Пластизоль на основе поливинилхлорида
Пластизоль на основе поливинилхлорида предназначен для изготовления шумоизоляционных антикоррозионных покрытий кузовов автомобилей. Изобретение позволяет улучшить адгезию пластизоля к кузовной стали, что обеспечивает улучшенные эксплуатационные качества пластизоля. Предложенный пластизоль содержит поливинилхлорид, ди(2-этилгексил)фталат, диметакрилат триэтиленгликоля, уайт-спирит, каолин, структурообразователь, гидропероксид изопропилбензола, триэтилбензиламмоний хлорид. Для улучшения прочности сцепления покрытия с кузовной сталью, обработанной водорастворимыми грунтами, пластизоль может дополнительно включать 2,2'-диазоизобутиронитрила. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к переработке поливинилхлорида через дисперсии, в частности к получению адгезионноспособных пластизолей, применяемых для изготовления защитных покрытий в автомобилестроении.
Основным показателем качества и эксплуатационной надежности защитных покрытий низа кузова автомобилей является прочность сцепления желатинированного (термоотвержденного) пластизоля с защищаемой поверхностью. Достижение требуемого уровня прочности сцепления обеспечивается введением в состав пластизолей адгезивов. Одним из видов адгезивов для ПВХ-дисперсий являются ненасыщенные соединения, способные к полимеризации по радикальному механизму, в частности олигоэфиракрилаты (ОЭА). Полагают, что трехмерная полимеризация ОЭА в матрице пастообразующего поливинилхлорида приводит к увеличению жесткости покрытия, что и способствует повышению уровня адгезии (Карпухина Г. В. и др. Влияние олигоэфиракрилатов на адгезионную прочность пластизольных покрытий. - Пластические массы, 1985, N 6, с. 24-26). Известно, что кислород воздуха оказывает ингибирующее действие на процесс радикальной полимеризации ненасыщенных соединений (Шур А.М. Высокомолекулярные соединения. -М. : Высшая школа, 1966, с. 62). В этой связи, адгезионная способность пластизолей, включающих ОАЭ, зависит от толщины покрытия. Чем меньше толщина слоя, тем существенней влияние кислорода на степень полимеризации адгезива и ниже прочность сцепления покрытия с субстратами. Известен технический пластизоль на основе ПВХ марки Д-11А, используемый в настоящее время автомобильной промышленностью (ТУ 6-01-538-76). Его рецептура включает ди(2-этилгкесил)фталат, наполнитель, структурообразователь, пигмент, разбавитель, лубрикант,

(RU, заявка 93030762, кл. C 08 L 27/06, 1996). Адгезия покрытия из данного пластизоля в тонких слоях к кузовной стали, обработанной существующими грунтами, находится на неудовлетворительном уровне. Цель изобретения - увеличение прочности сцепления пластизоля с загрунтованной кузовной сталью при толщине покрытия менее 0,5 мм. Цель достигается введением в пластизоль добавки, нейтрализующей негативное действие кислорода воздуха. Предлагаемый состав содержит следующие компоненты, мас.ч.:
Поливинилхлорид - 100
Ди(2-этилгексил)фталат - 80-100
Диметакрилат триэтиленгликоля - 40-60
Уайт-спирит - 20-30
Каолин - 100-160
Структурообразователь - 9-15
Гидропероксид изопропилбензола - 0,4-0,6
Триэтилбензиламмоний хлорид - 0,5-1,0
Цель достигается использованием четвертичной аммониевой соли, легко окисляемой кислородом воздуха. Расходование кислорода, идущего на ингибирование полимеризации ОЭА, приводит к увеличению степени полимеризации адгезива и ухудшает прочность сцепления покрытия с субстратом в тонких слоях. Дополнительное введение в пластизоль 2,2'-диазоизобутиронитрила соответствует улучшению авгезии покрытия к кузовной стали, обработанной водорастворимыми грунтами G-1083 или ВЭП-010. В пластизолях по изобретению используют следующие компоненты: пастообразующий поливинилхлорид (ГОСТ 14039-78), ди(2-этилгексил)фталат (ГОСТ 8728-88), диметакрилат триэтиленгликоль (ТУ 6-16-2010-82), уайт-спирит (ГОСТ 3134-78), гидропероксид изопропилбензола (ТУ 38.402-62-121-90), 2,2'-диазоизобутиронитрил (ТУ 113-03-365-82), триэтилбензиламмоний хлорид (ТУ 05763458-146-92). В качестве структурообразователя пластизолей могут быть использованы лиофилизованные монтмориллониты: органофильный структурообразователь буровых растворов (ТУ 39-0148052-01-88), бентон-34 (Венгрия), стеарат кальция (ТУ 6-09-4104-75). В составе пластизоля могут дополнительно использоваться другие компоненты, не влияющие на достижение положительного эффекта. Например, хлорпарафины - в качестве разбавителя и стабилизатора вязкости; пигменты - для контрастирования пластизоля с цветом грунта кузова и удобства нанесения дисперсии. Пример. В смеситель с якорной мешалкой загружают жидкие компоненты пластизоля, триэтилбензиламмоний хлорид и структурообразователь. Смешение проводят в течение 10 мин. Далее загружают половину от общей загрузки каолина и смешивают 20 мин, после чего в суспензию вводится поливинилхлорид. Гомогенизацию пасты осуществляют 30 мин, а далее порционно вводят оставшуюся часть каолина и продолжают смешение в течение 60 мин. Вязкость пластизолей определяли на ротационном вискозиметре "Брукфельд" типа RVT с крыльчаткой N 7 и скоростью вращения шпинделя 5 об/мин при 25


Формула изобретения
Поливинилхлорид - 100
Ди(2-этилгексил)фталат - 80 - 100
Диметакрилат триэтиленгликоля - 40 - 60
Уайт-спирит - 20 - 30
Каолин - 100 - 160
Структурообразователь - 9 - 15
Гидропероксид изопропилбензола - 0,4 - 0,6
Триэтилбензиламмоний хлорид - 0,5 - 1,0
2. Пластизоль по п.1, отличающийся тем, что дополнительно содержит 0,1 - 0,2 мас.ч. 2,2'-дизоизобутиронитрила на 100 мас.ч. поливинилхлорида.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2