Способ работы дизеля автосамосвала (варианты)
Изобретение предназначено для применения его на транспортных дизелях грузовика преимущественно с электронным регулированием процессов топливо подачи для существенного снижения расхода топлива в эксплуатации, выбросов вредных компонентов с отработавшими газами, повышения моторесурса дизеля, его динамических и пусковых качеств. Для оптимизации по топливной экономичности дизеля производят коррекцию регулирования работы дизеля методом отключения-включения его цилиндров, используя сигнал нагрузки в виде веса Gгр в кузове автосамосвала. Если вес Gгр меньше номинального веса Gгр.ном, осуществляют подачу сигнала на регулирование работы дизеля отключением-включением цилиндров, а также впрыскивание сжиженного горючего газа, при условии Gгр > (0,8 - 0,9)Gгр.ном в диапазоне скоростного режима работы дизеля n < (0,5 - 0,6)nном, где n - значение скоростного режима дизеля по сравнению с его номинальным значением nном. В изобретении показан второй вариант способа работы дизеля автосамосвала. 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к дизельным двигателям автомобильных самосвалов.
Известен способ работы дизеля, который может быть использован и для автосамосвала, заключающийся в том, что во время работы подают в цилиндры смесь дизельного топлива и горючего газа, измеряют нагрузку на двигатель и частоту вращения коленчатого вала и при частичных нагрузках и на холостом ходе регулируют двигатель включением - выключением части цилиндров. Недостаток известного технического решения заключается в недостаточной экономичности работы. Задачей изобретения является повышение экономичности работы и снижение токсичности и дымности. Поставленная задача может быть решена тем, что способ работы дизеля автосамосвала заключается в том, что после пуска и начала разгона измеряют нагрузку и на режимах малых нагрузок и холостого хода, регулируют двигатель включением-выключением части цилиндров, при полных нагрузках и номинальных частотах вращения коленчатого вала дизеля впрыскивают в цилиндры сжиженный горючий газ как добавку к подаче дизельного топлива, в качестве сигнала нагрузки измеряют вес Gгр в кузове автосамосвала, при Gгр




n - значение скоростного режима дизеля об/мин по сравнению с его номинальным значением nном;
i0 - число отключенных цилиндров;
i - общее число цилиндров. Содержание сжиженного газа в смеси с дизельным топливом принимают в количестве (20 - 30)% от подачи смеси. Отключение цилиндров производят на несколько циклов и чередуют отключаемые цилиндры в таком порядке, чтобы периодичность K отключаемых циклов составляла
K = i(1/3 oC 1/4). Отсечное количество сжиженного горючего газа в смеси с дизельным топливом сливается во всасывающий коллектор дизеля. На фиг. 1 показана зависимость экономичности дизеля от нагрузки, приходящейся на отдельные цилиндры; на фиг. 2 - нагрузочная характеристика оптимальной периодичности отключения рабочих циклов цилиндров; на фиг. 3 - диаграмма управления рабочими цилиндрами 8-ми цилиндрового дизеля автосамосвала ЗИЛ. Известно, что работа дизелей может управляться не только изменением цикловой подачи топлива одновременно во все цилиндры двигателя, но также и полным выключением цикловой подачи топлива в его отдельные цилиндры по мере снижения нагрузки с тем, чтобы оставшиеся в работе цилиндры продолжали воспринимать нагрузку, при которой обеспечивается наибольшая экономичность (Крутов В.И. Автоматическое регулирование и управление ДВС. М.: Машиностроение, 1989). При этом необходимое количество выключаемых цилиндров из работы по мере снижения нагрузки подчиняется определенной закономерности, для выявления которой необходимо проанализировать зависимость экономичности дизеля от нагрузки, приходящейся на отдельные цилиндры (фиг. 1). Эффективный КПД двигателя


где
Hu - низшая тепловая способность сгорания топлива;
ge - удельный расход топлива дизеля. оказывается максимальным, если ge получает минимальное значение. Для обеспечения этого условия необходимо соответствующим образом распределить нагрузку между цилиндрами двигателя. Если обозначить Ne1, Ne2, ..., Nei - мощности отдельных цилиндров, то удельный суммарный расход топлива всех i цилиндров является функцией распределения мощностей между цилиндрами, то есть ge = f(Ne1, Ne2,..., Nei). Известно, что минимум функции нескольких переменных, какими являются нагрузки отдельных цилиндров, имеет место при условии равенства нулю полного дифференциала этой функции.


ge = G/Ne,
где
G - часовой расход топлива дизеля. Обозначая




K - периодичность отключения рабочих циклов, отсчитываемая по числу цилиндров. Для того, чтобы постоянно не отключались одни и те же цилиндры из работы, число K не должно быть кратным общему числу цилиндров i0. То есть число отключаемых цилиндров i0
i0 = (i - 1)

где
g - целое число, g = 1, 2, 3, 4,..., - (натуральный ряд). Таким образом, выбор периодичности отключения рабочих циклов цилиндров определяется из условий минимизации удельного расхода топлива при изменении суммарной нагрузки автосамосвала. Последняя меняется ступенчато при осуществлении рейсов с полной нагрузкой или порожних. При этом в качестве сигнала нагрузки измеряют вес груза Gгр в кузове самосвала и при (0,6 - 0,8) от номинального значения груза Gгр.ном подают сигнал на отключение рабочих циклов. Периодичность отключения рабочих циклов K выбирается по необходимой средней мощности дизеля для обеспечения минимума удельного расхода топлива с учетом нагрузочной характеристики двигателя, которая имеет вид фиг. 2 - зависимость удельного расхода топлива дизеля от степени его загрузки. Как показывает проведенный анализ нагрузочной характеристики (фиг. 2) оптимальной периодичности отключения рабочих циклов цилиндров K для самосвала при пороговом сигнале нагрузки Gгр/Gгр.ном = 0,6 - 0,8 составляет
K = (i - 1)1/g,
где
Gгр - вес груза в кузове самосвала;
Gгр.ном - номинальный вес груза в кузове самосвала;
i - число цилиндров дизеля, g = 1, 2, 3, 4,..., - целое число. То есть, следует отключать число (1/3 oC 1/4)i работающих цилиндров дизеля автомобильного самосвала для поддержания в других цилиндрах оптимальной по экономичности нагрузки. Для осуществления оптимального управления отключением рабочих циклов импульсы генератора-распределителя блока управления отключением цилиндров должны быть связаны с положением коленчатого вала передаточным отношением

где





n

при нагрузке в кузове автомобильного самосвала (0,6 - 0,8)

где
n - значение скоростного режима дизеля по сравнению с его номинальным значением nном. В качестве примера на фиг. 3 показана диаграмма управления рабочими циклами 8-ми цилиндрового дизеля автосамосвала ЗИЛ,
где
K - периодичность отключения рабочих циклов (показанные заштриховано);
I - периодичность работы дизеля, соответствующая числу цилиндров i;
T - периодичность циклов управления пропусками рабочих циклов цилиндров;

где
N - периодичность повторения порядка отключения цилиндров, отсчитываемая в количестве оборотов коленчатого вала дизеля.

где

g = 1, 2, 3, 4,..., (натуральный ряд).
Формула изобретения

Gгр > (0,8 - 0,9) Gгр.ном;
n < (0,5 - 0,6)nном,
где Gгр - вес груза в кузове автосамосвала;
Gгр.ном - номинальный вес груза в кузове автосамосвала;
n - значение скоростного режима дизеля относительно его номинального значения nном. 2. Способ работы дизеля автосамосвала, заключающийся в том, что во время работы подают в цилиндры смесь дизельного топлива с горючим газом, измеряют нагрузку на дизель и частоту вращения коленчатого вала и при частичных нагрузках и режимах холостого хода регулируют дизель отключением-включением части цилиндров, отличающийся тем, что в качестве нагрузки измеряют вес груза Gгр в кузове автосамосвала и регулирование отключением-включением цилиндров дизеля ведут при весе Gгр < (0,6 - 0,8) Gгр.ном в кузове автосамосвала, при этом число отключаемых цилиндров из общего числа цилиндров выбирают из соотношения
i0 = (1/3 - 1/4) i,
а начинают подачу в цилиндры дизеля смеси сжиженного горючего газа с дизельным топливом при
Gгр

n < (0,5 - 0,6) nном,
где n - значение скоростного режима дизеля относительно его номинального значения nном;
Gгр.ном - номинальный вес груза в кузове;
G0 - число отключенных цилиндров;
i - общее число цилиндров. 3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что содержание сжиженного газа в смеси с дизельным топливом принимают в количестве 20 - 30% от подачи смеси. 4. Способ по п.2, отличающийся тем, что отключение цилиндров производят на несколько циклов и чередуют отключаемые цилиндры в таком порядке, чтобы периодичность K отключаемых циклов составляла
K = i (1/3 - 1/4). 5. Способ по п.2, отличающийся тем, что отсечное количество сжиженного горючего газа в смеси с дизельным топливом сливается во всасывающий коллектор дизеля.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3