Способ разрушения изношенных автопокрышек и устройство для его осуществления
Изобретение относится к утилизации промотходов, в частности к разрушению изношенных автопокрышек, в том числе с металлокордом. Задачей изобретения является обеспечение растяжения резины во всей массе автопокрышки, обрабатываемой в озоносодержащей среде при минимальных усилиях деформации, прикладываемых к ней. В предложенном способе автопокрышку подвергают одновременному воздействию озоносодержащей среды и механических усилий. Согласно изобретению усилия прилагают сначала к бортам автопокрышки до их соприкосновения, а затем к ее боковинам. В устройстве для реализации указанного способа рабочий орган выполнен в виде матрицы и пуансона с радиальными ребрами. Ребра матрицы смещены относительно ребер пуансона в окружном направлении. Согласно изобретению рабочий орган размещен внутри герметичной камеры, снабженной системой подачи в нее озоносодержащего газа. Каждое ребро рабочего органа на поверхности, обращенной к противоположному ребру, снабжено, как минимум, двумя шипами, размещенными на нем с возможностью продольного и поперечного перемещения и установленными таким образом, что высота шипа, ближайшего к оси матрицы и пуансона, больше высоты другого. 2 с.п.ф-лы, 1 з.п. ф-лы. 6 ил.
Изобретение относится к утилизации промотходов, в частности к разрушению изношенных автопокрышек, в том числе с металлокордом.
Известен способ переработки автопокрышек, основанный на комбинированном воздействии на них нескольких факторов. Примером сочетания физического и механического воздействий является способ, при котором автопокрышку предварительно разрезают на ленты, которые затем охлаждают жидким азотом, в результате чего они становятся хрупкими, а затем пропускают через валки, что приводит к измельчению резины [1]. Недостатком этого способа является многоступенчатость процесса и достаточно высокая его энергоемкость, связанная с предварительной и заключительной механообработкой и значительными энергозатратами как на получение жидкого азота, так и на захолаживание автопокрышки. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ разрушения резины, основанный на одновременном химическом и механическом воздействии на нее. Помещенная в герметичную камеру с озоносодержащей средой резина под воздействием приложенных к ней растягивающих механических усилий разрушается. Это происходит в результате того, что благодаря растяжению в резине образуются микротрещины, куда попадает озон, разрушающий сернистые связи между частицами резины [2]. Однако указанный способ применяется только к образцам резины, как правило, в виде пластин, которые подвергаются испытаниям на озоностойкость в статическом и динамическом режимах, и здесь не решен вопрос о том, каким образом и с помощью какого устройства этот способ может быть применен для разрушения автопокрышки. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для переработки изношенных автопокрышек, содержащее в качестве основных элементов матрицу и пуансон, причем поверхности пуансона и матрицы выполнены в виде плоских колец с радиальными ребрами, при этом ребра матрицы смещены относительно ребер пуансона в окружном направлении [3]. Охрупченная охлаждением резина автопокрышки, которая размещена между матрицей и пуансоном, при ударах пуансона разрушается. Это устройство частично устраняет недостатки аналога, т.е. обеспечивает возможность обработки автопокрышки целиком. Однако применение этого устройства в качестве рабочего органа для осуществления механического воздействия в камере с озоносодержащей средой нерационально, так как не решен вопрос об эффективном приложении усилий к автопокрышке, обеспечивающих при минимальных усилиях максимальное растяжение резины во всей массе автопокрышки, что необходимо для активного проникновения озона в образовавшиеся микротрещины. Задачей изобретения является обеспечение растяжения резины во всей массе автопокрышки, обрабатываемой в озоносодержащей среде, при минимальных усилиях деформации, прикладываемых к ней. Эта задача решается тем, что в способе разрушения изношенных автопокрышек, в том числе с металлокордом, при котором автопокрышку подвергают одновременному воздействию озоносодержащей среды и механических усилий, эти усилия прилагают сначала к бортам автопокрышки до их соприкосновения, а затем к ее боковинам. Эта задача решается также тем, что в устройстве для реализации указанного способа, содержащем герметичную камеру, систему подачи в нее озоносодержащего газа и размещенный внутри камеры рабочий орган для создания механических воздействий на автопокрышку, выполненный в виде матрицы и пуансона, которые снабжены радиальными ребрами, причем ребра матрицы смещены относительно ребер пуансона в окружном направлении, каждое ребро на поверхности, обращенной к противоположному ребру, снабжено как минимум двумя шипами, размещенными на нем с возможностью продольного и поперечного перемещения и установленными таким образом, что высота шипа, ближайшего к оси пуансона и матрицы, больше высоты другого; кроме того, пуансон и матрица выполнены с возможностью поворота вокруг их продольной оси относительно друг друга. Такое решение задачи позволяет получить новый технический результат. Он выражается в том, что механические усилия, приложенные в определенной последовательности к определенным участкам автопокрышки, обрабатываемой в озоносодержащей среде, приводят в свою очередь к активному образованию микротрещин в автопокрышке и, следовательно, к интенсификации ее разрушения. В то же время эти усилия приложены к определенным участкам автопокрышки с учетом особенностей ее конструкции, которая является многослойной, армированной, пространственной и упругой. Это еще один технический результат, дающий возможность снизить уровень усилий, что приведет к снижению мощности привода, обеспечивающего требуемые деформации. На фиг. 1 изображен поперечный разрез автопокрышки; на фиг. - 2-4 деформации под воздействием механических нагрузок, приложенных к автопокрышке; на фиг. 5 - предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 6 - положение шипов и ребра перед началом обработки автопокрышки. На фиг. 1 показаны основные элементы автопокрышки 1, состоящей из протектора 2, плечевой зоны, 3, боковины 4, борта 5, каркаса 6 и бортового кольца 7. Как видно на фиг. 2, усилия Р1 и Р2, приложенные к протектору 2 и плечевой зоне 3 соответственно, малоэффективны в силу относительно высокой "устойчивости" на этих участках каркаса 6 автопокрышки и демпфирующей роли протектора. Как показано на фиг. 3, при приложении к борту автопокрышки усилия Р3, на порядок меньшего Р1 и Р2, благодаря эффекту рычага борт начнет сближаться с противоположным бортом, а усилие, работающее на сжатие борта, трансформируется в усилие растяжения в боковине 4 и частично в плечевой зоне 3 автопокрышки. Здесь положительную роль играет бортовое кольцо 7, которое, воспринимая локальное усилие Р3, распространяет его на значительную часть борта и боковины автопокрышки. Если после этого усилие Р3 дополнить усилием Р4 на потерявшую "устойчивость" боковину, то эффект растяжения резины в боковине и плечевой зоне автопокрышки увеличится и она начнет изгибаться и, следовательно, растягиваться протектор 2. Эти усилия, создавая многочисленные микротрещины, дадут возможность озону начать разрушение резины, в том числе протектора, ослабляя его. Приложенное вслед за этим усилие Р2 к плечевой зоне 3 активизирует процесс разрушения резины как самой плечевой зоны, так и протектора. Эффективность усилий существенно повысится, если их прикладывать в указанной последовательности и к указанным элементам автопокрышки с обеих ее сторон, т. е. навстречу друг другу, но со смещением в окружном направлении, как показано на фиг. 4, и тогда практически каждый элемент объема резины автопокрышки будет находиться под воздействием усилий растяжения, которые имеют радиальное, тангенциальное или смешанное направления. В образовавшиеся в результате растяжения микротрещины будет проникать озон, который разрушит окружающую резину, затем в местах разрушения под воздействием приложенных усилий вновь образуются микротрещины и т.д. Применение озона в качестве среды, разрушающей резину, эффективно с точки зрения расхода энергии по сравнению с использованием для тех же целей жидкого азота. Так, расход энергии на разрушение 1 кг автопокрышки с помощью озона не превышает 0,15 кВт



Формула изобретения
1. Способ разрушения резины изношенных автопокрышек, в том числе с металлокордом, при котором автопокрышку подвергают одновременному воздействию озоносодержащей среды и механических усилий, отличающийся тем, что механические усилия прилагают сначала к бортам автопокрышки до их соприкосновения, а затем к ее боковинам. 2. Устройство для разрушения резины изношенных автопокрышек, в том числе с металлокордом, содержащее рабочий орган для создания механических воздействий на автопокрышку, выполненный в виде матрицы и пуансона, которые снабжены радиальными ребрами, причем ребра матрицы смещены относительно ребер пуансона в окружном направлении, отличающееся тем, что деформирующий автопокрышку рабочий орган размещен внутри герметичной камеры, снабженной системой подачи в нее озоносодержащего газа, и каждое ребро рабочего органа на поверхности, обращенной к противоположному ребру, снабжено как минимум двумя шипами, размещенными на нем с возможностью продольного и поперечного перемещения и установленными так, что высота одного шипа, ближайшего к оси матрицы и пуансона, больше высоты другого. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что пуансон и матрица выполнены с возможностью поворота вокруг их продольной оси относительно друг друга.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6