Способ восстановления сжатых железобетонных элементов
Сущность изобретения: разгруженные полностью или частично сжатые элементы железобетонных конструкций, поврежденные огнем, освидетельствуют, определяя участки термического поражения, в рабочей арматуре которых образовались продольные остаточные термические напряжения, затем освобождают арматурные стержни и ядро неповрежденного бетона от деструктивного слоя, снимают остаточные напряжения в рабочей арматуре на участках термического поражения сжатого железобетонного элемента путем поочередного разрезания растянутых стержней рабочей арматуры, затем сваркой восстанавливают целостность разрезанных стержней стыковым соединением, металл шва которого равнопрочен стали отожженной рабочей арматуры, дополнительную арматуру устанавливают в случае ее необходимости, рассчитывая ее площадь по предложенной формуле. Способ позволяет восстановить эксплуатационные свойства сжатого элемента, в том числе несущую способность, долговечность и огнестойкость с минимальными экономическими затратами. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к строительству и касается восстановления эксплуатационных качеств железобетонных элементов поврежденных конструкций существующих зданий, подвергавшихся совместному воздействию внешней сжимающей нагрузки и высокой температуры.
В сжатых элементах железобетонных конструкций вследствие воздействия на них высокой температуры, свыше 450oC, и последующего остывания в рабочей арматуре образуются значительные, до 100 МПа и выше, продольные остаточные термические напряжения. В некоторых случаях значения остаточных напряжений составляют 0,25 - 0,5 величины нормативного сопротивления арматуры растяжению - Rc (см. Ильин Н. А., Битюцкий А. И., Борцова Г. В. Опыт оценки остаточных напряжений в железобетонных сооружениях после аварии. В кн.: Градостроительство, совершенствование методов расчета строительных конструкций. - Самара: СамАСИ, 1992, с. 125 [1]). Отрицательное действие остаточных напряжений на работу сжатых железобетонных элементов восстанавливаемых элементов сооружений очевидно. Остаточные напряжения понижают прочность и устойчивость сжатого элемента. В этих конструкциях потеря их несущей способности происходит при нагрузке меньше расчетной. В процессе остывания нагретого сжатого элемента возможно его разрушение от возрастающих растягивающих напряжений в рабочей арматуре. Остаточные напряжения являются носителями упругой деформации конструкций. Поэтому начавшееся по каким-либо причинам разрушение сооружения в дальнейшем поддерживается энергией остаточных напряжений. В настоящее время известны способы восстановления поврежденных колонн металлическими и железобетонными обоймами. Основным способом усиления колонн является устройство железобетонных рубашек, которые армируются продольными стержнями и хомутами (см. Рекомендации по обследованию зданий и сооружений, поврежденных пожаром.- М.: Стройиздат, 1987, с. 35, рис. 4 [2]). Толщину стенок рубашки при обычном бетонировании принимают не менее 50 мм. При наличии в колоннах местных повреждений, усиливающую рубашку устанавливают в пределах поврежденного участка с перепуском в обе стороны не менее 0,5 м [2, с. 36]. К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что устройство железобетонных рубашек и металлических обойм усиления колонн, получивших тяжелые термические повреждения в условиях пожара, не могут устранить отрицательного влияния продольно-осевых остаточных напряжений на работу восстанавливаемой конструкции. Наиболее близким способом того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является способ восстановления железобетонных конструкций, когда в случае сильных искривлений и разрушений конструкции расчленяют на отдельные части, возвращают в проектное положение, после чего концы арматуры соединяют сваркой с помощью вставок и накладок, а затем устанавливают опалубку и соединенные части конструкции замоноличивают бетоном (см. Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.- М.: Воениздат, 1974, с. 224 [3]). Это техническое решение принято за прототип. К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата, при использовании известного способа, принятого за прототип, относится то, что известный способ применим в случае исправления сильных искривлений и разрушений, полученных железобетонной конструкцией от механических воздействий или чрезмерных деформаций частей здания. При таких разрушениях железобетонных колонн (см. рис. VII, 19, с. 228 [3]) продольно-осевые остаточные температурные напряжения в рабочей арматуре в местах изломов образовываться не могут, а снятие остаточных напряжений на участках железобетонных элементов, где они образуются, этим способом невозможно. Следовательно, опасность разрушения сжатых конструкций, имеющих растягивающие напряжения в рабочей арматуре, не уменьшается после их восстановления таким способом. Устройство усиления поврежденных конструкций в виде расчетных железобетонных обойм толщиной не менее 80 мм, с учетом остающихся остаточных напряжений требует значительных затрат и дополнительного расхода стали и бетона. Кроме этого, в известном способе не приведены безопасные приемы усиления поврежденного сжатого элемента, имеющего продольные остаточные температурные напряжения; не приняты во внимание особенности работы стыкового соединения разрезанных при ремонте стержней старой арматуры, не учтена остаточная прочность ее на участке стыковки стержней; не учтена необходимость усиления отдельных участков сжатого железобетонного элемента с локальными термическими повреждениями. Цель изобретения состоит в повышении надежности, безопасности и экономичности восстановления сжатых элементов железобетонных конструкций зданий и сооружений. Технический результат - устранение отрицательного влияния продольных остаточных термических напряжений на дальнейшую работу восстанавливаемого сжатого железобетонного элемента; снижение дополнительной нагрузки на рабочее сечение сжатого железобетонного элемента, в том числе и нагрузки, возникающей от термического напряжения арматуры после воздействия на нее высокой температуры; выполнение безопасных приемов усиления поврежденного элемента; восстановление целостности разрезанных при ремонте стержней рабочей арматуры элемента стыковым соединением, обеспечивающим равнопрочность стали отожженной арматуры с металлом сварного шва; повышение безопасности состояния поврежденного элемента и снижение опасности его обрушения после усиления; учет остаточной прочности отожженной арматуры в работе усиливаемого элемента; снижение расходов на дополнительно укладываемую арматуру; возможность усиления или ремонта отдельных участков сжатого элемента с локальными термическими повреждениями; восстановление сжатым элементом утраченных при пожаре эксплуатационных свойств, в том числе несущей способности, долговечности и огнестойкости, с минимальными экономическими затратами. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном способе восстановления сжатого железобетонного элемента, имеющего остаточные термические напряжения в поврежденной конструкции, вначале производят загружение несущей конструкции полностью или частично, определяют участки термического поражения сжатого элемента, в котором образовались остаточные растягивающие напряжения в рабочей арматуре, затем освобождают арматурные стержни и ядро неповрежденного бетона от деструктивного слоя; определяют прочность отожженной арматуры - Rc,тем, затем разрезают термически напряженные стальные стержни, подготавливают торцы стержней в местах разреза под стыковое соединение, восстанавливают сваркой целостность разрезанных и вследствие этого разгруженных от остаточных напряжений стержней рабочей арматуры, добавляя по необходимости новые стержни и затем укладывают новый бетон взамен деструктивного. При определении участков с тяжелыми термическими поражениями железобетонных конструкций учитывают следующее. Продольно-осевые остаточные термические напряжения образуются в элементах, сопротивлявшихся огневому воздействию, при наличии двух условий: первое: железобетонный элемент работал на сжатие, второе: рабочая арматура нагревалась свыше температуры начала пластической деформации стали (порядка 450 - 500oC). На таких участках элемента толщина деструктивного слоя бетона (





Формула изобретения
1. Способ восстановления сжатых железобетонных элементов, отличающийся тем, что вначале производят разгружение несущей конструкции полностью или частично, определяют участки термического поражения сжатого элемента, в котором образовались остаточные растягивающие напряжения в рабочей арматуре, затем освобождают арматурные стержни и ядро неповрежденного бетона от деструктивного слоя, определяют прочность отожженной арматуры, разрезают термически напряженные стальные стержни, подготавливают торцы стержней в местах разреза под стыковое соединение, восстанавливают сваркой целостность разрезанных и, вследствие этого, разгруженных от остаточных напряжений стержней рабочей арматуры, добавляя по необходимости новые стержни, и затем укладывают новый бетон взамен деструктивного. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что напряженные стержни разрезают по одному или попарно, симметрично расположенные в поперечном сечении элемента относительно его центра, при этом целостность разрезанной продольной арматуры восстанавливают до начала разрезки последующих стержней элемента. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что целостность разрезанных стержней рабочей арматуры восстанавливают стыковым соединением, металл шва которого равнопрочен стали отожженной арматуры. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что для усиления зоны термического поражения дополнительную рабочую арматуру устанавливают на требуемую длину элемента, рассчитывая ее площадь по формуле
где Ас,лок - площадь дополнительной арматуры, мм2;
Ас,сум - требуемая суммарная площадь сечения рабочей арматуры в зоне усиления, мм2;

Rс и Rс,тем - соответственно расчетное сопротивление арматуры сжатию до и после воздействия высокой температуры, МПа.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3