Способ восстановления ступицы с фланцем
Изобретение относится к ремонтному производству, преимущественно к восстановлению деталей давлением. Наплавку компенсирующего износ металла производят на наружную поверхность ступицы по радиусу сопряжения с фланцем, затем проводят горячее ступенчатое деформирование - сначала формируют на фланце периферийным нажимным кольцевым пуансоном отверстия под заклепки определенным усилием P1, образуя вокруг отверстий симметрично расположенные полукольцевые серповидные канавки, а затем центральным пуансоном обжимают ступицу вокруг оправки с определенным усилием P2, воздействия при этом наплавленным металлом на исходный материал ступицы, перемещая его на изношенную шлицевую поверхность и замещая на наружной нерабочей поверхности, после чего в нераскрытом штампе осуществляют калибрование усилием Pпр шлицевого отверстия при температуре рекристаллизации материала ступицы с помощью подвижной в противоположном направлению движения траверсы пресса оправки, связанной с выталкивателем и являющейся одновременно пуансоном-прошивкой, полученную поковку подвергают изотермическому отжигу, обработке резанием и химико-термической обработке. Способ может быть использован при восстановлении давлением ступиц ведомых дисков муфт сцепления 01М-2107, 6Т2-2107, 64-21101, СМД14-2112 тракторных двигателей А-01, А-41, СМД-14, СМД-64 и других аналогичных деталей сложной конфигурации, имеющих несколько дефектов. 3 ил.
Изобретение относится к ремонтному производству, преимущественно к восстановлению деталей давлением.
Известен способ восстановления деталей с внутренним зубчатым профилем, включающий наплавку наружной поверхности, нагрев, обжатие детали путем осевого перемещения обжимного инструмента и последующую обработку [2]. Однако для одновременного обжатия детали по всей площади наружной поверхности требуется значительное усилие деформации, не всегда обеспечиваемое имеющимся на предприятии прессовым оборудованием. Способ восстановления изношенных шестерен путем наплавки на нерабочий торец материала, компенсирующего износ, и последующего деформирования, сопровождающегося воздействием наплавленным металлом на основной материал восстанавливаемой детали (А. с. N 591303, B 23 P 7/00, 1978), позволяет восстанавливать детали только с наружным зубчатым профилем, а наплавленный на торец металл при обработке давлением может частично заштамповываться на рабочую поверхность детали, изменяя ее первоначальную структуру. Известен способ (А. с. N 791496, B 23 P 6/00, 1980), обеспечивающий восстановление отверстий, расположенных вокруг посадочного отверстия. Однако этот способ восстановления предназначен только для резьбовых отверстий и не пригоден для отверстий под заклепки. Наиболее близким к изобретению является способ ремонта ступицы с фланцем, включающий восстановление шлицевого отверстия нагретой ступицы пластической деформацией вокруг калибрующей оправки [1]. Известный способ, принятый за прототип, реализуется в устройстве для ремонта ступицы (А.с. N 1316779, B 23 P 6/00, 1987). Однако известным способом износ отверстий под заклепки можно устранить лишь полной заменой фланца, введение дополнительной операции сварки для соединения ступицы с фланцем увеличивает трудоемкость процесса восстановления, способствует образованию сварочного шва, являющегося концентратором напряжений в опасном сечении и нарушающего монолитность и однородность структуры восстанавливаемой детали, а образующиеся при накатке роликами продольные канавки ослабляют прочность поперечного сечения ступицы, испытывающей деформацию кручения. Технической задачей изобретения является повышение качества восстановления и расширение технологических возможностей способа. Поставленная задача достигается тем, что в способе восстановления ступицы с фланцем, включающем наплавку на нерабочую поверхность компенсирующего износ металла, нагрев до температуры пластичности и деформацию ступицы вокруг калибрующей оправки, наплавку производят на наружную поверхность ступицы по радиусу сопряжения с фланцем, затем проводят горячее ступенчатое деформирование - сначала формируют на фланце периферийным нажимным кольцевым пуансоном отверстия под заклепки усилием P1, определяемым из соотношения


D1 - меньший наружный диаметр ступицы, мм;
D2 - больший наружный диаметр ступицы, мм;
h - высота ступицы, мм;




Fшл - площадь шлицевого отверстия ступицы, мм2;
A - периметр шлицевой поверхности оправки, мм;
L - длина шлицевого отверстия ступицы, мм,
воздействуя при этом наплавленным металлом на исходный материал ступицы, перемещая его на изношенную шлицевую поверхность и замещая на наружной нерабочей поверхности, после чего в нераскрытом штампе осуществляют калибрование шлицевого отверстия при температуре рекристаллизации материала ступицы с помощью подвижной в противоположном направлению движения траверсы пресса оправки, связанной с выталкивателем и являющейся одновременно пуансоном-прошивкой, полученную поковку подвергают изотермическому отжигу, обработке резанием и химико-термической обработке. Наличие в предлагаемом способе изобретения доказывается тем, что существующие способы восстановления ступиц с фланцем и других подобных деталей не обеспечивают комплексного и одновременного устранения всех дефектов: износов внутренней шлицевой поверхности в центральной части ступицы и периферийных отверстий под заклепки на фланцах с сохранением первоначальной структуры исходного материала рабочих поверхностей либо требуют значительных усилий штамповки. Оригинальность предлагаемого способа заключается в том, что восстановление ступицы давлением проводят за один прием в три этапа: сначала кольцевым пуансоном формируют отверстия под заклепки, образуя вокруг них полукольцевые серповидные канавки, затем центральным пуансоном обжимают вокруг шлицевой оправки втулку ступицы, после чего при закрытом штампе осуществляют калибрование шлицевого отверстия пуансоном-прошивкой, функцию которой выполняет шлицевая оправка. На фиг. 1 показана схема восстановления ступицы ведомого диска муфты сцепления давлением в штампе; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1 со схемой деформирования ступицы. Способ осуществляется следующим образом. Нагретую до температуры пластической деформации изношенную ступицу 1 (фиг. 1) с предварительно наплавленным на нерабочую поверхность 2 в районе радиуса г компенсирующим износ и создающим припуски на обработку резанием металлом 3 деформируют в штампе сначала кольцевым пуансоном 4, закрепленным на поршне 5 встроенного гидроцилиндра 6, усилием P1 заставляя излишки металла перемещаться с фланца 7 на изношенные поверхности отверстия под заклепки 8, образуя рядом с ними симметричные углубления в виде серповидных канавок 9 (фиг. 2). Причем, исходя из результатов энергосилового анализа процесса деформации, усилие P1 (фиг. 1), которое прямо пропорционально площади сечения серповидных выступов, пределу текучести деформируемого материала и углу поворота линий скольжения, соответствующего принятой в качестве расчетной схемы внедрения пуансона в полупространство, определяют из соотношения

где
n - количество отверстий;
R - радиус серповидной канавки, мм;
l - максимальная ширина канавки, мм;


где
Pн.бок - нормальное сопротивление усилию на боковой поверхности, кН;
Pтр.бок - сила трения на боковой поверхности, кН;
Pтор - осевое усилие на торце, кН;
Pтр.тор - сила трения на торце при перемещении металла к шлицевой оправке, кН;
Pтр.опр - сила трения на шлицевой оправке, кН. После соответствующих подстановок и преобразований

где
D1 - меньший наружный диаметр ступицы, мм;
D2 - больший наружный диаметр ступицы, мм;
h - высота ступицы, мм;




Fшл - площадь шлицевого отверстия ступицы, мм2;
A - периметр шлицевой поверхности оправки, мм;
L - длина шлицевого отверстия ступицы, мм. Расчетная схема деформирования боковой поверхности ступицы показана на фиг. 3. Сразу после смыкания элементов штампа при температуре начала кристаллизации в нераскрытом штампе с помощью выталкивателя 14 осуществляют калибрование шлицевого отверстия подвижной оправкой 13, одновременно являющейся пуансоном-прошивкой. Усилие калибрования прошивкой Pпр, обеспечивающееся выталкивателем 14, определяют из соотношения
Pпр=





При обратном ходе траверсы пресса рабочая жидкость под давлением азота в гидроусилителе 11 возвращает в исходное взаимное положение рабочие органы штампа. Такая конструкция штампа, в котором реализован предлагаемый способ, позволяет уменьшить требуемое усилие деформации благодаря разделению общей площади деформируемой поверхности на участки деформации, а приведенные выше расчеты необходимы для правильного выбора силового прессового оборудования. Пример конкретного выполнения способа восстановления ступицы с фланцем проведем для восстановления горячей пластической деформацией ступицы ведомого диска муфты сцепления двигателя A-41, чертеж N 6Т2-2107, выполненной из стали 25ХГТ, имеющей следующие выходные данные:
- количество отверстий n = 12;
- диаметр отверстий под заклепки

- число шлицевых зубьев z = 14;
- ширина впадин s = 7 мм;
- радиус серповидной канавки R = 10 мм (фиг. 2);
- ширина канавки l = 3,5 мм;
- меньший наружный диаметр ступицы D1 = 80 мм (фиг. 3);
- больший наружный диаметр ступицы D2 = 85,9 мм;
- высота ступицы h = 11,2 мм;
- штамповочный уклон ступицы

- площадь шлицевого отверстия ступицы Fшл = 3092 мм2;
- периметр шлицевой поверхности оправки A = 245 мм;
- длина шлицевого отверстия ступицы L = 24,5 мм;
- предел текучести деформируемого материала при 1000oC

- коэффициент трения на боковой поверхности ступицы

- коэффициент трения на торце ступицы

- коэффициент трения на оправке


Формула изобретения

где n - количество отверстий;
R - радиус серповидной канавки, мм;
e - максимальная ширина канавки, мм;

образуя вокруг отверстий симметрично расположенные полукольцевые серповидные канавки, а затем центральным пуансоном обжимают ступицу с усилием P2, которое определяют из соотношения

где D1 - меньший наружный диаметр ступицы, мм;
D2 - больший наружный диаметр ступицы, мм;
h - высота ступицы, мм;




Fшл - площадь шлицевого отверстия ступицы, мм2;
A - периметр шлицевой поверхности оправки, мм;
L - длина шлицевого отверстия ступицы, мм,
воздействуя при этом наплавленным металлом на исходный материал ступицы, перемещая его на изношенную шлицевую поверхность и замещая на наружной нерабочей поверхности, после чего в нераскрытом штампе осуществляют калибрование шлицевого отверстия при температуре рекристаллизации материала ступицы с помощью подвижной в противоположном направлению движения траверсы пресса оправки, связанной с выталкивателем и являющейся одновременно пуансоном-прошивкой, полученную поковку подвергают изотермическому отжигу, обработке резанием и химико-термической обработке.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3