Топливная композиция на основе моторного топлива
Изобретение относится к технологии получения топливных композиций и присадок к моторным топливам, в частности к топливным композициям на основе бензинов, дизельных и других топлив, которые используются в автотракторной технике, авиации, ракетной технике и пиротехнике. Основной технической задачей предложенного решения является повышение октанового числа бензина и цетанового числа дизельного топлива, а также снижение токсичности дымности выхлопных газов. Топливная композиция содержит растворенное соединение железа на основе жирных кислот и дополнительно один или несколько камфанов при следующем соотношении компонентов, мас.%: соединение железа (в расчете на железо) 0,003 - 0,3; камфаны 0,006 - 0,03; базовое топливо - остальное. 2 табл.
Предлагаемое изобретение относится к технологии получения топливных композиций и присадок к моторным топливам, в частности к присадкам к бензинам, дизельным и другим топливам, которые используются в автотракторной технике, авиации, ракетной технике и пиротехнике.
Известны топливные композиции с присадками в бензин, снижающие величину коэффициента трения [1] . Для улучшения противоизностных свойств в бензин добавляют 10-100 млн. долей молибденорганического комплекса, содержащего углеводородный радикал C1 - C50 и 1-3 атома кислорода или серы. Недостатком данных топливных композиций является отсутствие каталитического эффекта, снижающего содержание вредных примесей, и повышение октанового числа бензина (улучшения антидотонационных свойств). Известна также топливная композиция с присадкой, позволяющая использовать топлива с меньшим октановым числом [2]. Присадкой служит жаропрочный твердый кислый катализатор с большой площадью поверхности, имеющей средние размеры частиц 0,01-5 мкм. Катализатор имеет поверхностные кислотные центры, образованные металлическими нерастворимыми в углеводородах катионами достаточно высокой кислотности. Недостатком такой топливной композиции является слабое влияние на октановое число топлив и наличие твердой фазы, которая осаждается в топливной аппаратуре двигателей с искровым зажиганием и препятствует их работе. Наиболее близкой по технической сущности и ожидаемому эффекту к предложенной теме является топливная композиция с присадкой и способ улучшения сгорания дизельного топлива [3], в которой для улучшения сгорания дизельного топлива, используемого в автомобилях и судах, применяют присадку, содержащую растворимое или диспергируемое в масле соединение кальция и растворимое или диспергируемое в масле соединение железа. Недостатком этой топливной композиции является отсутствие эффекта повышения октанового или цетанового числа моторных топлив и невозможность широкого использования из-за наличия диспергированной твердой фазы - соединения кальция, отрицательно влияющего на работоспособность топливной аппаратуры. Основной технической задачей предложенного решения является повышение октанового числа бензина и цетанового числа дизельного топлива, а также снижение токсичности и дымности выхлопных газов. Заявляемое решение по сравнению с прототипом позволяет повысить октановое число на 7-9 единиц и цетановое число на 6 единиц при одновременном снижении содержания окиси углерода в 3-4 раза и окислов азота в 1,5-1,8 раза в выхлопных газах карбюраторных двигателей и снижение дымности на 30-40% дизельных двигателей. При этом с увеличением пробега (времени работы) двигателей наблюдается тенденция к росту эффектов. При эксплуатации двигателей также снижается расход топлива и масла, повышается компрессия, мощность, равномерность их работы. Указанная цель достигается тем, что топливная композиция для моторных топлив, содержащая базовое топливо и растворимое в нем соединение железа, согласно предложенного решения содержит растворимое соединение железа на основе жирных кислот и добавку в виде одного или нескольких камфанов при следующем соотношении компонентов, мас.%: Растворимое соединение железа на основе жирных кислот (в пересчете на железо) - 0,003 - 0,3 Камфаны - 0,006 - 0,03 Базовое топливо - Остальное. Пример конкретного выполнения. Образцы для испытаний приготавливали на основе бензина А-76 по ГОСТ 2084-77. Испытания проводили по методике, рекомендованной Московским СКБ НПО "Нефтехимавтоматика" и ВНИИ НП (см. С.Т.Кузьмин и др. Химия и технология топлив и масел; 1986, N 3, с. 40-42) и заключающейся в определении времени задержки вспышки топлива в условиях холоднопламенного окисления (лабораторный метод). В качестве растворимого в моторном топливе соединения железа использовали олеаты железа (II) и железа (III), антидетонационной и стабилизирующей добавки - камфоры. Соотношение между олеатом, камфорой и топливом устанавливали методом взвешивания на аналитических весах АДВ-200 с точностью
Формула изобретения
Топливная композиция на основе моторного топлива с добавлением присадок, содержащих растворимое в топливе соединение железа, отличающаяся тем, что в качестве соединения железа она содержит соединение железа на основе жирных кислот и дополнительно содержит один или несколько камфанов при следующем соотношении компонентов, мас. Соединение железа (в расчете на железо) 0,003 0,3 Камфаны 0,006 0,03 Моторное топливо До 100тРИСУНКИ
Рисунок 1