Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя
Протектор 1 гидрозащиты содержит расположенные последовательно верхнее 9, среднее 10 и нижнее 11 торцевые уплотнения, и верхнюю 13 эластичную диафрагму, внутренняя полость которой соединена с внешней полостью нижней диафрагмы 15. Сущность изобретения состоит в том, что нижняя диафрагма 15 размещена между нижним 11 и средним 10 торцевыми уплотнениями, а верхняя диафрагма 13 установлена между верхним 9 и средним уплотнениями 10, при этом внешняя полость верхней диафрагмы 13 сообщена с окружающей электродвигательной средой. Преимуществом предлагаемой гидрозащиты является то, что возникающий из-за разности плотностей масла и пластовой жидкости перепад давления воспринимается нижним торцевым уплотнением 11. Верхнее торцевое уплотнение 9 от перепада давлений разгружено, что повышает надежность и долговечность гидрозащиты и электродвигателя в целом. 2 ил.
Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей для привода погружных насосов, используемых в нефтяной промышленности для добычи нефти.
Гидрозащита является ответственным узлом электродвигателя, определяющим его надежность в процессе эксплуатации. Гидрозащита уравновешивает давление внутри электродвигателя с давлением окружающей среды, предотвращает проникновение пластовой жидкости в полость электродвигателя, компенсирует изменения объема заполняющего масла при изменении его температуры и компенсирует утечки масла из полости электродвигателя через уплотнение. Положительное решение этих задач обеспечивает длительную работу электродвигателя в скважине без подъема. Основным элементом гидрозащиты, определяющим ее ресурс, являются торцовые уплотнения вала, поэтому главной задачей при создании гидрозащиты является повышение надежности торцовых уплотнений путем создания наиболее благоприятных условий их работы. Широко известно устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, состоящее из гидравлического компенсатора и протектора [1]. В этой гидрозащите протектор содержит вал с верхним и нижним торцовыми уплотнениями и корпус, герметично разделенный эластичной диафрагмой на заполненные маслом внутреннюю и внешнюю камеры. При этом верхнее уплотнение работает в контакте с окружающей средой. Недостатком устройства является то, что в случае выхода из строя верхнего торцового уплотнения пластовая жидкость вместе с содержащимися в ней механическими примесями проникает к нижнему торцовому уплотнению, ухудшает условия его работы и снижает тем самым срок его службы. Известно также устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, которое состоит из гидравлического компенсатора, размещенного в нижней части электродвигателя, и протектора, установленного в его верхней части [2]. Протектор этого устройства содержит расположенные последовательно на валу верхнее, среднее и нижнее торцовые уплотнения и верхнюю и нижнюю эластичные диафрагмы. При этом верхняя диафрагма расположена между верхним и средним торцовыми уплотнениями, а нижняя диафрагма - между средним и нижним торцовыми уплотнениями, причем внутренняя полость нижней диафрагмы сообщена с полостью электродвигателя, внешняя полость нижней диафрагмы соединена с внутренней полостью верхней диафрагмы, а наружная полость верхней диафрагмы - с полостью между верхним и средним торцовыми уплотнениями. Данное устройство по своей технической сущности является наиболее близким аналогом заявленного изобретения и принято за прототп. Недостатком этого устройства является то, что верхнее торцовое уплотнение работает в условиях контакта с пластовой жидкостью и при этом испытывает перепад давлений, возникающий из-за различной плотности окружающей среды и масла, заполняющего электродвигатель и протектор. Перепад давлений определяется формулой P = l





Формула изобретения
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, состоящее из гидравлического компенсатора, размещенного в нижней части электродвигателя, и протектора, установленного в его верхней части и содержащего расположенные последовательно верхнее, среднее и нижнее торцевые уплотнения, нижнюю эластичную диафрагму и верхнюю эластичную диафрагму, внутренняя полость которой соединена с внешней полостью нижней диафрагмы, отличающееся тем, что нижняя диафрагма размещена между нижним и средним торцевыми уплотнениями, верхняя диафрагма установлена между верхним и средним уплотнениями, а внешняя полость верхней диафрагмы сообщена с окружающей электродвигатель средой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2