Способ пилотирования вертолетов
Способ пилотирования вертолетов. Применение: авиация, эксплуатация летательных аппаратов. Сущность: способ включает операции набора высоты, горизонтального полета, моторного планирования с установкой оборотов несущего винта, соответствующих этим операциям, при этом набор высоты и моторное планирование выполняют на скоростях, близких к крейсерским. Для операций пилотажа устанавливают частоту вращения несущего винта, меньшую номинального значения на 2%-3%. 5 з. п. ф-лы, 9 ил.
Изобретение относится к эксплуатации вертолетов, а именно к способам пилотирования вертолетов.
Предлагаемый способ пилотирования на различных режимах полета сопоставляется с общепринятым и зафиксированным в Руководствах по летной эксплуатации (РЛЭ), например, для вертолетов Ми-8, Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-14 и др. Согласно этим РЛЭ рекомендуется: набор высоты выполнять на воздушных скоростях 125-140 км/ч, на которых время набора высоты наименьшее, а скороподъемность наибольшая; снижение на режиме моторного планирования выполнять на скоростях примерно 160 км/ч с вертикальными скоростями 5-6 м/с; при работе двигателя на номинальном и крейсерском режимах поддерживать обороты свободной турбины 95% что соответствует окружной скорости несущего винта 214 м/с; прямолинейный полет выполнять без крена. Известен способ пилотирования вертолетов, заключающийся в наборе высоты, горизонтальном полете и моторном планировании на указанных выше режимах. (Г. А. Тиняков. "Пилотирование вертолета", ВИ МО СССР, М. 1960, с. 86,87, фиг. 60, стр. 110-118). Недостатком способа является его неоптимальность, обусловленная избыточными расходом топлива. Целью изобретения является создание способа пилотирования вертолетов, обеспечивающего экономию топлива по сравнению с рекомендациями в РЛЭ. Цель изобретения достигается тем, что в способе пилотирования вертолетов, включающем операции набора высот, горизонтального полета, моторного планирования, согласно изобретению набор высоты и моторное планирование выполняют на скоростях, близких к крейсерским. На указанных режимах полета устанавливают частоту вращения несущего винта, меньшую номинального значения на 2-3% Для одновинтовых аппаратов полет выполняют с креном в сторону, противоположную тяге рулевого винта, при этом величину крена контролируют по указателю скольжения на приборной доске летчика. Крен в полете обеспечивают разворотом на требуемый угол указателя скольжения, при этом пилотирование осуществляют при расположении шарика указателя скольжения в середине шкалы. Для вертолета Ми-8 и его модификаций величина крейсерской скорости на высотах полета до 1 км соответствует диапазону 210-230 км/ч, частота вращения несущего винта 92%-93% по указателю тахометра, а угол крена составляет примерно 1,5o, при этом смещение шарика указателя скольжения соответствует примерно 1/3 его ширины. Частоту вращения несущего винта изменяют переключателем настройки оборотов винта системы управления двигателем. На фиг.1 дана зависимость качества вертолета от его скорости; на фиг.2 - зависимость скорости набора высоты V наб, снижения Vсн и крейсерской скорости Vкр от высоты полета согласно РЛЭ для вертолета Ми-8МТВ; на фиг.3 траектория набора высоты и снижения согласно РЛЭ (линии ОАВ) и по предложенному способу (линии АВ); на фиг.4 расходы топлива mт и экономия расхода топлива





Формула изобретения
1. Способ пилотирования вертолетов, включающий операции набора высоты, горизонтального полета, моторного планирования с установкой оборотов несущего винта, соответствующих этим операциям, отличающийся тем, что набор высоты и моторное планирование выполняют на скоростях, близких к крейсерским. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для операций пилотажа устанавливают частоту вращения несущего винта, меньшую номинального значения на 2 3% 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что для одновинтовых аппаратов полет выполняют с креном в сторону, противоположную тяге рулевого винта, при этом величину крена контролируют по указателю скольжения на приборной доске летчика. 4. Способ по п.3, отличающийся тем, что крен в полете обеспечивают разворотом на требуемый угол указателя скольжения, при этом пилотирование осуществляют при расположении шарика указателя скольжения в середине шкалы. 5. Способ по п.4, отличающийся тем, что для вертолета Ми-8 и его модификаций величина крейсерской скорости на высотах полета до 1 км соответствует диапазону 210 230 км/ч, частота вращения несущего винта 92 - 93% по указателю тахометра, а угол крена 1,5o, при этом смещение шарика указателя скольжения соответствует 1/3 его ширины. 6. Способ по п.5, отличающийся тем, что частоту вращения несущего винта изменяют переключателем настройки оборота винта системы управления двигателем.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Похожие патенты:
Лопасть несущего винта летательного аппарата // 2093421
Изобретение относится к авиации, а именно к лопасти со стреловидной законцовкой для несущего винта летательного аппарата
Несущая система вертолета // 2090451
Изобретение относится к вертолетам с одним несущим винтом, содержащим систему компенсации реактивного момента несущего винта, включающую хвостовой винт, проводимый во вращение тем же, что и несущий винт средством, систему управления хвостовым винтом и по меньшей мере одну управляемую аэродинамическую поверхность направления, такую как закрылок киля или поворотный киль
Вертолет // 1819809
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к простейшим легким вертолетам, используемым, например, в i спорте, разведке, службах надзора, охоте, а также в самодельной авиации
Изобретение относится к авиационной технике и касается конкретно выполнения кабель-троса для внешней подвески приборной гондолы к вертолету
Летательный аппарат вертолетного типа // 170432
Привязной геликоптер // 82104
Вертолет // 2102285
Вертолет // 2110446
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях аппаратов вертикального взлета и посадки
Спасательное средство для вертолета // 2111148
Изобретение относится к вертолетной технике
Спасательное средство для вертолета // 2121942
Вертолет // 2128130
Устройство для спасения вертолета // 2128602
Устройство для спасения вертолета // 2130861
Вертолет // 2150410
Изобретение относится к области авиации, в частности к размещению вооружения на вертолетах
Вертолет // 2152891
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам для аварийной посадки вертолета