Зубчатая передача
Зубчатая передача относится к машиностроению и может быть использована в силовых и кинематических приводах различных машин и станков как в качестве прямозубой, так и косозубой. Передача содержит шестерню и колесо. Зубья вблизи полюсной линии выполнены в виде эвольвенты, к которой примыкают дуги окружности - выпуклой у головки и вогнутой у ножки зуба. Дуговые участки выполнены радиусом, равным половине основного шага в торцовом сечении передачи, R = 0,5mt
cos
t где mt - модуль торцевый;
t - угол профиля в торцовом сечении передачи. Начало радиуса R совмещено с полюсом зацепления. Высотные размеры эвольвентного и дуговых участков профилей зубьев определяются по зависимостям
hg = m-0,5hэ где hэ и hд - высота эвольвентного и дугового участков профиля; m - модуль нормальный; r1, r2 - делительные радиусы шестерни и колеса; a - межосевое расстояние передачи; R - радиус кривизны дуговых участков профиля. Обладает повышенным ресурсом кинематической точности и КПД за счет повышенной устойчивости исходной геометрии. Имеет большую изгибную прочность зубьев, так как во всех фазах зацепления имеет двухпарное зацепление зубьев. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических редукторах для приводов различных машин и станков как в качестве прямозубой, так и косозубой передач.
Известна эвольвентная передача, которая обладает следующими недостатками: - имеет ощутимые потери мощности на трение между активными поверхностями зубьев, что, естественно, снижает КПД передачи; - имеет неравномерный износ активных поверхностей зубьев, так как в полюсе чистое качение, здесь износ практически отсутствует, а у вершины и корня зуба имеет место максимальное скольжение, поэтому здесь зубья существенно изнашиваются, что приводит к пульсации передаточного числа, снижение ресурса кинематической точности передачи. Известна передача М.Л.Новикова с двумя линиями зацепления, которая в меньшей мере обладает указанными выше недостатками. Передача М.Л.Новикова имеет теоретически точечный контакт между активными поверхностями зубьев, а на практике этот точечный контакт представляет собой пятно, поэтому фактически благодаря упругим деформациям в передаче нагрузки участвует не одна пара сопряженных винтовых линий, образующих точечный контакт, а множество несопряженных винтовых линий, которые охватывает пятно контакта. Участие в работе несопряженных, неодинаково нагруженных винтовых линий сопровождается скольжением, постепенным неравномерным износом активных поверхностей зубьев, что, естественно, сопровождается снижением КПД и ресурса кинематической точности передач. Неустойчивость исходной геометрии активных поверхностей зубьев передачи М. Л. Новикова подтверждает, например, то, что притирка для этой передачи не рекомендуется. Кроме этого, передача М.Л.Новикова обладает низкой изгибной прочностью зубьев, так как передаваемое от шестерни колесу окружное усилие прилагается в виде сосредоточенной силы, так как контакт в этой передаче точечный. Наиболее близкой к предлагаемой передаче по технической сущности и достигаемому эффекту (прототипом) является зубчатая передача смешанного зацепления: эвольвентного и новиковского (заявка N 4415960, F 16 H 1/06, положительное решение от 13.02.89 г). Она составлена из колес, профили зубьев которых содержат эвольвентные участки и соединенные с ними внеполюсные неэвольвентные активные участки - выпуклого у головки и вогнутого профиля у ножки. В связи с тем, что эта передача составлена из двух передач, одна из которых имеет эвольвентное зацепление, а другая - новиковское, внеполюсное зацепление с точечным контактом, следовательно, в характере контакта этой передачи никаких изменений не произошло. Поэтому недостатками передачи прототипа являются все те же недостатки, которые свойственны эвольвентному и новиковскому зацеплениям, а именно: - существенные потери на трение при взаимодействии активных поверхностей зубьев, что снижает КПД передачи; - пониженный ресурс кинематической точности вследствие неравномерного износа активных поверхностей зубьев передачи, в результате которого передача приобретает циклические кинематические погрешности, приводящие к повышенной динамике и шуму во время работы передачи. Целью изобретения является повышение ресурса кинематической точности, изгибной прочности зубьев и КПД передачи. Поставленная цель достигается тем, что зубчатая передача выполнена с радиусом кривизны дуговых участков профилей зубьев, равным половине основного шага в торцевом сечении передачиR = 0,5




где
mt - модуль торцовый;

при этом начало радиуса кривизны совмещено с полюсом зацепления. Высотные размеры эвольвентного и дуговых участков профилей зубьев определяются по зависимостям

где
hэ - высота эвольвентного участка профиля;
hg - высота дугового участка профиля;
m - модуль нормальный;
R - радиус кривизны дуговых участков профиля;
r1, r2 - делитель радиус шестерни, колеса. Признаки, отличающие предложенную конструкцию передачи от прототипа, являются не только новыми, но и существенными, так как придают предложенной передаче новые качества. 1. Радиус кривизны дуговых участков профилей зубьев выполнен равным половине основного шага в торцевом сечении передачи, поэтому всегда одновременно в зацеплении находятся две пары зубьев, т.е. коэффициент торцового перекрытия предложенной передачи во всех фазах зацепления равен целому числу два. Этим свойством не обладает ни эвольвентное, ни новиковское зацепления, ни прототип. Предложенная передача по изгибной прочности зубьев в два раза прочнее известных передач, так как коэффициент торцевого перекрытия известных передач меньше двух и их приходится рассчитывать по прочности одного зуба. 2. Благодаря выполнению дуговых участков профиля зубьев радиусом кривизны, начало которого совмещено с полюсом зацепления, контакт между дуговыми выпукло-вогнутыми участками активных поверхностей зубьев стал линейным вместе точечного у прототипа. Поэтому резко снижены: контактные напряжения, неравномерность износа активных поверхностей зубьев, а также повышен ресурс кинематической точности и нагрузочная способность передачи. 3. При предложенном однозначном соотношении высотных размеров эвольвентные участки с максимальным скольжением, именно те, которые больше всего изнашиваются и создают потери мощности на трение, заменены выпукло-вогнутыми участками с чистым качением, что естественно повышает КПД передачи. Предложенное однозначное соотношение высотных размеров эвольвентного и дуговых участков профиля зуба является оптимальным, соответствует максимальному КПД передачи, более высокому, чем у известных передач. На чертеже показана схема зацепления зубьев шестерни и колеса. На прилагаемом чертеже приняты следующие обозначения: 1 - шестерня; 2 - колесо; 3 - зубья шестерни; 4 - зубья колеса; R - радиус кривизны дуговых участков профиля, hэ - высота эвольвентного участка ef профиля; r1, r2 - делительные радиусы шестерни и колеса;



R = 0,5




где
mt - модуль торцовый;

при этом начало радиуса кривизны R совмещено с полюсом зацепления P. Высотные размеры hэ и hд эвольвентного ef и дуговых de и fg участков профилей зубьев 3, 4 определяется по зависимостям

где
hэ - высота эвольвентного участка ef профиля;
hд - высота дугового участка de(fg) профиля;
m - модуль нормальный;
r1, r2 - делительный радиус шестерни, колеса;
a - межосевое расстояние передачи;
R - радиус кривизны дуговых участков de и fg профиля. Зависимость, по которой определяется основной торцовой шаг, широко известна. Вывод зависимости для определения высоты hэ эвольвентного участка ef состоит в следующем. Из треугольника AcO2 определяет радиус точки A, принадлежащей колесу 2:

где
Ac = R




O1K = a-rA2, ,
где
a - межосевое расстояние передачи,
0,5hэ=r1-O1K;





R = 0,5





hg = m - 0,5

Формула изобретения
R = 0,5




где mt - торцовый модуль;

при этом начало радиуса кривизны совмещено с полюсом зацепления, а высотные размеры эвольвентного и дуговых участков профилей зубьев определяются по зависимостям

hд = m - 0,5hэ,
где hэ - высота эвольвентного участка профиля;
hд - высота дугового участка профиля;
m - модуль нормальный;
r1 и r2 - делительный радиус шестерни, колеса;
a - межосевое расстояние передачи;
R - радиус кривизны дуговых участков профиля.
РИСУНКИ
Рисунок 1