Способ приготовления катализатора для гидроочистки дизельного топлива
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу приготовления катализатора, предназначенного для использования в гидрогенизационных процессах с целью гидроочистки дизельного топлива. Заявляется способ приготовления катализатора для гидроочистки дизельного топлива путем смешения алюмооксидного носителя с борной кислотой и раствором соли молибдена с последующей формовкой, сушкой и прокалкой гранул, в котором, согласно изобретению, полученную алюмобормолибденовую композицию пропитывают раствором азотнокислого никеля с концентрацией 110 - 175 г/л в присутствии фосфорной кислоты при pH 3,6 -4,5 и температуре 40 - 60oC. 1 табл.
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу приготовления катализатора, предназначенного для использования в гидрогенизационных процессах с целью гидроочистки дизельного топлива.
Известен способ приготовления катализатора для гидропроцессов, содержащего оксид алюминия и бора. Готовят гель Al2O3 или Al(OH)3 и B2O3 гидролизом совместных водных растворов органических солей или алкоголятов алюминия и соединений бора (H3BO3). Гель отфильтровывают, промывают дистиллированной водой и сушат при 100 300oC в течение времени от нескольких минут до 48 ч, после чего с целью увеличения пор выдерживают в дистиллированной воде, снова промывают, отфильтровывают, промывают и сушат 1 24 ч при 150 250oC, затем формуют (или гранулируют) и вновь сушат. Готовый носитель должен иметь следующие характеристики




Межрегенерационный период работы катализатора составляет 4 5 мес. при этом после каждой регенерации 8% катализатора ввиду измельчения отсеивается в виде пыли. Настоящее изобретение направлено на разработку способа приготовления катализатора с повышенной гидрообессеривающей активностью, обеспечивающего получение экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы менее 0,05%
Заявляется способ приготовления катализатора для гидроочистки дизельного топлива путем смешения алюмооксидного носителя с борной кислотой и раствором соли молибдена с последующей формовкой, сушкой и прокалкой гранул, в котором, согласно изобретению, полученную алюмобормолибденовую композицию пропитывают раствором азотнокислого никеля с концентрацией 110 175 г/л в присутствии фосфорной кислоты при pH 3,6 4,5 и температуре 40 60oC. Предлагаемый катализатор имеет следующий химический состав, мас. Оксид никеля (NiO) 3,0 4,5
Оксид молибдена (MoO3) 10,0 12,0
Оксид натрия (Na2O) 0,02 0,08
Оксид бора (B2О5) 1,0 3,0
Оксид фосфора (P2O5) 0,5 1,5
Индекс прочности, кг/мм диаметра гранулы 1,6 2,8
Отличие заявляемого способа от известного заключается в том, что алюмобормолибденовую композицию пропитывают раствором азотнокислого никеля в присутствии фосфорной кислоты в определенных условиях. Это позволяет, благодаря особенностям способа приготовления, получить каталитическую композицию с более равномерным распределением гидрирующих металлов на поверхности носителя. При этом катализатор обладает достаточно высокими прочностными свойствами. Предлагаемый способ приготовления катализатора обеспечивает проведение процесса гидроочистки при более низкой температуре. Ниже приведены конкретные примеры осуществления заявляемого способа. Пример 1
Готовят носитель методом осаждения геля, образующегося при взаимодействии алюмината натрия и азотной кислоты. После окончания осаждения проводят стабилизацию гидроксида алюминия при pH 9,0 9,5 в течение 60 90 мин. Полученный гидроксид алюминия отфильтровывают, а затем промывают химически обессоленной водой для отмывки от примесей (Na2, NO-3 ). Лепешку отмытого гидроксида алюминия в количестве 50 кг загружают в месильную машину, снабженную паровой рубашкой и лопастной мешалкой. Смешение гидроксида алюминия проводят при температуре 80 90oC в течение 15 мин. Затем в пульпу добавляют 4,0 кг H3BO4 и продолжают перемешивание 15 мин. После получения однородной массы в месильную машину загружают парамолибдат аммония в количестве 7,3 кг и продолжают перемешивание 20 мин. Готовую массу с содержанием сухого вещества 45% формуют в гранулы диаметром 2,5 мм. Сформованные гранулы сушат при температуре 100oC 4 ч и прокалывают при 450oC в течение 4-х ч. Одновременно готовят пропиточный раствор: к 10 л воды добавляют 83%-ную фосфорную кислоту в количестве 0,35 кг, затем в нем растворяют 5,4 кг азотнокислого никеля при непрерывном перемешивании при температуре 60oC. В полученный раствор с концентрацией 110 г/л NiO при pH 4,5 загружают 50 кг прокаленной алюмобормолибденовой композиции до практически полного поглощения соли никеля. Затем гранулы катализатора сушат при 100oC 4 ч, прокаливают при 500oC 2 ч. Пример 2
Готовят носитель методом осаждения геля, образующегося при взаимодействии алюмината натрия и азотной кислоты. После окончания осаждения проводят стабилизацию гидроксида алюминия при pH 9,0 9,5 в течение 60 90 мин. Полученный гидроксид алюминия отфильтровывают, а затем промывают химически обессоленной водой для отмывки от примесей (Na2R, NO-3 ). Лепешку отмытого гидроксида алюминия в количестве 50 кг загружают в месильную машину, снабженную паровой рубашкой и лопастной мешалкой. Смешение гидроксида алюминия проводят при температуре 80 90oC в течение 15 мин. Затем в пульпу добавляют 1,2 кг H3BO4 и продолжают перемешивание 15 мин. После получения однородной массы в месильную машину загружают парамолибдат аммония в количестве 6 кг и продолжают перемешивание 20 мин. Готовую массу с содержанием сухого вещества 48% формуют в гранулы диаметром 2,5 мм. Сформованные гранулы сушат при температуре 100o 4 ч и прокаливают при 450oC в течение 4 ч. Одновременно готовят пропиточный раствор: к 10 л воды добавляют 83%-ную фосфорную кислоту в количестве 1 кг, затем в нем растворяют 8,6 кг азотнокислого никеля при непрерывном перемешивании при температуре 40oC. В полученный раствор с концентрацией 175 г/л при pH 3,6 загружают 50 кг прокаленной алюмо-бор-молибденовой композиции до практически полного поглощения соли никеля. Затем гранулы катализатора сушат при 100oC 4 ч и прокаливают при 500oC 2 ч. Пример 3
Готовят носитель методом осаждения геля, образующегося при взаимодействии алюмината натрия и азотной кислоты. После окончания осаждения проводят стабилизацию гидроксида алюминия при pH 9,0 9,5 в течение 60 90 мин. Полученный гидроксид алюминия отфильтровывают, а затем промывают химически обессоленной водой для отмывки от примесей (Na2O, NO-3 ). Лепешку отмытого гидроксида алюминия в количестве 50 кг загружают в месильную машину, снабженную паровой рубашкой и лопастной мешалкой. Смешение гидроксида алюминия проводят при температуре 80 90oC в течение 15 мин. Затем в пульпу добавляют 1,8 кг H3BO4 и продолжают перемешивание 15 мин. После получения однородной массы в месильную машину загружают парамолибдат аммония в количестве 11,0 кг и продолжают перемешивание 20 мин. Готовую массу с содержанием сухого вещества 45% формуют в гранулы диаметром 2,6 мм. Сформованные гранулы сушат при температуре 400oC в течение 4 ч. Одновременно готовят пропиточный раствор: к 10 л воды добавляют 83% фосфорную кислоту в количестве 0,7 кг, затем в нем растворяют 7 кг азотнокислого никеля при непрерывном перемешивании при температуре 50oC. В полученный раствор с концентрацией 145 г/л при pH 4,0 загружают 50 кг прокаленной алюмобормолибденовой композиции для практически полного поглощения соли никеля. Затем гранулы катализатора сушат при 100oC 4 ч и прокаливают при 500oC 2 ч. Пример 4
Катализаторы, приготовленные по примерам 1 3, были испытаны на пилотной установке в процессе гидроочистки дизельного топлива (фракция 180 360oC, содержание серы 0,86%) при давлении 4,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,0 ч-1 и температурах 335o и 342oC. Результаты испытаний приведены в таблице. Как следует из приведенных данных, катализаторы, приготовленные в соответствии с заявляемым способом, обладают повышенной гидрообессеривающей активностью при более низких температурах процесса, что позволит увеличить межрегенерационный период работы катализатора. Использование предлагаемых катализаторов в процессе гидроочистки дизельного топлива обеспечивает получение экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы менее 0,05% при более низкой температуре процесса. При этом будет достигнуто также улучшение технико-экономических показателей: экономия энергозатрат, уменьшение расхода катализатора на установках гидроочистки. Источники информации
1. Заявка Франции N 2561945, кл. B 01 J 21/02, 1985. 2. Патент США N 4588706, кл. B 01 J 27/19, 1986. 3. Патент США N 4724226, кл. 502/204, 1988. 4. Патент РФ N 2008972 кл. B 01 J 37/04; B 01 J 23/88, 1994, БИ N 5 (прототип).
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 25.10.2006
Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008