Гироскопический прибор и способ регулировки его дрейфа
Гироскопический прибор предназначен для использования в качестве датчика угла пеленга на противотанковых вращающихся по крену управляемых ракетах. Ротор выполнен в виде диска с балансировочными винтами на его периферии. Соосная ротору цилиндрическая втулка смещена относительно его центра масс. В полости втулки размещены опора ротора и внутренний кардановый подвес. Центр масс диска смещен от центра карданового подвеса. В корпусе установлен и закреплен соосно ротору аэродинамический диск в виде усеченного конуса. Разгонное устройство подсоединено к ротору разъемным соединением. Оно обеспечивает вращение ротора в противоположную сторону относительно вращения корпуса с кардановым подвесом. На втулке ротора зафиксирована регулировочная гайка. При проверке и регулировке дрейфа корпус с кардановым подвесом вращают встречно ротору. Одновременно проверяют дрейф в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В горизонтальной плоскости компенсируют дрейф смещением центра масс гироскопа посредством перемещения регулировочной гайки во втулке ротора от центра карданового подвеса. Дрейф по вертикали компенсируют смещением относительно ротора аэродинамического диска. Обеспечивается повышение точности прибора за счет уменьшения его дрейфа. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области гироскопических приборов, которые используются в качестве датчика угла пеленга на противотанковых вращающихся по крену управляемых ракетах.
У таких гироскопов ось вращения ротора в исходном положении совпадает с продольной осью вращающейся по крену ракеты и кардановый подвес ротора гироскопа вращается вместе с корпусом, а при движении по траектории между осью вращения ротора и продольной осью вращающейся ракеты появляется угол пеленга. Для рассматриваемого класса приборов на малогабаритных ракетах используются импульсные гироскопы, обеспечивающие разгон ротора от какого-либо источника энергии за доли секунды и затем работающие на выбеге. Это обеспечивает практически постоянную готовность ракеты к пуску. Одним из основных требований, предъявляемых к таким гироскопам, является небольшой дрейф (прецессия, уход), который зависит от многих факторов. К основным из них можно отнести моменты, вызванные разбалансом относительно осей вращения ротора и карданового подвеса, инерционные моменты рамок карданового подвеса, моменты трения в опорах, момент аэродинамического сопротивления вращению ротора в окружающей среде. Известна конструкция [1] гироскопического устройства, гирогоризонта, со встроенным коррекционным мотором, вызывающим прецессию к вертикали. Данное устройство представляет собой трехстепенной гироскоп с внешним кардановым подвесом. Недостатком такого гироскопического прибора является низкая точность при его использовании на вращающихся по крену ракетах в связи с необходимостью вращения карданового подвеса, что вызывает появление значительных, не поддающихся компенсации инерционных моментов рамок карданового подвеса. Известен способ [2] уменьшения дрейфа гироскопа заключающийся в статическом уравновешивании (балансировке) трехстепенного гироскопа на специальном стенде, работающем в режиме одноосного гиростабилизатора. Уравновешивание по каждой из осей производится отдельно, а одновременная проверка качества уравновешивания осуществляется на неподвижном основании. Недостатком такого способа является низкая точность регулировки дрейфа из-за несоответствия условий регулировки реальным условиям работы и частичной компенсации дрейфа гироскопа, вызванного только неуравновешенностью. Известна [3] конструкция гироскопического прибора, которая по технической сути является наиболее близким аналогом (прототипом). Гироскопический прибор представляет собой составной ротор на внутреннем кардановом подвесе. Ротор состоит из массивного сферического полого обода и ввинченной в него соосной конической опоры ротора, на которой размещена газовая турбина. Во внутренней полости ротора размещен кардановый подвес в виде крестовины и охватывающей ее двух ортогональных вилок с подшипниковыми опорами, на одной из вилок выполнена ось опоры ротора, а другая вилка установлена на корпусе. Регулировочная гайка, предназначенная для балансировки, размещена внутри обода на резьбе, где также на подвесе размещен датчик угла. Недостатком данной конструкции является большой дрейф гироскопа, вызванный массивностью ротора и отсутствием конструктивных элементов для его компенсации. Кроме того, на уменьшение точности оказывают влияние сборная конструкция ротора и газовая турбина, размещенная на роторе. Известен наиболее близкий по технической сути способ регулировки дрейфа [1] гироскопа, являющийся прототипом, который заключается в его балансировке относительно осей вращения ротора и карданового подвеса, разгоне ротора и проверке дрейфа на подвижном основании с отклонением его на угол в плоскости измерений. Недостатком данного способа является то, что он не обеспечивает высокой точности регулировки дрейфа из-за его регулировки в условиях, которые не соответствуют реальным, с вращением карданового подвеса на рабочей частоте вращения и не обеспечивает компенсацию дрейфа при одновременном воздействии инерционных моментов вращающегося подвеса, разбаланса вдоль оси ротора, трения в опорах подвеса и моментов по оси вращения ротора, создаваемых сопротивлением при его вращении по инерции. Задача изобретения - увеличение точности гироскопа на внутреннем вращающемся кардановом подвесе за счет уменьшения его дрейфа. Для достижения поставленной задачи в гироскопическом приборе для вращающейся по крену ракеты, содержащим ротор на внутреннем кардановом подвесе со смещенной от центра масс по его оси опорой ротора, регулировочную гайку, корпус, датчик угла и разгонное устройство ротор выполнен в виде диска с балансировочными винтами на его периферии со смещенной относительно его центра масс соосной цилиндрической втулкой с наружной резьбой и центральной полостью в зоне диска, в которых размещены соответственно опора ротора и внутренний кардановый подвес, центр масс диска смещен от центра карданового подвеса в сторону, противоположную опоре ротора, в зоне торцевой поверхности ротора с противоположной стороны от втулки на корпусе установлен, закреплен соосно ротору аэродинамический диск в виде усеченного конуса с вершиной в сторону ротора и зафиксирован со смещением относительно ротора на регулируемом упоре, размещенном на корпусе, разгонное устройство подсоединено к ротору разъемным соединением и обеспечивает направление вращения в противоположную сторону относительно вращения корпуса с кардановым подвесом, на втулке ротора размещена и зафиксирована регулировочная гайка. В частном случае в гироскопическом приборе конусообразный аэродинамический диск установлен на резьбовом выступе корпуса и поджат к упору посредством резьбового соединения, разгонное устройство выполнено в виде газовой турбины с направлением движущего момента встречно вращению корпуса, конусообразный аэродинамический диск установлен на гладком выступе корпуса и поджат пружиной к упору в сторону действия ускорения от разгона ракеты. В способе регулировки дрейфа гироскопического прибора для вращающейся по крену ракеты, заключающимся в его балансировке относительно осей вращения ротора и карданового подвеса, разгоне и проверке дрейфа на подвижном основании с отклонением его на угол в плоскости измерений при проверке и регулировке дрейфа корпус с кардановым подвесом вращают встречно ротору, одновременно проверяют дрейф в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в горизонтальной плоскости компенсируют дрейф смещением центра масс гироскопа посредством перемещения регулировочной гайки по втулке ротора на величину







Pбг - масса регулировочной гайки;
дрейф по вертикали компенсируют смещением относительно ротора аэродинамического диска на величину

величину



где

Kан - коэффициент аэродинамической несимметрии, учитывающий влияние на изменение угла пеленга момента, вызванного взаимодействием с ротором обтекающей его среды;
Mа - момент аэродинамического сопротивления вращению ротора;
rан - плечо приложения силы от аэродинамической несимметрии;
Mтр - момент сил трения в опорах подвеса. Предлагаемая конструкция гироскопического прибора и способ регулировки его дрейфа позволяют проводить регулировку дрейфа как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Смещение центра масс гироскопа от центра карданового подвеса по направлению вектора вращения корпуса (карданового подвеса) создает момент от разбаланса, который направлен встречно инерционному моменту. Это характерно для рассматриваемого класса гироскопов, используемых на управляемых ракетах, движущихся по траектории, близкой к баллистической или настильной, имеющей начальный угол выстреливания по тангажу. При равенстве этих моментов дрейф в горизонтальной плоскости близок к нулю. В вертикальной плоскости при направлении вращения ротора и карданового подвеса в разные стороны происходит уравновешивание дрейфа гироскопа от момента трения в опорах подвеса и от момента, вызванного созданием аэродинамической несимметрии. Общий вид гироскопического прибора показан на фиг. 1, на фиг. 2 - сечение С-С фиг. 1, проходящее по ротору через центр карданового подвеса; на фиг. 3 - вариант установки аэродинамического диска возле торца ротора фиг. 1; на фиг. 4 - конструктивная схема гироскопа при измерении дрейфа. Ротор 1 в виде диска (фиг. 1) посредством втулки Д установлен на подшипниковой опоре 2, размещенной на цапфе Е вилки 3, которую совместно с вилкой 4 корпуса 5 объединяет крестовина 6 (фиг. 2) посредством шарикоподшипников 7 и полуосей 8. На цилиндрическом резьбовом выступе корпуса 5 (фиг. 1) установлен аэродинамический диск 9, который при развороте корпуса 5 на угол пеленга






в горизонтальной плоскости ZX (фиг. 2) на гироскоп воздействуют инерционный момент Mин= Is



в вертикальной плоскости YX (фиг. 2) создается в зоне А аэродинамическая сила сопротивления вращению ротора F1, которая больше силы F2. Это связано с увеличением скорости и турбулентности обтекающего потока в зоне А из-за появления угла пеленга. Разность сил






















1. Идлин М.М., Сафронов Н.Д. Основы сборки, регулировки и контроля авиационных электрогироскопических приборов. -М.: 1968, рис. 10.3, с. 338. 2. Ковалев М.П., Моржаков С.П., Терехова К.С. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств. -М: 1974, с. 246. 3. Патент США, N 3.142.184, нац. кл. 74-5.12, опублик. 28.07.64 г. 4. Пельпор Д.С. Гироскопические системы. Ч.1. Теория гироскопов и гироскопических стабилизаторов.- М.: 1971, с. 268-274, рис. X.10.
Формула изобретения





где

Is - суммарный момент инерции карданового подвеса;


Pд - масса диска;
Lд - расстояние от центра масс диска до центра подвеса;
Pв - масса втулки;
Lв - расстояние от центра масс втулки до центра подвеса;
Pбг - масса регулировочной гайки,
дрейф по вертикали компенсируют смещением относительно ротора аэродинамического диска на величину




где

Kан - коэффициент аэродинамической несимметрии, учитывающий влияние на изменение угла пеленга момента, вызванного взаимодействием с ротором обтекающей его среды;
Mа - момент аэродинамического сопротивления вращению ротора;
rан - плечо приложения силы от аэродинамической несимметрии;
Mтр - момент сил трения в опорах подвеса.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4