Реактивный двигатель
Использование: в качестве двигателя летательного аппарата. Сущность изобретения: реактивный двигатель содержит корпус, воздухозаборник, компрессор, камеру сгорания, реактивное сопло, редуктор, кольцо аэродинамического привода (КАП) с плоскими аэродинамическими поверхностями (ПАП), управляющие аэродинамические (УАП), привод УАП (ПУАП) и кожух, причем КАП установлено на поверхности корпуса с возможностью вращения относительно компрессора вокруг его продольной оси, ПАП установлены на поверхность КАП так, что плоскость каждой ПАП составляет угол с продольной осью корпуса, УАП установлены на поверхности корпуса перед ПАП с возможностью вращения каждой УАП относительно корпуса вокруг оси, перпендикулярной продольной оси корпуса, рабочие лопатки компрессора закреплены на внутренней поверхности кольца ротора компрессора, лопатки направляющего аппарата компрессора закреплены на наружной поверхности статора компрессора, установленном неподвижно по продольной оси корпуса, кожух установлен на корпус над ПАП и УАП, КАП механически связано с входом редуктора, выход редуктора механически связан с КОР, а ПУАП механически связан с осями УАП. 3 ил.
Изобретение относится к реактивным двигателям и может быть использовано при создании новых и модернизации существующих реактивных двигателей летательных аппаратов (ЛА).
Известен турбореактивный двигатель (ТРД), который содержит корпус, воздухозаборник, компрессор, камеру сгорания, газовую турбину и реактивное сопло, причем компрессор установлен за воздухозаборником с возможностью вращения вокруг продольной оси корпуса, камера сгорания установлена за компрессором, газовая турбина установлена внутри корпуса за камерой сгорания с возможностью вращения вокруг продольной оси корпуса и механически связана с компрессором, а реактивное сопло установлено за турбиной. Недостатком ТРД является его сравнительно невысокие надежность и ресурс вследствие того, что сравнительно высока вероятность выхода из строя рабочих лопаток газовой турбины, работающих при высоких температурах и больших силовых нагрузках. Известен также реактивный двигатель с воздушным приводом компрессора, который содержит корпус, воздухозаборник, воздушную турбину, компрессор, камеру сгорания и реактивное сопло, причем воздушная турбина установлена внутри корпуса за воздухозаборником с возможностью вращения вокруг продольной оси корпуса, компрессор установлен внутри корпуса за воздушной турбиной с возможностью вращения вокруг продольной оси корпуса, камера сгорания установлена за компрессором, реактивное сопло установлено за камерой сгорания и компрессор соединен с турбиной продольным валом, размещенным по продольной оси корпуса. Недостатком этого двигателя является то, что он может работать только при больших сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях полета ЛА и не может работать при небольших сверхзвуковых и дозвуковых скоростях полета ЛА. Наиболее близким по технической сущности к изобретению следует считать реактивный двигатель с воздушным приводом компрессора, который содержит корпус, воздухозаборник, компрессор, привод компрессора, камеру сгорания и реактивное сопло, причем компрессор установлен внутри корпуса с возможностью вращения вокруг продольной оси корпуса, камера сгорания установлена за компрессором, реактивное сопло установлено за камерой сгорания и компрессор механически связан со своим приводом. Кроме того, в двигателе приводом компрессора является воздушная турбина, которая установлена внутри корпуса за воздухозаборником с возможностью вращения вокруг продольной оси корпуса, а компрессор установлен за воздушной турбиной и соединен с турбиной продольным валом, размещенным по продольной оси корпуса двигателя. Недостатком прототипа является то, что он может работать только при больших сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях полета ЛА и не может работать при небольших сверхзвуковых и дозвуковых скоростях полета ЛА. Причиной этого является то, что в прототипе на вход компрессора поступает воздушный поток, прошедший через турбину и отдавший ей часть своей энергии, вследствие чего давление воздуха на входе компрессора существенно снижается по сравнению с давлением воздуха на выходе воздухозаборника. Поэтому чем больше мощность, развиваемая турбиной, тем меньше давление воздуха на ее выходе и тем больше энергии требуется компрессору, чтобы давление воздуха на его выходе имело значение, необходимое для обеспечения нормального функционирования камеры сгорания. В результате этого компрессор, расположенный за турбиной, может обеспечить давление воздуха на входе камеры сгорания, необходимое для работы двигателя, только при тех значениях давления воздуха на выходе воздухозаборника, которые соответствуют энергии воздушного потока на входе двигателя при больших сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях полета ЛА. Целью изобретения является обеспечение возможности работы реактивного двигателя с воздушным приводом компрессора при сверхзвуковых и дозвуковых скоростях полета ЛА. Поставленная цель достигается тем, что вращение ротора, компрессора обеспечивается аэродинамическим приводом, воздушной турбиной, который получает необходимую для своей работы энергию от воздушного потока, обтекающего наружную поверхность корпуса двигателя. Для этого на наружной поверхности корпуса двигателя устанавливается кольцо аэродинамического привода с возможностью вращения вокруг продольной оси корпуса. На наружной поверхности этого кольца закреплено несколько плоских аэродинамических поверхностей (направляющий аппарат турбины) так, что угол




























Формула изобретения
РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий корпус, воздухозаборник, компрессор, воздушную турбину для привода компрессора, камеру сгорания и реактивное сопло, причем компрессор, камера сгорания и реактивное сопло установлены внутри корпуса, роторы турбины и компрессора установлены с возможностью вращения относительно корпуса вокруг его продольной оси, а лопатки турбины установлены в кожухе на наружной поверхности ротора, отличающийся тем, что двигатель дополнительно снабжен направляющими аппаратами турбины и компрессора и редуктором для связи роторов турбины и компрессора, причем роторы выполнены кольцевыми, ротор турбины установлен на наружной поверхности корпуса, ротор компрессора установлен на внутренней поверхности корпуса, лопатки компрессора установлены на внутренней поверхности ротора, направляющий аппарат турбины установлен с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной продольной оси корпуса, а направляющий аппарат компрессора закреплен на наружной поверхности статора, установленного по продольной оси корпуса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3