Способ восстановления поврежденных изгибаемых железобетонных элементов
Изобретение относится к области строительства и касается восстановления железобетонных элементов эксплуатируемого здания, поврежденного огнем в условиях аварии или пожаре. Предложен способ восстановления поврежденных элементов железобетонных сооружений путем нанизывания дополнительной арматуры в виде отдельных гнутых сеток на стержни существующей арматуры, последующего прикрепления их к поперечной и/или продольной арматуре и обетонирования поврежденных мест без изменения первоначального сечения восстанавливаемого элемента. Применение предлагаемого способа улучшает качество восстановления эксплуатационных характеристик поврежденных железобетонных элементов. Способ более рационален, чем существующие и позволяет снизить материальные затраты на проведение ремонтных работ. 9 ил.
Изобретение относится к области строительства и касается восстановления изгибаемых железобетонных элементов эксплуатируемого здания, поврежденных вследствие различных причин, в том числе пораженных огнем в условиях пожара.
Известные способы усиления осуществляются посредством увеличения поперечного сечения изгибаемого железобетонного элемента, трудоемки, требуют значительного расхода нового бетона и металла на дополнительную арматуру [1] Прототипом является способ усиления элементов железобетонных конструкций, поврежденных от пожаров и аварий [2, с. 3; с. 28-65] Суть этого способа заключается в том, что восстанавливаемая конструкция увеличивается по высоте, ширине (снизу, с боков или сверху усиливаемого сечения) или по длине наращиванием железобетона. При этом связь между старым и новым железобетоном осуществляется путем передачи касательных напряжений, возникающих в плоскости сопряжения нового бетона к старому, на дополнительную рабочую и монтажную арматуру, приваренную к арматуре восстанавливаемой конструкции. Существующую арматуру предварительно обнажают в местах приварки. Таким способом достигается увеличение площади рабочей арматуры и рабочей высоты изгибаемого элемента. В этом случае прирост высоты сечения элемента составляет 100 мм и более [2, с. 44, рис. 15] Железобетонные элементы, незначительно снизившие прочность, восстанавливают увеличением количества основной продольной арматуры. При этом производят параллельную приварку к существующей арматуре дополнительных стержней посредством приварочных коротышей. В этом случае высота сечения восстанавливаемого элемента увеличивается на 20-80 мм [2, с. 26-29] Недостатком прототипа является невозможность его рационального использования при восстановлении изгибаемых элементов железобетонных конструкций, получивших сильные повреждения бетона на глубину, превышающую в 3-5 раз и более толщины защитного слоя, со стороны обогреваемой поверхности. Во время пожара на конструкции перекрытий здания высокие температуры порядка 800-1000oC воздействуют с нижней стороны. В этом случае бетон, послойно прогреваясь свыше 500-600oC, откалывается на глубину 20-80 мм и более. Обнаженная во время пожара горячекатанная арматурная сталь незначительно изменяет прочность после ее охлаждения. Следовательно, способом наращивания восстановление железобетонных элементов невозможно в прежних габаритах, а это приводит к увеличению собственной массы восстанавливаемых конструкций и неоправданному перерасходу дополнительно уложенных материалов арматурной стали и бетона. Нанесение же нового бетона без дополнительно установленной арматуры не обеспечивает передачу касательных напряжений, возникающих в плоскости присоединения нового бетона к старому. Цель изобретения улучшение качества восстановления эксплуатационных характеристик железобетонных элементов и снижение материальных затрат на восстановительные работы, а также рациональное восстановление эксплуатационных характеристик (прочности, жесткости, трещиностойкости, огнестойкости) поврежденных изгибаемых элементов железобетонных сооружений. Достижение этой цели обусловлено тем, что поврежденные места бетона восстанавливаемого элемента подготавливают к бетонированию, выправляют существующую арматуру, затем на нее нанизывают дополнительно отдельные стержни или гнутые сетки с отгибами вовнутрь сечения элемента, прикрепляют гнутые стержни (сетки) непосредственно к существующей арматуре и производят бетонирование поврежденных мест железобетонного элемента без существенного изменения первоначальных габаритов (высоты и ширины) сечения. Подготовка к бетонированию железобетонных элементов включает удаление деструктивного бетона, вырубку пазов и местных углублений, ликвидацию деформаций и разрывов (выправление) арматуры. Вырубку пазов или местных углублений производят в старом бетоне на расстоянии

7) уменьшения размеров ячейки арматурной сетки, снижающих влияние усадочных напряжений в новом бетоне, за счет установки дополнительной арматуры в виде скоб между стержнями существующих сеток (каркасов) железобетонного элемента;
8) надежной фиксации расположения старой арматуры в процессе исправления и обетонирования элемента путем установки в упор отгибов гнутых стержней в заранее подготовленные пазы, вырубки и местные углубления;
9) предотвращения наращивания сечений железобетоном за счет использования гнутых стержней диаметром менее рабочей арматуры, устанавливаемых вовнутрь сечения. Следующее отличие заключается в том, что, используя предлагаемый способ, существенно снижают материальные затраты на восстановление поврежденных конструкций. Снижение материальных затрат при восстановлении поврежденных элементов железобетонных сооружений в предложенном способе достигается за счет:
1) использования тяжело поврежденных огнем железобетонных элементов к повторной эксплуатации после их восстановления предложенным способом;
2) Снижение массы восстанавливаемого элемента по сравнению с известными решениями [1, 2] вследствие предотвращения образования наращиваний из железобетона;
3) снижения трудоемкости установки и крепления дополнительной арматуры вследствие отсутствия протяженных потолочных швов при электросварочных работах;
4) сокращения сроков восстановления поврежденных элементов и снижения убытков по конструктивной части здания вследствие возможности ремонта даже аварийных железобетонных конструкций вместо демонтажа поврежденных частей сооружения;
5) снижения расхода нового бетона вследствие предотвращения наращиваний восстанавливаемых железобетонных элементов и возможного обетонирования в прежних габаритах;
6) снижения расхода металла на дополнительную рабочую арматуру вследствие предотвращения наращиваний, снижающих эффективность работы существующей арматуры при перемещении ее к нейтральной оси сечения восстанавливаемого элемента известным способом [1, 2]
Следующее отличие заключается в том, что предлагаемый способ более рационален, чем существующий. Рациональное восстановление эксплуатационных характеристик поврежденных железобетонных элементов в предложенном способе достигают путем:
1) восстановления поврежденных сечений в прежних габаритах без существенного изменения их первоначальной высоты и ширины, предотвращения образования наращиваний восстанавливаемых элементов вследствие установки дополнительной арматуры в одной плоскости с существующей;
2) улучшения состояния восстанавливаемого элемента под возрастающей нагрузкой вследствие включения в работу дополнительно уложенной арматуры, плотно нанизанной на существующие стержни в процессе восстановления железобетонного элемента;
3) повышения рабочей высоты сечения восстановленного железобетонного элемента при неизменных первоначальных габаритах вследствие прикрепления новой арматуры к низу рабочих стержней существующей;
4) увеличения несущей способности (прочности) восстановленного сечения вследствие увеличения рабочей высоты сечения и установки дополнительной рабочей арматуры;
5) увеличения трещиностойкости восстановленного элемента со стороны нового бетона вследствие уменьшения размеров ячейки арматурных сеток, дисперсного армирования нового бетона гнутыми стержнями и повышения прочности дисперсно-армированного бетона на растяжение;
6) устранения локальных глубоких повреждений бетона за счет использования любого числа отогнутых стержней для ремонтно-восстановительных работ по месту;
7) обеспечения нормативной огнестойкости восстановленных элементов путем нанесения защитного слоя бетона рабочей арматуры не менее требуемой величины;
8) обеспечения требуемой безопасности железобетонных сооружений при восстановлении поврежденных элементов и при допуске к повторной эксплуатации вследствие сокращения особо опасных (например, электросварочных) работ при восстановлении частей эксплуатируемого сооружения, а также увеличением прочностной надежности восстановленных элементов;
9) дополнительного восприятия поперечных сил в сечении элемента за счет установки гнутых стержней (отгибов) у опорных частей восстановленного изгибаемого элемента;
10) улучшения совместной работы различных материалов железобетона восстановленного сечения вследствие дополнительного рабочего и дисперсного (косвенного) армирования, плотного нанизывания новой арматуры на существующую, устройства пазов и вырубок;
11) улучшения качества восстановления элементов и снижения материальных затрат при ремонте железобетонных конструкций. Установка зацепленных между собой отдельных гнутых стержней параллельно рабочей арматуре компенсирует возможное снижение прочности арматурной стали, находившейся в неблагоприятных условиях (перегрев, пережог). Использование гнутых стержней диаметром менее рабочей арматуры позволяет не увеличивать первоначальную массу элемента, что наблюдается при наращивании сечения железобетоном. Устройство шероховатой поверхности бетона, пазов или местных углублений для ввода в них отгибов дискретно установленных гнутых стержней, обеспечивает восприятие касательных напряжений, возникающих в плоскости присоединения нового бетона к старому. Повышение качества восстановительных работ в предложенном способе достигается за счет лучшего сцепления существующей и дополнительно установленной изогнутой арматуры с новым бетоном. Установка гнутых стержней у опорных частей восстанавливаемого элемента дополнительно воспринимает поперечные силы в сечении, возникающие от внешних нагрузок. Старая и новая арматуры, установленные в одной плоскости, в работе восстановленного элемента принимают непосредственное участие без снижения прочности сечения при условии ее размещения в несколько рядов по высоте сечения в растянутой зоне элемента. Установка дополнительной арматуры в виде скоб между стержнями сеток (каркасов) уменьшает размер ячейки арматурной сетки. Это также позволяет более качественно произвести бетонные работы и уменьшить влияние усадочных напряжений в новом бетоне. Установка арматуры в виде отдельных гнутых стержней или гнутых сеток, плотно зацепленных между собой, позволяет частично нагруженной дополнительной арматуре после восстановления элемента сразу же включаться в работу. На фиг. 1 изображена схема армирования поврежденной железобетонной плиты (вид снизу); на фиг. 2, 3 и 4 продольные разрезы 2-2, 3-3, 4-4 восстановленного элемента с использованием гнутых стержней; на фиг. 5 - поперечный разрез 5-5 восстановленного элемента; на фиг. 6, 7, 8, 9 виды гнутых стержней, варианты их изготовления и зацепления. Пример конкретного выполнения. На поперечные стержни 1, обнаженные от бетона, закрепленные на продольной арматуре 2 сетки железобетонной плиты нанизаны гнутые стержни 3 и прикреплены вязаной проволокой 4 (фиг. 1). Стержни с отгибами выполнены из арматурной стали классов A-I и B-I при любых углах загиба, из арматуры классов A-II и A-III при угле загиба не более 90o (фиг. 6, 7, 8). Диаметр изгибаемых стержней из стали класса A-I не более 12 мм, классов A-II и A-III не более 10 мм. Очертания гнутых стержней принято таковыми, что угол загиба находится в пределах 90-180o, а длина прямоугольного участка гнутого стержня кратна расстоянию между стержнями существующей арматуры. Длина крюков гнутых стержней взята в зависимости от величины зазора между выправленной арматурой и старым бетоном, глубины пазов в бетоне, угла загиба и диаметра d3 гнутого стержня, но не менее 5

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9