Гидравлическая виброопора
Использование: изобретение относится к машиностроению и предназначено для демпфирования колебаний силовых агрегатов транспортных средств. Сущность изобретения состоит в том, что в гидравлической виброопоре, содержащей заполненные демпфирующей жидкостью рабочую и компенсационную камеры, ограниченные опорной платой, эластичной обечайкой и соответственно мембраной, а также общим корпусом с закрепленной в нем разделительной перегородкой с одной по меньшей мере внутренней полостью и дроссельными каналами сообщения с камерами, внутренняя полость выполнена сферообразной формы и тангенциально примыкающей к дроссельным каналам, имеющим тангенциальные выводы в камеры, а каждый дроссельный канал сообщения с одной из камер имеет соответствующий по геометрическим характеристикам дроссельный канал сообщения с другой камерой. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для демпфирования колебаний силовых агрегатов транспортных средств.
Известна гидравлическая виброопора, состоящая из опорного штока, соединенного с корпусом эластичной обечайкой, ограничивающей рабочую камеру, заполненную демпфирующей жидкостью и ограниченную снизу эластичной диафрагмой, отделяющую рабочую камеру от воздушной камеры и ограниченную снизу крышкой с дренажным отверстием, а рабочая камера разделена на две части перегородкой с дроссельными каналами (патент Германии N 3612436 A1, кл. F 16 F 13/00, 1987). Недостаток данной гидравлической виброопоры в том, что она слабо демпфирует колебания силового агрегата при повышении температуры окружающей среды или при длительной работе виброопоры, так как при этом понижается вязкость демпфирующей жидкости и как следствие уменьшается внутреннее трение при дросселировании жидкости через каналы. Уменьшение внутреннего трения приводит к снижению демпфирующих свойств виброопоры. Известна также гидравлическая виброопора, предназначенная для демпфирования колебаний двигателя, которая включает в себя герметично закрытую рабочую камеру, ограниченную конусообразной эластичной стенкой и опорной платой, снабженной болтом или штифтом. Рабочая камера заполнена демпфирующей жидкостью и соединена с компенсационной камерой кольцеобразным каналом, выполненным в мембране. Компенсационная камера отделена от атмосферы эластичной диафрагмой. Опорная плата соединена внутри опоры с выступающим цилиндром в форме чашки с обрезиненными торцом и краями, упирающимися в стопорное кольцо (патент США N 4650168, кл. F 16 F 9/08, 1987). Работает эта гидравлическая виброопора следующим образом. При установке на опорной плате статической нагрузки (двигателя) обрезиненные торцы цилиндрического выступа отходят от стопорного кольца и открывают дополнительные каналы для дросселирования демпфирующей жидкости. Одновременно за счет повысившегося внутреннего давления в рабочей камере и благодаря кольцеообразному каналу в промежуточной плате повышается давление и в компенсационной камере. Поскольку это давление превышает атмосферное, то деформируется эластичная диафрагма, ограничивающая снизу компенсационную камеру. Следовательно, возникает разность давлений в рабочей верхней и компенсационной нижней камерах. Поэтому начинается процесс дросселирования демпфирующей жидкости из верхней камеры в нижнюю, а за счет дросселирования жидкости по кольцеообразному каналу возникает внутреннее трение, которое тем существеннее, чем более вязкой жидкостью заполнены обе камеры. При этом поглощается жидкостью энергия колебаний двигателя. При смене направления действия силы движение жидкости в кольцеобразном канале происходит в обратном направлении. Частично энергия колебаний рассеивается также при движении внутреннего цилиндра с обрезиненным торцом и краями. За обрезиненным торцом в полости цилиндра имеется замкнутый объем воздуха, в котором меняется давление при деформации гидравлической виброопоры. Изменение давления в воздушной полости приводит к нагреванию ее и дополнительной диссипации энергии колебаний. Несмотря на сложность конструкции, эта гидравлическая виброопора имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, при значительных знакопеременных нагрузках неизбежны удары обрезиненных краев цилиндра о стопорное кольцо, что приводит к преждевременному износу его и выходу виброопоры из строя. Во-вторых, из-за широкого торца внутреннего цилиндра при приложении внешних сил, направленных вниз, его движение будет неустойчивым, что вызывает дополнительные боковые колебания. Боковые колебания усиливаются также при возрастании статической нагрузки на опору и при движении транспортного средства по неровной дороге. Это происходит потому, что обрезиненная чашка (внутренний цилиндр), разделяющая рабочую камеру на две части, выходит из контакта со стопорным кольцом и, таким образом, появляется еще одна степень свободы, позволяющая перемещать чашку в радиальном направлении и усиливать боковые колебания. Именно поэтому данную гидравлическую виброопору нельзя применять для гашения вибраций V-образных двигателей, где виброопоры устанавливаются под различным углами к вертикали. В-третьих, самый главный недостаток в том, что при понижении вязкости демпфирующей жидкости характеристики виброопоры ухудшаются, поскольку снижается внутреннее трение жидкости при дросселировании. Вязкость демпфирующей жидкости снижается всегда при повышении температуры окружающей среды или при длительной работе виброопоры. Вследствие этого ее демпфирующие характеристики резко снижаются во всем частотном диапазоне приложенных нагрузок. Наиболее близкой к изобретению по совокупности существенных признаков является гидравлическая виброопора, предназначенная для демпфирования колебаний двигателей силовых агрегатов и содержащая заполненные демпфирующей жидкостью рабочую и компенсационную камеры, ограниченные опорной платой, эластичной обечайкой и соответственно мембраной, а также общим корпусом с закрепленной в нем разделительной перегородкой, снабженной средствами сообщения камер (патент Германии N 3526607 А1, кл. F 16 F 13/00, 1987). Средства сообщения камер в данной гидроопоре выполнены в виде полостей и дроссельных каналов. Данная виброопора не лишена недостатков. В первом полупериоде внешнего воздействия гармонического вибрационного сигнала, когда нагрузка направлена вертикально вниз, демпфирующая жидкость из верхней рабочей камеры вытесняется в нижнюю компенсационную камеру. Процесс вытеснения слагается из нескольких этапов. На первом этапе при повышении внешнего давления возрастает и внутреннее давление демпфирующей жидкости в рабочей и компенсационной камерах. А так как жидкость практически несжимаема, то повышающееся внутреннее давление вызывает растяжение эластичной камеры. На втором этапе начинается процесс дросселирования демпфирующей жидкости по каналам разделительной перегородки из верхней рабочей камеры в нижнюю компенсационную. При этом движение жидкости происходит по закручивающейся к центру разделительной перегородки спирали, выход которой расположен рядом с центром разделительной перегородки. Движение жидкости по каналу происходит с возрастающим сопротивлением за счет центробежных сил инерции. Поэтому жидкость выбрасывается в нижнюю компенсационную камеру с повышенной температурой, так как теплоотвод из разделительной перегородки в корпус виброопоры неэффективен из-за протяженного тракта теплоотвода. Нагретые слои демпфирующей жидкости вследствие большой теплоемкости продолжительное время сохраняют свою температуру и негативно влияют на гибкую резиновую мембрану. Температура демпфирующей жидкости может повышаться при длительной работе до 100oC, что при слабой циркуляции в нижней компенсационной камере приводит к преждевременному выходу эластичной мембраны из строя. Во втором полупериоде, когда направление вектора внешней нагрузки меняется на противоположное, происходит обратный процесс дросселирования демпфирующей жидкости из нижней компенсационной камеры в верхнюю рабочую. Однако эти процессы не идентичны. Во втором полупериоде всасывание демпфирующей жидкости происходит в центре разделительной перегородки и далее она, не взаимодействуя с периферийными слоями находящейся в полости жидкости, поступает через окно и заборную полость в рабочую камеру. Поскольку из-за слабой турбулизации в полости камеры отсутствует конвективный теплообмен между слоями жидкости, отвод тепловой энергии промежуточной перегородки малоэффективен. Это приводит к более высокой температуре жидкости, входящей в рабочую камеру. Следствием этого является снижение вязкости и демпфирующих свойств виброопоры в целом, а также неравномерное гашение вибрации в первом и втором полупериодах. Другими словами, гидравлическая виброопора работает как нелинейный элемент и выходной задемпфированный вибросигнал имеет отличную от гармонической форму. Искажение гармонического сигнала приводит к появлению дополнительных, кратных основной частоте входного вибросигнала гармонических составляющих, которые в виде продольных волн распространяются по раме и корпусу транспортного средства. Поскольку в корпусе любого транспортного средства всегда имеются сварные, клепаные, болтовые и прочие соединения, в том числе на клеях и компаундных смесях, то такая среда всегда обладает дисперсией, а значит, неодинаковой скоростью распространения и поглощения гармонических составляющих выходного сигнала виброопоры. Поэтому в некоторых элементах тракта, чаще всего в панелях, лобовых и задних стеклах и крыше салона транспортного средства возникают резонансные явления, сопровождающиеся перекачкой энергии из продольных волн в изгибные. Изгибные волны являются источником акустического шума внутри салона автомобиля. Снизить эти вредные эффекты можно только путем устранения нелинейности при демпфировании колебаний. Например, при наиболее характерном режиме работы двигателя внутреннего сгорания с числом оборотов 1200 в минуту (20 Гц) в салоне автомобиля усиливается акустический шум на кратных частотах (40, 80, 160 и т.д. Гц). Цель изобретения - устранение указанных недостатков, а именно улучшение демпфирующих характеристик, повышение ресурса гидроопоры и снижения шумности при работе силовых агрегатов транспортных средств. Это достигается тем, что в гидравлической виброопоре, содержащей заполненные демпфирующей жидкостью рабочую и компенсационную камеры, ограниченные опорной платой, эластичной обечайкой и соответственно мембраной, а также общим корпусом с закрепленной в нем разделительной перегородкой с одной по меньшей мере внутренней полостью и дроссельными каналами сообщения с камерами, внутренняя полость выполнена сферообразной формы и тангенциально примыкающей к дроссельным каналам, имеющим тангенциальные выводы в камеры, а каждый дроссельный канал сообщения с одной из камер имеет соответствующий ему по геометрическим характеристикам дроссельный канал сообщения с другой камерой. На фиг. 1 изображен общий вид гидравлической виброопоры, продольный разрез, на фиг. 2, 3, 4 - схемы вариантов выполнения полостей в разделительной перегородке и каналов их сообщения с камерами, на фиг. 5 - элемент гидроопоры с выходящей в корпус полостью разделительной перегородки. Гидравлическая виброопора (фиг. 1) содержит заполненные демпфирующей жидкостью рабочую 1 и компенсационную 2 камеры, ограниченные опорной платой 3, сферообразной эластичной обечайкой 4 и соответственно эластичной мембраной 5, а также общим корпусом 6 с закрепленной в нем разделительной перегородкой 7, в которой выполнена по меньшей мере одна сферообразная полость 8, сообщающаяся с рабочей камерой посредством дроссельных каналов 9 и с компенсационной камерой - посредством дроссельных каналов 10. Дроссельные каналы 9, 10 имеют тангенциальные вводы как в камеры 1, 2, так и в полость (полости) 8. Перегородка 7 имеет либо одну сферообразную полость 8, которая выполнена замкнутой (фиг. 2) до образования кольца, либо несколько сферообразных полостей 8, выполненных как незамкнутого типа (фиг. 3) с одинаковой или различной длиной вытянутой сферы и расположенных, например, радиально к оси перегородки, так и замкнутого типа (фиг. 4) сложной формы для увеличения общей длины полостей в перегородке. Часть объема полостей 8 может быть выполнена выходящей в корпус 6 виброопоры (фиг. 5). Число дроссельных каналов сообщения полости (полостей) 8 с каждой камерой выполнено равным друг другу, при этом каждый канал 9 имеет соответствующий по длине проходному сечению и радиусу расположения относительно оси перегородки канал 10. При единичном выполнении полости 8 внутри перегородки 7 в виде концентричного кольца вводы дроссельных каналов 9 расположены через углы 2









Формула изобретения
1. Гидравлическая виброопора, содержащая заполненные демпфирующей жидкостью рабочую и компенсационную камеры, ограниченные опорной платой, эластичной обечайкой и соответственно мембраной, а также общим корпусом с закрепленной в нем разделительной перегородкой с одной по меньшей мере внутренней полостью и дроссельными каналами сообщения с камерами, отличающаяся тем, что внутренняя полость выполнена сферообразной формы и тангенциально примыкающей к дроссельным каналам, имеющим тангенциальные выводы в камеры, а каждый дроссельный канал сообщения с одной из камер имеет соответствующий по геометрическим характеристикам дроссельный канал сообщения с другой камерой. 2. Виброопора по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя полость выполнена кольцевой. 3. Виброопора по п.2, отличающаяся тем, что часть объема полости выполнена выходящей в корпус виброопоры. 4. Виброопора по п.2 или 3, отличающаяся тем, что дроссельные каналы сообщения с рабочей камерой расположены через углы 2



РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5