Система упреждающего пожаротушения танков, боевых машин пехоты
Изобретение относится к системам пожаротушения танков, БМП, САУ. Сущность изобретения заключается в том, что помимо известной системы пожаротушения, действующей без остановки двигателя, в предлагаемую систему входят: дополнительная подсистема упреждающей автоматической подачи на заданное короткое время части выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя в свободный объем МТО и герметизации МТО после пробития брони и срабатывания датчика пробития брони в МТО, дополнительная подсистема упреждающей подачи в районе боевых действий в течение продолжительного времени незначительной части отфильтрованных выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя в надтопливный объем топливных баков, дополнительная подсистема упреждающей подачи на короткий наиболее опасный период незначительной части отфильтрованных выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя в свободный объем загерметизированного МТО, дополнительная подсистема подачи самовсасыванием забортного воздуха в дыхательные маски членов экипажа на время тушения пожара в обитаемом отделении после включения вентиляции. Изобретение предотвращает возникновение пожара или взрыва паров топлива в МТО при боевых повреждениях за счет упреждающего создания застойной обедненной кислородом газовой среды. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к системам пожаротушения танков, боевых машин пехоты (БМП), артиллерийских самоходных установок.
Широко известна система пожаротушения танков, в которой при возникновении пожара в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) срабатывает термодатчик и аппаратура выдает команду на остановку двигателя и подачу огнегасящей смеси после его полной остановки (1). При автоматическом или ручном тушении пожара в обитаемом отделения члены экипажа должны приоткрыть люки и дышать только через них (1, стр. 143); если позволит обстановка, экипаж должен выйти из машины, закрыть крышки люков и находиться вне машины до полного проветривания обитаемого помещения от огнегасящего состава и продуктов сгорания. Недостатки этой системы пожаротушения следующие: не упреждает возникновения пожаров в МТО при боевых повреждениях, а тушат уже сформировавшийся пожар; запаздывание подачи огнегасящего состава при тушении пожара из-за недостаточного быстродействия термодатчиков и ожидания полной остановки двигателя; ограниченность запасов огнегасящей смеси в 4-х баллонах емкостью по 1,2 кг (2 для боевого и 2 для МТО); необходимость приоткрытия крышек люков при тушении пожара в боевой обстановке; автоматическая остановка двигателя при пожаротушении в боевой обстановке может привести к гибели экипажа и уничтожению танка. Известна также система пожаротушения (см. Патент СССР N 1788901 A3, МКИ A 62 C 27/00, заявка N 4876114/12 от 19.10.90 года, опубл. 15.01.93, бюллетень N 2, "Система пожаротушения танков, боевых машин пехоты", автор Ю.С. Бурдаков), принятая в качестве прототипа, в которой на время пожаротушения герметизируется МТО и за счет наличия воздухопроводов, подающих извне воздух для питания двигателя и охлаждения агрегатов (стартер-генератор, радиаторы системы охлаждения, компрессор) и отводящих по воздухопроводам воздух от этих агрегатов за пределы МТО обеспечивается создание застойной газовой зоны в МТО при пожаротушении, т.е. пожаротушение производится без остановки двигателя. Система пожаротушения прототипа имеет те же четыре вышеприведенных недостатка, за исключением последнего - после срабатывания термодатчика не требуется останавливать двигатель танка или БМП. Задачей, решаемой изобретением, является: упреждение возникновения пожара при боевых повреждениях агрегатов МТО в условиях наиболее опасного этапа боевых действий, ограниченного по времени (например, при атаке обороняющегося противника); предотвращение взрыва паров топлива в надтопливном объеме топливного бака при боевых повреждениях; обеспечение неограниченной кратности срабатывания системы пожаротушения без остановки двигателя танка (БМП) при пожаре в МТО; защита членов экипажа от воздействия огнегасящего состава, продуктов сгорания и пороховых газов. Указанная задача решается тем, что система дополнительно снабжена подсистемой упреждающей автоматической подачи на заданное короткое время части выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя в свободный объем МТО и обеспечивающей герметизацию МТО после пробития брони и срабатывания датчика пробития брони в МТО, кроме того, она дополнительно снабжена подсистемой упреждающей подачи в течение продолжительного времени незначительной части отфильтрованных выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя в надтопливный объем топливных баков, а также дополнительно снабжена подсистемой упреждающей ручной подачи на короткий наиболее опасный период незначительной части отфильтрованных выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя в свободный объем загерметизированного МТО, и наконец, система дополнительно снабжена подсистемой подачи самовсасыванием забортного воздуха в дыхательные маски членов экипажа на время тушения пожара после выключения вентиляции в обитаемом отделении. Сравнительный анализ показывает, что заявленное техническое решение отличается от прототипа введением в систему пожаротушения новых подсистем, связанных с отбором из выпускного коллектора двигателя выхлопных газов и использованием их в качестве нейтрального газа для заполнения свободного объема МТО и бронированных отсеков, в которых размещены топливные баки. Кроме того, выхлопные газы используются для заполнения надтопливного объема топливных баков (они образуют нейтральные газовые зоны, не поддерживающие горение и предотвращающие взрыв паров топлива при боевых повреждениях). В данное техническое решение включена подсистема, обеспечивающая защиту членов экипажа от воздействия огнегасящего состава, продуктов горения и от возможного проникновения в обитаемое отделение выхлопных газов через герметичную бронеперегородку между МТО и обитаемым отделением (в случае ее разгерметизации из-за боевых повреждений) путем снабжения членов экипажа забортным воздухом самовсасыванием при выключенной вентиляции обитаемого отделения при пожаре. Преимуществами данной системы пожаротушения являются: создание упреждающих условий в свободном объеме МТО и броневом отсеке топливных баков и в надтопливном объеме топливных баков для предотвращения пожара и взрыва паров топлива; использование выхлопных газов двигателя в качестве нейтрального газа и огнегасящего состава; создание условий для многократного тушения пожара в МТО без остановки двигателя: значительное повышение надежности системы ППО; защита членов экипажа путем использования дыхательных масок с поступлением забортного воздуха самовсасыванием при выключенной на время тушения пожара вентиляции обитаемого отделения. Таким образом, заявленная система упреждающего пожаротушения танков соответствует критерию изобретения "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявленное изобретение от прототипа, не были выявлены, и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия". Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена система упреждающего пожаротушения танков, боевых машин пехоты. На упрощенной блок-схеме системы упреждающего пожаротушения танков, боевых машин пехоты изображено: 1 - известная система пожаротушения, 2 - подсистема упреждающей автоматической подачи на заданное короткое время (примерно 1-3 мин) части выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя в свободный объем MTO, 3 - дополнительная подсистема упреждающей подачи выхлопных газов в надтопливный объем топливных баков, 4 - дополнительная подсистема упреждающей подачи на короткий, наиболее опасный период, незначительной части отфильтрованных выхлопных газов в свободный объем загерметизированного МТО и бронированного отсека топливных баков, 5 - дополнительная подсистема подачи забортного воздуха в дыхательные маски членов экипажа самовсасыванием на время тушения пожара после выключения вентиляции в обитаемом отделении. На чертеже представлена упрощенная блок-схема системы упреждающего пожаротушения, танков, состоящая из известной системы пожаротушения (поз. 1), включающей в себя герметичное на время пожаротушения МТО, протектированные топливные баки в бронированном отсеке, изолированном от обитаемого отделения, воздухопроводы, подводящие воздух извне к двигателю и агрегатам, требующим охлаждения, и отводящие от этих агрегатов воздух за пределы МТО, баллоны с огнегасящим составом, оптические датчики в обитаемом отделении и термодатчики в МТО, аппаратуру, управляющую пожарным оборудованием, герметичную бронированную перегородку между обитаемым отделением и МТО. Серийная система пожаротушения обеспечивает автоматическое и ручное включение при работающем и неработающем двигателе. Система готова к работе при включенном питании. При возгорании в МТО или обитаемом отделении один из оптических или термодатчиков вырабатывает сигнал. При этом подается питание на пиропатрон одного из баллонов и огнегасящий состав распыляется в зоне возгорания. Если возгорание произошло в МТО, то предварительно выключается вентиляция и герметизируется МТО. После тушения пожара вентиляция включается и МТО разгерметизируется. Дополнительная подсистема (чертеж, поз. 2) упреждающей автоматической подачи на заданное короткое время (примерно 1 - 3 мин) части выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя в свободный объем МТО предназначена для ускорения начала пожаротушения в МТО без остановки двигателя танка. Подсистема включает в себя блок управления, несколько датчиков пробития брони, фиксирующих попадание снаряда (кумулятивной струи) в МТО, клапан подачи выхлопных газов и трубопровод распределения выхлопных газов в МТО. При неработающем двигателе подсистема не работает, при работающем двигателе и нормальном давлении в свободном объеме МТО подсистема не включается. Подсистема вступает в действие при резком повышении давления в МТО из-за пробития снарядом брони после срабатывания датчика избыточного давления. При этом блок управления подает сигнал на открытие клапана, часть отфильтрованных выхлопных газов из выпускного коллектора двигателя направляется в свободный объем МТО и в бронированный отсек топливных баков. Выключается вентиляция и включается герметизация МТО. По истечении примерно 1 - 3 мин клапан прекращает доступ выхлопных газов в МТО, т.к. этого времени достаточно для тушения пожара, если он возник вследствие боевого повреждения одного из элементов силовой установки или трансмиссии. Производится разгерметизация и вентиляция МТО. Кроме того, подсистема может быть включена и вручную. Возможен случай ложного срабатывания подсистемы, если пробитие снарядом брони МТО не вызвало пожар. Однако это не должно вызывать опасений - запасы выхлопных газов не ограничены. Дополнительная подсистема (чертеж, поз. 3) упреждающей подачи выхлопных газов в надтопливный объем топливных баков состоит из блока управления, клапана подачи выхлопных газов из выпускного коллектора, трубопровода, дросселя диаметром



1. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. -М: Воениздат, 1989. Книга вторая, часть вторая, стр. 143. 2. Патент СССР N 1788901 A3, МКИ A 62 C 27/00, заявка N 4876114/12 от 19.10.90 года, опубл. 15.1.93 года, бюл. N 2, "Система пожаротушения танков, боевых машин пехоты", автор Ю.С. Бурдаков. 3. И. Косых. Пожарному о газодымозащитной службе.-М: Стройиздат, 1965, стр. 5. 4. Технические описания самолетов "Як-3", "Ла-5", "Ил-2".
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1