Узловое соединение стержней пространственного каркаса
Использование: в области, строительства при соединении стержней пространственных каркасов сооружений. Технический результат: повышение эстетических свойств узлового соединения и его надежности при наличии минимального количества деталей. Сущность изобретения: узловое соединение состоит из трубчатых стержней, в торцах которых закреплены дисковые вкладыши, через отверстия которых пропущены болты с парой взаимно-перпендикулярных отверстий и кольцевой проточкой между ними, снабженные поводковыми втулками с внутренним буртиком и несквозной продольной прорезью. В кольцевой проточке болтов установлено стопорное кольцо, болты посредством резьбы связаны с узловым элементом диаметром Д. При этом поводковые втулки выполнены с односторонней конусной фаской диаметром d малого основания. Причем d/D sin
/2, где
угол между стержнями в узле. 1 ил.
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для соединения стержней пространственных каркасов сооружений.
Известно соединение стержней пространственного каркаса сооружений, осуществляемое посредством узлового элемента, имеющего отверстия с резьбой, в каждом из которых размещен болт, соединенный крепежной деталью - штифтом с поводковой втулкой, другой конец которого прикреплен к стержню посредством соединительного элемента, причем соединительный элемент выполнен в виде дискового вкладыша, установленного внутри стержня, а поводковая втулка имеет сквозную прорезь, в которой размещена крепежная деталь, входящая в образованное в болте сквозное отверстие (авт. св. СССР N 443151, М. кл. E 04 B 1/58, Б.И. N 34 74 г.) Известно соединение стержней пространственного каркаса сооружений, включающее крепежные болты со штифтом, связанным с поводковыми втулками через сквозную прорезь, узловой элемент с нарезными отверстиями, дисковые вкладыши с отверстиями в торцах стержней и с прикрепленными к ним колпаками, охватывающими головки пропущенных через отверстия болтов, причем каждый колпак снабжен цилиндрической пружиной, жестко прикрепленной одним концом ко дну колпака и свободно упирающийся другим в головку болта, а входная часть каждого отверстия в узловом элементе выполнена не нарезанной с заходной фаской и размером внутреннего диаметра, превышающим диаметр болта, при этом колпак образован закрепленной в полости стержня поперечной диафрагмой (авт. св. СССР N 678155, М.кл. E 04 B 1/58, от 21.00.77 Б.И. N 29-79). Недостатком известных соединений стержней пространственных каркасов сооружений является низкое эстетическое качество узловых элементов, связанное с несоразмерно большим их размером по сравнению с размерами стержней, а также резкими перепадами диаметров стержня и поводковой гайки, внешний вид портят и сквозные продольные прорези поводковых втулок, в результате этого падает товарный вид и эстетические качества таких каркасных сооружений как выставочные и торговые павильоны. Крепежные детали в виде штифтов ненадежны и работают на срез на завершающем этапе стержней с узловым элементом за счет трения торца поводковой втулки о дисковый вкладыш или узловой элемент. Известные соединения не удобны при сборке крупномасштабных сооружений из-за наличия разъемных соединений деталей, например, штифтов, которые могут быть утрачены при транспортировке, при этом следует потеря поводковых втулок и болтов. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является узловое соединение стержней пространственного каркаса, содержащее узловой элемент с резьбовыми отверстиями и стержни, укрепленные в последних посредством болтов, имеющих поводковую втулку со сквозной прорезью для крепежной детали, причем крепежная деталь выполнена в виде штифта установленного в отверстие болта, с отогнутым участком, расположенным за пределами поводковой гайки и упирающимся в торцевую часть стержня для создания натяга в резьбе (авт. св. СССР N 628257, М.кл. E 04 B 1/58, от 03.07.76 г. Б.И. N 38-78). Однако известное соединение стержней пространственных каркасов сооружений в виде быстро-сборно-разъемных выставочных или торговых павильонов имеет низкое эстетическое качество из-за необоснованно увеличенных размеров узловых элементов по сравнению с диаметром стержней, резкого перепада диаметров стержня и поводковой втулки, наличия сквозной прорези и поводковых втулках. Соединение отличается сложностью изготовления и наличием лишней детали - штифта, утрата которого влечет к потерям поводковой втулки и болта и как следствие задержки монтажа каркаса. Выступающая форма крепежного элемента также ухудшает эстетическое качество соединения. В основу изобретения положено решение задачи - создание высококачественного по эстетическим свойствам узлового соединения стержней пространственных каркасов сооружений типа выставочных или торговых павильонов, уличных киосков открытого и закрытого типа без навязчивого впечатления от его вида, как правило, нарушающего пространственную легкость каркаса в известных технических решениях, а также создание надежного сборочного соединения при наличии минимального количества деталей. Технический результат заключается в повышении эстетических свойств узлового соединения и его надежности при наличии минимального количества деталей. Поставленная задача решается в узловом соединении стержней пространственного каркаса, содержащем узловой элемент с резьбовыми отверстиями и стержни, укрепленные в последних посредством болтов с отверстиями, имеющих поводковую втулку с продольной прорезью, совпадающей с отверстиями болтов и упирающихся в дисковые вкладыши стержня, за счет того, что поводковая втулка выполнена с несквозной продольной прорезью, совпадающей по длине с взаимно перпендикулярно выполненными в болтах отверстиями под съемный штифт монтажного инструмента, поводковая втулка выполнена с внутренним буртиком на прилегающей к дисковому вкладышу стержня стороне, а болт - с кольцевой канавкой между взаимно перпендикулярными отверстиями и стопорным кольцом в ней, размещенным в полости поводковой втулки, при этом поводковая втулка со стороны свободного резьбового конца болта выполнена с конусной фаской с углом при вершине, равным углу между стержнями, а узловой элемент выполнен с диаметром описываемой его окружности в местах соединения с стержнями, определяемым из соотношения.




Формула изобретения
Узловое соединение стержней пространственного каркаса, содержащее узловой элемент с резьбовыми отверстиями и стержни, укрепленные в последних посредством болтов с отверстиями, имеющих поводковую втулку с продольной прорезью, совпадающей с отверстиями болтов и упирающихся в дисковые вкладыши стержня, отличающееся тем, что поводковая втулка выполнена с несквозной продольной прорезью, совпадающей по длине с взаимно перпендикулярно выполненными в болтах отверстиями под съемный штифт монтажного инструмента, поводковая втулка выполнена с внутренним буртиком на прилегающей к дисковому вкладышу стержня стороне, а болт - с кольцевой канавкой между взаимно перпендикулярными отверстиями и стопорным кольцом в ней, размещенным в полости поводковой втулки, при этом поводковая втулка со стороны резьбового конца болта выполнена с конусной фаской с углом при вершине, равным углу между стержнями, а узловой элемент в местах соединения со стержнями вписывается в окружность диаметром

РИСУНКИ
Рисунок 1