Способ восстановления изношенных поверхностей шеек осей вагонных колесных пар путем лазерной наплавки
Использование: для повышения износостойкости восстанавливаемой поверхности шеек осей вагонных колес. При способе восстановления изношенных поверхностей шеек осей вагонных колес изношенные поверхности шеек осей обесжиривают, подвергают механической обработке, затем осуществляют лазерную наплавку и шлифование. Основной металл шейки оси термостатируют при температуре не менее 15oС, а наплавочный материал прокаливают при температуре 300-350oC в течение 30-35 мин, затем производят лазерную наплавку в следующем режиме: мощность лазера не менее 1,5 кВт при диаметре лазерного излучения не менее 1,5 мм, при подаче порошка со скоростью от 0,1 г/с и более, угол наклона сопла 35-45o к вертикальной оси луча лазера, наложение валиков друг на друга осуществляется с коэффициентом перекрытия 0,5 - 0,7 с последующей их термообработкой. Шейку оси обтачивают на глубину не более высоты валика лазерной наплавки. Термообработка шеек после наплавки производится по режиму: нагрев шейки до 580 15oС; выдержка шеек осей в нагревательном устройстве при этой температуре не менее 10 мин; охлаждение шеек осей на спокойном воздухе. 4 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к способам восстановления изношенных поверхностей деталей на железнодорожном и автомобильном транспорте, в частности восстановления изношенных шеек осей вагонных колесных пар, и может быть использовано при восстановлении изношенных шеек подъемно-транспортного оборудования и машин.
В современной технике находят все более широкое применение стали и сплавы с повышенным содержанием углерода. Ремонт деталей из этих материалов может осуществляться наплавкой в среде защитных газов или мягкой плазменной дугой. Наплавка в среде защитных газов заключается в том, что дуга горит в струе защитного газа, последний вытесняет воздух из зоны горения и участка жидкого металла и тем самым защищает расплавленный металл от кислорода и азота воздуха [1]. Вместе с тем, наплавка сталей с повышенным содержанием углерода обычно производится с предварительным подогревом наплавленной детали. В противном случае возможна закалка в зоне термического влияния, что приводит к возникновению трещин и ухудшает обрабатываемость металла режущим инструментом. Кроме того, перегрев приводит к появлению фазовой структурной неоднородности металла в зоне сварки, росту зерна и снижению усталостной прочности и коррозионной стойкости сварных соединений. В последние годы технология наплавки изнашиваемых деталей горячих насосов типа КВН осуществляется "мягкой" плазменной дугой прямого действия [2]. Данный способ состоит в том, что между вольфрамовым электродом плазменной горелки и изделием образуется сжатая дуга прямого действия. Присадочный пруток подается под углом 80-90o к оси дуги непосредственно в анодное пятно. Присадочный пруток не соединен с электрической цепью, однако при соприкосновении с изделием дуга перебрасывается на его торец и расплавляет его. В дальнейшем при перемещении детали, при равномерной подаче прутка между ним и сварочной ванной образуется постоянная жидкая перемычка расплавленного валика, минуя стадию капли, и обеспечивает минимальное проплавление основного металла. Однако для предотвращения дефектов в наплавленном слое необходимо производить предварительную шлифовку и тщательное обезжиривание прутков и направленной поверхности детали. Кроме того, применение дорогих материалов, например стеллита ВЗК, значительно увеличивает стоимость процесса плазменной наплавки. В связи с развитием лазерной техники, все большее применение находит использование наплавки с помощью лазера [2]. Способ лазерной наплавки заключается в получении наплавки принудительной подачей через сопло порошкового присадочного материала непосредственно в зону взаимодействия луча с поверхностью восстанавливаемой детали. Лазерный источник энергии создает высокую концентрацию энергии в зоне лазерного луча при минимальной поверхности нагрева деталей, благодаря чему обеспечивается высокая скорость наплавки, получение швов (валиков) с минимальной зоной расплавленного металла (в 5-15 раз меньшей чем при дуговой сварке в среде защитных газов). Кроме того, требуется меньшее количество тепла, снижается в несколько раз деформация деталей, следовательно, и требования к термообработке. Появляется возможность осуществить наплавку соединений, металл которых при обычных методах наплавки претерпевает значительные структурные изменения [4]. Первые результаты промышленного применения лазерной наплавки получены в ремонтном производстве при восстановлении большой группы ответственных деталей. Технологические процессы восстановления разработаны с учетом специфики ремонтных предприятий и включают в себя всего четыре операции: обезвоживание, нанесение порошкового материал, оплавление и шлифование - прототип [4]. Однако, как показали проведенные исследования, при данном способе не учитываются неравномерность износа поверхности шеек осей выгонных колесных пар, условия подачи в зону наплавки порошкового присадочного материала, не найдены режимы наплавки и условия наложения наплавляемых валиков шеек осей вагонных колесных пар. Технической задачей является повышение износостойкости восстанавливаемой поверхности. Это достигается тем, что в способе восстановления изношенных поверхностей шеек осей вагонных колесных пар путем лазерной наплавки, при котором изношенную поверхность шейки оси обезжиривают, подвергают механической обработке и затем осуществляют лазерную наплавку и шлифование, основной металл шейки оси термостатируют при температуре не менее 15oC, а наплавочный материал прокаливают при температуре 300-350oC в течение 30-35 мин, затем производят лазерную наплавку в следующем режиме: мощность лазера не менее 1,5 кВт при диаметре лазерного излучения не менее 1,5 мм, при подаче порошка со скоростью от 0,1 г/с и более, угол наклона сопла 35-45o к вертикальной оси луча лазера наложение валиков друг на друга осуществляется с коэффициентом перекрытия 0,5-0,7 с последующей их термообработкой. Кроме того, шейку оси обтачивают на глубину не более высоты валика лазерной наплавки. Термообработка шеек после наплавки производится по режиму: - нагрев шейки до 580
- твердость наплавленного металла практически соответствует твердости металла собственно шейки оси. Восстановление шеек вагонных колесных пар описанным способом подтвердило работоспособность и эффективность данного способа, реализация которого позволит решить проблему обеспечения вагонов осями колесных пар за счет их восстановления и удлинения срока их службы. Список использованной литературы
1. Грохольский Н.Ф. Восстановление деталей машин и механизмом сваркой и наплавкой. Машгиз, 1962, с.274
2. Кудрявцев В.М. и Еремеев В.Б. Применение наплавки при восстановлении и изготовлении деталей оборудования и машин нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, тематический обзор. М.: ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1987, с. 64. 3. Рубцов А. А. Техническое перевооружение заводов по ремонту железнодорожного подвижного состава. М.: Транспорт, 1991. 4. Технологическая инструкция по восстановлению деталей вагонного хозяйства с применением лазерной техники. Иркутск: Управление Восточно-Сибирской железной дороги, 1992.
Формула изобретения
