Способ оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна
Изобретение относится к психологии, в частности к педагогической деятельности, и может быть использовано при подготовке специалистов летного состава. Проводят психодиагностическое тестирование и сравнительный анализ личностных характеристик. Затем проводят групповой психологический тренинг, при этом определяют уровень нейроцитизма, оценку опасности особой ситуации, и деформацию структуры эмоционального опыта по результатам сопоставления с предварительно построенным геометрическим изображением многообразия катастрофы. Оценивают работоспособность каждого члена группы с учетом полученных параметров в системе координат, построенных по значениям найденных характеристик. Способ позволяет повысить эффективность оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна. 3 ил.
Изобретение относится к психологии, в частности к педагогической деятельности, и может быть использовано при подготовке специалистов летного состава.
В настоящее время при анализе процессов труда и определения уровня работоспособности операторов, в том числе пилотов, используются способы, основанные на анализе так называемой кривой работоспособности и утомляемости. Так, например, известен способ определения работоспособности человека (а/с. СССР N 814337, М. кл. A 61 B 5/16, 1981), при котором испытуемому предъявляют контрольно-тестовые сигналы в обычном состоянии и после воздействия на испытуемого утомляющим фактором. Известный способ не учитывает психологических, личностных характеристик человека и его эмоциональный опыт, имеющих решающее значение во многих случаях при возникновении аварийных ситуаций. Известно, что в современных условиях деятельность летчика протекает на пределе психофизиологических возможностей человека, требуя применения дифференцированного подхода к оценке и прогнозированию успешной психической деятельности в экстремальных условиях летного труда. Известен способ психофизиологической оценки состояния летчика при котором для определения работоспособности членов экипажа используется метод оценки их психологических резервов с использованием шкалирования субъективных признаков утомления (Авиационная медицина / Под ред. А.Н.Бабийчука. -М.: 1980, с. 21-40). Известный способ также не учитывает эмоциональный опыт члена экипажа воздушного судна. Известно, что для безопасности полетов существенное значение имеет эмоциональный опыт члена экипажа воздушного судна, т.е. навык поведения в экстремальных, так называемых особых ситуациях, возникающих в полете в результате воздействия неблагоприятных факторов или их сочетаний. При возникновении особой ситуации в качестве противовеса опасности, угрожающей жизнедеятельности системы экипаж - воздушное судно, выступает эмоциональный опыт пилота - опыт преодоления опасности различной природы. Эмоциональный опыт включает в себя пять составляющих - опыт взаимодействия, познавательный, волевой, моторный и биологический опыты. Структура эмоционального опыта отображает весь жизненный и профессиональный путь пилота и является единственным образованием, способным противостоять опасности. Под воздействием опасности структура опыта может иметь деформацию, величина и последовательность которой зависит, с одной стороны, от величины опасности, ее субъективного отображения (оценки) пилотом, а с другой стороны - прочности тех подструктур, где происходит отображение опасности и их деформация. Анализ более 3000 особых ситуаций показал, что в момент деформации той или иной подструктуры эмоционального опыта происходит размыкание системы экипаж - воздушное судно, что чрезвычайно опасно для жизнедеятельности системы. В момент размыкания может иметь место скачкообразная деформация эмоционального опыта, описываемая математически катастрофой сборки (Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф. - М.: Мир, 1980; Гилмор Р. Прикладная теория катастроф. - М.: Мир, 1984) функцией




S = 2 - деформация подструктуры взаимодействия, свидетельствующая, что взаимодействие между членами экипажа отсутствует;
S = 3 - частичная деформация подструктуры познавательного опыта;
S = 4 - полная деформация подструктуры познавательного опыта;
S = 5 - деформация подструктуры волевого опыта. Оценку опасности особой ситуации каждым членом группы осуществляют в зависимости от степени опасности в диапазоне от 0 (неопасные) до 1 (самые опасные), при этом субъективное отображение опасности каждым автором описания особой ситуации соотносят с экспертной оценкой опасности. Работоспособность члена экипажа воздушного судна определяется местоположением точки в пространстве нейротицизм - опасность - эмоциональный опыт с параметрами n,


Результаты качественной и количественной оценки работоспособности члена экипажа воздушного судна в особой ситуации могут быть использованы при расследовании авиационных происшествий, а также их профилактике благодаря специальной целенаправленной подготовке и переподготовке летного состава к действиям в условиях опасности. С учетом полученных результатов появилась возможность коррекции существующей системы профессионального психологического отбора. Появляется также возможность строго научного обоснования признаков неспособности члена экипажа воздушного судна выполнять действия, лежащие за пределами его возможностей и использовать эти данные в психологической экспертизе при решении вопросов ответственности пилота за свои действия (бездействия).
Формула изобретения


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3