Способ выемки полезных ископаемых из бортов карьеров
Использование: горная промышленность, в частности открытая разработка месторождений полезных ископаемых. Задача изобретения - уменьшение объемов, сроков и стоимости вскрышных работ за счет рационального формирования съезда и выработку в борту. Сущность изобретения: съезд в выработку начинают формировать от расчетной высотной отметки существующего на борту съезда и после создания его участка, отрабатывают целик определяемой ширины и дно полутраншеи формируют по ширине в целике и в перемещенных породах целика, а завершают формирование съезда проходной траншеи между полутраншеей и дном выработки в борту; кроме того, приведены аналитические зависимости определения высотной отметки примыкания к существующему съезду, длины участка формируемого съезда и ширины отрабатываемого целика. 3 ил.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Известен способ разноса погашенных бортов, включающий отработку и транспортировку пород, этапами по глубине нарезку съезда по целику, выемку полезных ископаемых в борту карьера, отсыпку вскрышных пород в выработанное пространство и погашение борта [1] Недостатком способа является неполное использование выработанного пространства карьера и конструктивных элементов его борта для сокращения объемов вскрышных работ. Наиболее близким к изобретению является способ реконструкции карьера, включающий отработку пород в бортах карьеров этапами по глубине с использованием существующего съезда, погашение бортов с предохранительными бермами, формирование промежуточного дна, нарезку съезда по целику и соединение его с существующим съездом, отсыпку вскрышных пород в выработанное пространство, отработку и транспортирование полезных ископаемых [2] Недостатками способа, препятствующими уменьшению объемов, сроков и стоимости вскрышных работ, являются: недоиспользование существующих на борту карьера съезда и берм; необеспечение в полной мере уменьшения мощности вскрыши борта на участке формирования съезда в выработку на борту карьера; наличие транспортных берм на борту выработки; недоиспользование возможностей сокращения сроков работ и соответственно их проведения при меньших себестоимостях. Задача изобретения уменьшение объемов, сроков и стоимости вскрышных работ за счет рационального формирования съезда в выработку в борту. Задача решается тем, что в способе выемки полезных ископаемых из бортов карьеров, включающем отработку пород в бортах карьеров этапами по глубине с использованием существующего съезда, погашение бортов с предохранительными бермами, формирование промежуточного дна, нарезку съезда по целику и соединение его с существующим съездом, отсыпку вскрышных пород в выработанное пространство, отработку и транспортирование полезных ископаемых, съезд в выработку начинают формировать от высотной отметки существующего на борту съезда, которую определяют по выражению Bс Bд + i
и после создания его длиной, которую определяют по выражению:

где Lпi длина проекции на горизонтальную плоскость формируемого съезда до i-го поперечного сечения, м;
Ki коэффициент изменения объема пород, учитывающий их разрыхление и разброс при взрывании в i-ом поперечном сечении;
Шi ширина формируемого съезда в i-ом сечении, м;
hyi высота уступа до разработки в i-ом сечении, м;
Bi и ai угловые коэффициенты

где




ini средневзвешенный уклон съезда до i-го поперечного сечения;

(в формуле в сдвоенном знаке "


целик отрабатывают шириной по верху, определяемой по выражению:
ШBi 2hi

где ШBi и hi соответственно ширина по верху и высота отрабатываемого полутраншеей целика в i-ом сечении, м. hi= Lпi



ШHi ширина призмы по дну полутраншеи, отрабатываемой в целике, в i-ом сечении, м,

и дно полутраншеи формируют по ширине в целике и в перемещенных породах целика, а завершают формирование съезда проходной траншеи между полутраншеей и дном выработки в борту с послойной отработкой пород и полезных ископаемых в ее контурах. Предлагаемый способ отличается от известного [2] вышеизложенной последовательностью операций, направлением горных работ и характеризующими способ параметрами, представленными в виде математических выражений. Изложенные в данной совокупности признаки отсутствуют в известных решениях [1 и 2] и др. и обеспечивают получение положительного эффекта решение поставленной задачи. Предлагаемый способ обладает свойствами, не совпадающими со свойствами отличительных признаков известных решений [1 и 2] и др. Анализ известных решений показал, что сущность предлагаемого решения в них не раскрыта, она неочевидна и характеризуется новой совокупностью признаков, что позволяет считать его соответствующим критерию "новизна" и "изобретательскому уровню". На фиг. 1 схематично изображено положение горных работ на конец отработки полезных ископаемых в борту карьера; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1. Способ осуществляют следующим образом. В борту 1 карьера (фиг. 1) с использованием для транспортной связи существующего съезда 2 с отсыпкой на него вскрышных пород по принципу [1 и 2] или без нее (не показано) отрабатывают этапами по глубине пустые породы и полезные ископаемые 3 в контурах выработки 4 до промежуточного ее дна ( не показано), выполняемого при завершении первого этапа на уровне существующего съезда 2, например на горизонте 310 м (фиг. 1). После этого на втором этапе работ от высотной отметки существующего на борту 1 съезда 2, например 300 м (фиг. 1), которую определяют по выражению
Bс Bд + i

где Bс и Bд высотные отметки соответственно съезда 2 на борту 1 карьера и ближней к нему границы "ab" проектного дна 5 выработки 4 в борту 1, м;
i и L соответственно допустимый средневзвешенный уклон и длина проекции на горизонтальную плоскость проектного съезда 6 от линии "cd" его примыкания к съезду 2 на борту 1 до линии "ab" проектного дна 5 выработки 4, 0/00, м,
начинают формировать съезд 6 в выработку 4, например, в целике 7 посредством разработки уступа 8 полутраншеей 9 нарезки съезда по целику (фиг. 1, 2 и 3), и соединения его с существующим съездом 1 или, например, посредством отсыпки вскрышных пород и т.п. (не показано). Например, согласно фиг. 1 Bд 272 м; L 280 м; i 0,1; Bс 272 + 280

Швi+hictg


где ШBi и hi соответственно ширина по верху и высота отрабатываемого полутраншеей 9 целика 7 пород в i-том сечении, м;



ШHi ширина призмы по дну 12 полутраншеи 9, отрабатываемой в целике 7, в i-том сечении, м. Граничными условиями на линии "fe" выхода верхней бровки 10 перемещаемых пород 11 целика 7 на уровень дна 12 полутраншеи 9 в борту 1 являются

где Шi необходимая по условиям безопасности и технической эксплуатации горно-транспортных машин ширина дна 12 полутраншеи 9, м;
Ki коэффициент изменения объема пород целика 7, перемещенных под откос уступа 8, отрабатываемого полутраншеей 9, учитывающий их разрыхление и частичный разброс при взрывании (при наличии взрывов) за пределы зоны формирования съезда в i-том сечении (при отсутствии взрывных работ Ki равен коэффициенту разрыхления пород);
ШH.Hi ширина призмы насыпных пород 11 на уровне нижней бровки разрабатываемого уступа 8 в i-том сечении, м;
hyi высота разрабатываемого уступа 8 до разработки в i-том сечении, м,
и условие
Шн.нi+(hуi-hi)ctg


где


Шi ШHi + ШB.Hi,
где ШB.Hi ширина призмы насыпных пород 11 по верху в i-том сечении, м,
и на фиг. 3:

Зависимостью элементов призмы насыпных пород 11, составляющей дно 12 полутраншеи 9, являются
(hуi-hi)ctg


Зависимостью линейных параметров формируемого съезда 6-дна 12 полутраншеи является:
hi= iпi



где ini и Lni соответственно проектные средневзвешенный допустимый уклон и длина проекции на горизонтальную плоскость съезда 6 от линии его примыкания "cd" к существующему съезду 2 на борту 1 карьера до i-го поперечного сечения, м;


где bi и ai угловые коэффициенты;

где














Поскольку отметка верхней бровки разрабатываемого уступа превышает отметку начала формируемого съезда, в сдвоенном знаке учитывается верхний, т. е. "-"










8,91


15,6 м 15,6 м, т.е. тождество доказано. Таким образом,

ШBi ШHi + 2hi

где

Например, для вышеописанных условий (фиг. 3) при Lni 170 м, ini 0,1,




где

Выражение (10) является необходимым условием выполнения способа, так как при ШBi больше расчетной отрабатывают излишние объемы пород уступа 8, что удорожает и замедляет формирование съезда 6 и выемку полезных ископаемых 3 из борта 1, а при ШBi меньше расчетной не обеспечивается необходимая ширина съезда 6. После создания между линиями "cd" и "fe" съезда 6 длиной, которую определяют по выражению (9), целик 7 уступа 8 отрабатывают шириной по верху, определяемой по выражению (10), и дно 12 полутраншеи 9 формируют по ширине в целике и в перемещенных в выработанное пространство породах 11 целика 7 между линиями "ef" и "nm", т.е. съезд 6 нарезают по целику и по разрыхленным породам. От линии "nm" до линии "ab" проходят траншею 15 и нарезают съезд 6 по целику и тем самым завершают формирование съезда 6 между полутраншеей 9 и проектным дном 5 выработки 4 в борту 1. При этом на втором этапе работ между промежуточным дном, например, на горизонте 310 м и проектным дном 5 в контурах выработки 5 послойно по мере создания съезда 6 отрабатывают породы и полезные ископаемые 3 с транспортировкой по соответствующим, сформированным на момент их отработки участкам съезда 6, и погашают борта выработки 4 с предохранительными бермами 16, без транспортных берм. Преимущества и технический эффект от предлагаемого способа заключаются в следующем:
I. В уменьшении объемов и сроков производства вскрышных работ:
1) в контурах выработки 4 в борту 1 посредством формирования съезда 6 за ее пределами и отсутствия транспортных берм на ее бортах (при наличии лишь предохранительных берм 16);
2) при формировании съезда 6 за счет:
а) увеличения степени использования существующего съезда 2 на борту 1 карьера, например, по сравнению с применением прототипа [2] в конкретных условиях (фиг. 1) дополнительно используется ветвь съезда 2 (от отметки 310 м до линии "cd" примыкания к ней съезда 6), составляющая 160 м;
б) увеличения площади использования борта 1 и вовлечения тем самым больших объемов выработанного карьером пространства за счет увеличения используемого участка борта 1 по:
протяженности (например, на фиг. 1) относительно улучшенных вариантов прототипа, длина вовлекаемого участка борта увеличена на 18% (от 195 м по прототипу [2] до 230 м);
по высоте, например, на фиг. 1 на 54,8 м (между отметками 310 м и 255,2 м) против прототипа [2]
в) уменьшения мощности отрабатываемых на борту 1 пород над съездом 6:
например, от 40 м максимальной мощности по прототипу [2] до 35 38 м (фиг. 1);
например, величина относительной мощности вскрыши борта 1 на 1 п.м. длины его используемого участка составляла (по распределению в прототипе [2] 40/195 0,205 м/м (фиг. 1), а по предлагаемому способу 38/230 0,165 м/м;
г) формирования части съезда 6, между линиями "cd" и "mn" (фиг. 1), посредством проходки полутраншеи 9 с экскавацией без транспортировки пород;
д) уменьшения ширины полутраншеи 9 в целике 7 между линией "fe" (см. фиг. 1), установленной по выражению (9), и линией "mn" согласно выражению (10) за счет ее расширения до необходимой величины насыпными породами от целика 7, перемещенными под откос уступа 8, например, взрывом и горно-транспортной техникой (бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками и т.д.);
е) формирования насыпной части 11 полутраншеи 9 без привозных пород согласно выражениям (9) и (10). II. В уменьшении затрат на выемку полезных ископаемых 3 за счет уменьшения:
1) объемов и сроков вскрышных работ;
2) расстояния перемещения отрабатываемых пород (под откос уступа 8, фиг. 1) без транспортировки;
3) сроков выемки с уменьшением влияния инфляции: в более ранние и короткие сроки при меньших стоимостях вскрышных и добычных работ. Источники
1. Кузнецов Н. Н. Двухстадийный разнос погашенных бортов карьеров. Горный журнал, N 3, 1979, с. 23 25. 2. Авторское свидетельство СССР N 1710754, кл. E 21 C 41/26 "Способ реконструкции карьеров". Кузнецов Н. Н. и др. БИ N 5 от 07.02.92, заявка N 4776731/03 от 04.01.90.
Формула изобретения
Bс Bд + i

где Bс и Bд высотные отметки соответственно съезда на борту карьера и ближней к нему границы проектного дна выработки в борту, м;
i и L соответственно средневзвешенный уклон и длина проекции на горизонтальную плоскость съезда от линии его примыкания к съезду на борту до проектного дна выработки, о/оо, м,
и после создания его длиной, которую определяют по выражению

где Lпi длина проекции на горизонтальную плоскость формируемого съезда до i-го поперечного сечения, м;
Ki коэффициент изменения объема пород, учитывающий их разрыхление и разброс при взрывании в i-м поперечном сечении;
Шi ширина формируемого съезда в i-м сечении, м;
hуi высота уступа до разработки в i-м сечении, м;
bi и ai угловые коэффициенты


где




iпi средневзвешенный уклон съезда до i-го поперечного сечения;


целик отрабатывают шириной по верху, определяемой по выражению
Швi 2 hi

где Швi и hi соответственно ширина по верху и высота отрабатываемого полутраншеей целика в i-м сечении, м;
hi = Lпi



Шнi ширина призмы по дну полутраншеи, отрабатываемой в целике, в i-м сечении, м;

и дно полутраншеи формируют по ширине в целике и в перемещенных породах целика, а завершают формирование съезда проходкой траншеи между полутраншей и дном выработки в борту с послойной отработкой пород и полезных ископаемых в ее контурах.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3