерпретации предлагаемой системы. Согласно первой интерпретации предлагаемая система эквивалентна двум системам: ручной и полуавтоматической, работающим одновременно и координированно за счет оператора. На самолете нет режима одновременной работы обеих систем. Такой режим, называемый совмещенным, есть только на вертолете. Причем совмещение работы ручной и автоматической систем осуществляется техническими средствами. Для оценки эффективности вариантов распределения функций координации работы ручной и полуавтоматической систем между оператором и автоматом целесообразно сравнение способа управления предлагаемой системой ручного управления и стабилизации со способом управления существующей системой совмещенного управления. Такое сравнение возможно и проведено только для вертолета. Согласно второй интерпретации предлагаемая система ручного управления эквивалентна ручной системе управления с новым указателем регулируемой величины. Для оценки эффективности способов управления ручными системами с разными указателями целесообразно сравнение способа управления предлагаемой системой ручного управления со способами управления существующими системами ручного управления. Это возможно и проведено как для самолетов, так и для вертолетов. В качестве операторов для испытаний способов управления и стабилизации были отобраны профессионал-пилот самолета ТУ-134, профессионал-инженер по системам управления самолетов, два профессионала-инженера по системам управления вертолетов, профессионал-инженер по системам управления самолетов и вертолетов и непрофессионал - выпускник средней школы. Участие в испытаниях профессионалов по системам управления самолетов и вертолетов сократило процесс обучения, уменьшило число тренировочных проб управления до четырех. Пятая проба управления была зачетной. Участие непрофессионала было необходимо для выявления возможностей управления предлагаемой системой на основе навыков непосредственного (предметного) управления рукояткой. Перед пробами управления операторы были обучены диапазонам управляющих усилий, перемещений рукояток, связи направлений усилий, перемещений рукояток с направлением и скоростью изменения регулируемой величины. Всем операторам сообщался ориентировочный закон управления, который они должны были реализовать в способе управления. Он соответствовал управлению медленными составляющими переходных процессов линейных моделей самолетов и вертолетов. Ориентировочный закон корректировался при выполнении тренировочных проб управления самим оператором. При управлении продольным движением самолета оператору ставилась задача в канале управление углом тангажа перевести самолет из исходного углового положения в заданное, в канале управления скоростью полета - удержать скорость полета неизменной. При стабилизации бокового движения вертолета оператору ставилась задача удержать в неизменном положении вертолет по углу крена и рыскания при воздействии возмущающего момента вокруг продольной оси. При управлении боковым движением вертолета оператору ставилась задача перевести вертолет из исходного углового положения в заданное сразу по двум каналам: крена и рыскания при возмущающем моменте вокруг продольной оси. Системы управления вертолетом по рысканию и тангажу были испытаны в задаче программного управления. Заданная программа изменения угла тангажа или рыскания была составлена из двух полукосинусоид одного периода и разных амплитуд, состыкованных друг с другом. Возмущающее воздействие отсутствовало. Формулировки законов управления для предлагаемого способа отличались от формулировок для ручного способа тем, что вместо отклонения рукоятки указывалось усилие на рукоятку, вместо перемещений и скоростей перемещений объекта указывались перемещения и скорости перемещения нейтрального положения рукоятки. Эффективность способов управления и стабилизации оценивалась точностью эргатических систем. Критерием точности перевода самолета из исходного углового положения в заданное было выбрано максимальное значение обратного хода объекта во время перевода






В качестве примера представлены записи типичных процессов управления (













1. Г.В. Анисимов. Теория полуавтоматического управления самолетом. Рига. РКИИГА, 1977 г. стр. 40-55. 2. Г. В. Анисимов. Системы автоматического управления зарубежных воздушных судов. Рига. РКИИГА, 1990 г. стр. 76. 3. О. И. Михайлов, И.М. Козлов, Ф.С. Гергель. Авиационные приборы. М. Машиностроение. 1977 г. стр.92,97,401. 4. Н.П. Анненков. Приборное оборудование самолета ТУ-154 Б-2 и его летная эксплуатация. М. "Воздушный транспорт". 1984 г. стр. 12,31,94. 5. Наслен П. , Рауль Е., Непрерывная и импульсная модель человека-оператора, как звена системы управления. Доклад на 2 конгрессе IFAK. 4.09.63 г. г. Базель. 6. Мак Руэр Д.Т., Крендел Е.С. Понятие системы человек-машина. Труды института радиоинженеров. 1962 г. N 5. 7. Т.Б. Шеридан, У.Р. Феррелл. Системы человек-машина. Модели обработки информации, управления и принятия решений человеком-оператором. Перевод с англ./под ред. К.В. Фролова. М. Машиностроение, 1980 г. стр. 258. 8. Herzog. J.H.,1968. Manual Control Using the Matched Manipulator Control Technique. IEEE Trans. Man-Machine Systems, MMS-9, No. 3: 56-60. 9. В.А. Бессекерский, Е.П. Попов. Теория систем автоматического регулирования. М. Изд-во "Наука". Главная редакция физико-математической литературы, 1975 г. стр. 252. 10. А.А. Красовский. Системы автоматического управления полетом пилотируемых летательных аппаратов. М. Издание ВВИА им. Н.Е.Жуковского, 1971 г. стр. 405. 11. В.И. Кашматов. Инвариантность по составляющей задающего воздействия в обратимой следящей системе. В сборнике научных трудов "Эргономические вопросы безопасности полетов". Киев. КИИГА, 1987. стр. 79. 12. В.И. Кашматов. Инвариантность по возмущающему воздействию в системе "оператор-обратимая следящая система управления" в сборнике научных трудов "эргономическая оценка эргатических систем "экипаж-самолет" и "экипаж-тренажер". Киев. КИИГА, 1990 г. стр. 66.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26, Рисунок 27, Рисунок 28, Рисунок 29, Рисунок 30, Рисунок 31, Рисунок 32, Рисунок 33, Рисунок 34, Рисунок 35, Рисунок 36, Рисунок 37, Рисунок 38, Рисунок 39, Рисунок 40, Рисунок 41
Похожие патенты:
Изобретение относится к механическим системам управления рулем высоты и элеронами летательного аппарата
Изобретение относится к авиации
Изобретение относится к авиации и может быть использовано при пилотировании летчиком летательного аппарата (ЛА)
Изобретение относится к авиационной технике, может быть использовано в системах управления летательных аппаратов и предназначено для ручного управления учебно-тренировочных самолетов
Боковая рукоятка управления // 2090448
Изобретение относится к области дистанционного управления летательными аппаратами (ЛА) и может быть использовано в системах дистанционного управления (СДУ) наземных транспортных средств
Изобретение относится к авиации, в частности к системам продольно-поперечного управления вертолетом или самолетом
Система ручного управления самолета // 2089447
Изобретение относится к авиационной технике, может быть использовано в системах управления летательных аппаратов и предназначено для ручного управления самолетов авиации общего назначения
Ручка управления летательного аппарата // 2018459
Изобретение относится к области авиации, а именно к дистанционным системам управления самолетов, в которых необходимо обеспечить преобразование механического перемещения ручки управления в пропорциональный этому перемещению электрический сигнал для передачи его в бортовой вычислитель
Боковая рукоятка управления // 2018458
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для дистанционного управления летательными аппаратами и наземными транспортными средствами
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях органов управления летательных аппаратов
Изобретение относится к авиации и может быть использовано для дистанционного управления летчиком бортовым комплексом и системами ЛА (без отрыва рук от рычагов управления ЛА)
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ручных электродистанционных системах управления подвижными наземными, авиационными и морскими объектами
Штурвальная колонка самолета // 2356793
Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к штурвальной колонке самолета
Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к механизму стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата
Изобретение относится к ручному управлению рулями высоты и направления и касается учебных самолетов. Вариативное ручное управление самолетом состоит из управляющих органов, управляемых элементов и кинематики между ними. При этом механизм управления содержит продольно закрепленный вал с поперечной горизонтальной вилкой и консольным перпендикулярным рычагом. В вилке закреплен Г-образный рычаг с ручкой управления на вертикальном конце и с продольным горизонтальным рычагом с шаровым шарниром на другом конце, который соединен тягой с двумя шаровыми шарнирами с вертикально качающимся рычагом. На вертикально качающемся рычаге и на консольном рычаге имеются отверстия для присоединения тяг управления креном и тангажом. Механизм управления вместо продольного вала может содержать продольно закрепленную крестовину с консольным вертикальным рычагом, на поперечных штырях которой закреплена вилка с ручкой управления и с рычагом, имеющим шаровой шарнир на конце. Также управляющий орган может быть соединен с управляемым элементом через одну или две пружины, расположенные у органа управления, или у управляемого элемента, или на элементах соединяющей их кинематики. Рычаг управления самолетом закреплен в шаровом или карданном шарнире. На нижнем продолжении рычага имеется крестообразный в сечении консольный рычаг, на ребрах которого имеются ряды отверстий для присоединения тяг управления креном и тангажом или их пружин. При использовании штурвала стойка штурвала крепится в плоском шарнире с возможностью качания в продольной плоскости, а к стойке крепится штурвал, соединенный параллелограммным механизмом с закрепленным в нижней части стойки крестообразным в сечении консольным рычагом, имеющим возможность качания в поперечной плоскости. Механизм управления может содержать демпферы, расположенные между управляющим органом и управляемым элементом, или между управляемым элементом и пружинами в системе управления. Достигается получение характеристик управления самолетом, субъективно аналогичных характеристикам управления другого самолета (имитация поведения в воздухе другой модели самолета), настройка на различные варианты управления. 5 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Группа изобретений относится к устройствам управления системой механизации крыла и касается переключателей, корпусов, рычагов и гашеток. Переключатель основного управления механизацией крыла самолета включает связанные между собой командный и задающий блоки управления. Командный блок содержит двуплечий рычаг, который снабжен рукояткой с гашеткой. Рычаг выполнен с ломаной конфигурацией соединения плеч и установлен в силовом корпусе командного блока на шарнире с центром поворотов в точке пересечения центральных продольных осей плеч рычага. Плечи рычага соединены между собой под углом 120-150° в плоскости поворотов. Соединение командного блока с качалкой задающего блока выполнено посредством тандерной тяги, связывающей свободный конец нижнего плеча рычага со свободным концом качалки через два шарнира вращения. Гашетка содержит корпус, состоящий из двух частей, верхняя из которых выполнена уширенной, конгруэнтно вставляемой в гнездо в рукоятке рычага. Силовой корпус командного блока выполнен в виде сдвоенной коробчатой секторной рамы с клинообразно сужающимися к нижней части боковыми гранями и оснащен двумя криволинейными пластинами. Достигается повышение надежности, улучшение управления, а также повышение безопасности управления при снижении габаритов и веса конструкций. 5 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Группа изобретений относится к области авиационной техники. Пульт управления закрылками и предкрылками крыла летательного аппарата включает панель управления с командным блоком основного управления, блоками переключателей резервного управления и кнопочного переключателя режимов управления. Командный блок выполнен с силовым корпусом в виде секторной коробчатой рамы, в которой шарнирно вставлен рычаг основного управления с рукояткой и гашеткой. Рычаг выполнен двуплечим, снабжен двухконсольным коромыслом радиальной кривизны для крепления защитного поворотного фартука. Гашетка содержит корпус, состоящий из двух частей. Верхняя часть корпуса гашетки выполнена уширенной, а нижняя часть выполнена в виде протяженного элемента пошаговой фиксации рычага. На нижнем конце протяженный элемент выполнен сужающимся с функцией элемента запирающего устройства пошаговой фиксации положений рычага основного управления. Предусмотрено использование сдвоенных ручек блока резервного управления и системы быстрой блокировки. Группа изобретений направлена на улучшение эксплуатационных качеств, повышение надежности, снижение габаритов и массы блоков. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к устройствам резервного управления механизацией крыла самолета. Сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления включает два двуплечих рычага, соосно установленных с возможностью автономных и совместных поворотов при блокировке рычагов. Рычаги снабжены поверху соосным пазом и откидным двуплечим блокирующим фиксатором с возможностью возвратно запирающего заведения одного плеча фиксатора в паз. Другое плечо фиксатора подпружинено. Изобретение направлено на сокращение времени перевода ручки из нейтрального положения в активное полетное положение управления механизацией крыла самолета и наоборот - в разблокированное положение для контрольной по канальной проверки резерва управления механизацией. 4 ил.