Способ отработки полезных ископаемых
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. В основу изобретения положена задача повышения эффективности, безопасности и полноты выемки полезных ископаемых из недр за счет управления фактическим интегральным проявлением факторов устойчивости бортов на этапах разработки карьера. Сущность изобретения: задача решена тем, что на первом этапе отработки борта отстраивают с параметрами, обеспечивающими получение показателей сцепления и угла внутреннего трения массива по их устойчивости, а на последующих этапах борта переотстраивают в новые положения на высоту, допустимую устойчивостью бортов и параметрами дна карьера. Приведены аналитические зависимости определения положений бортов. 3 ил.
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Известен способ реконструкции карьеров, включающий отработку карьера этапами по глубине, формирование промежуточного дна, погашение борта, отработку массива и углубку карьера, отработку и транспортирование ископаемого, формирование конечного дна [1] Недостатками способа являются необеспечение соответствия фактической устойчивости всех бортов карьера ее проектным показателям в конечном положении, обуславливающее излишние затраты на отработку месторождения полезных ископаемых; сложность углубки карьера до минимально допустимых (по условиям безопасности работ и технической эксплуатации машин) параметров его дна в целике, уменьшающая полноту выемки полезных ископаемых из недр и возможности обеспечения безопасности работ. Наиболее близким к предлагаемому способу является способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий отработку карьера до граничного контура этапами по глубине, формирование промежуточного дна, повышение бортов, отработку массива и углубку карьера, отработку и транспортирование полезных ископаемых, формирование конечного дна [2] Недостатками способа являются необеспечение гарантированной устойчивости бортов карьера и их участков и соответственно безопасности работ в случае разведанности по большой сетке скважин (недоразведанности) прикарьерного массива пород без существенных затрат времени и средств на получение недостающих прочностных показателей пород в массиве и других геологических данных; снижение эффективности и полноты выемки полезных ископаемых из недр необеспечением высокой степени уточнения физико-механических характеристик прикарьерного массива и постоянной коррекции параметров бортов на этапах отработки карьера по фактическому состоянию их устойчивости с учетом изменения прочностных показателей неоднородного массива горных пород при расширении и углубке карьера; степени влияния факторов и их интегрального проявления с появлением или без появления новых факторов (например, нагружение бортов водой, тампонажа или расширения трещин и т.п.), изложенное обуславливает нижеперечисленные следствия в отдельности или в различном их сочетании: излишние объемы вскрышных работ, уменьшение возможностей глубины карьера и оставление ниже его дна (зачастую и в бортах) полезных ископаемых в недрах, а также деформация откосов; возможность распространения отрицательного влияния деформации откосов при их наличии на значительный (часто на весь) срок отработки карьера; на экономические показатели через изменения коэффициентов и сроков погашения горно-подготовительных работ и затрат на них; на безопасность работ и полноту выемки полезных ископаемых в карьере, поскольку стабилизация нарушений устойчивости откосов во многих случаях сопровождается оставлением полезных ископаемых в целиках пород под деформациями в силу того, что их отработка сопряжена с опасностью новой активизации деформаций. В основу изобретения положена задача повышения эффективности, безопасности и полноты выемки полезных ископаемых за счет управления фактическим интегральным проявлением факторов устойчивости бортов на этапах разработки карьера. Поставленная задача решена тем, что в способе отработки полезных ископаемых, включающем отработку карьера до граничного контура этапами по глубине, формирование промежуточного дна, погашение бортов, отработку массива и углубку карьера, отработку и транспортирование полезных ископаемых, на первом этапе отработки карьера борта отстраивают с параметрами, обеспечивающими получение показателей сцепления и угла внутреннего трения массива по их устойчивости, а на последующих этапах борта переотстраивают в новые положения, которые определяют по выражениям

j и i порядковый номер соответственно положения и нормального профиля борта;


на высоту, допустимую устойчивостью бортов и параметрами дна карьера. Предлагаемый способ отличается от известного [2] вышеизложенной последовательностью операций, направлением работ и характеризующими способ параметрами, представленными в виде математических выражений. Изложенные в данной совокупности признаки отсутствуют в известных решениях и обеспечивают получение положительного эффекта решение поставленной задачи. Предлагаемый способ обладает свойствами, не совпадающими со свойствами отличительных признаков известных решений [1] [2] и др. Анализ известных решений показал, что сущность заявляемого решения в них не раскрыта, она не очевидна и характеризуется новой совокупностью признаков, что позволяет считать его соответствующим критерию "новизна" и "изобретательскому уровню". На фиг.1 изображена схема отработки полезных ископаемых карьером, вид в профиль; на фиг.2 графики зависимостей параметров призмы обрушения от параметров откосов и углов внутреннего трения пород; на фиг.3 номограмма определения высоты вертикального отрыва обрушения по физико-механическим характеристикам пород и углам откосов. Способ осуществляется следующим образом. На первом этапе отработки карьера 1 в промежуточных контурах abcda с выемкой части полезного ископаемого 2 (или при большой мощности покрывающих пород без нее) его борта 3 и 4 отстраивают с параметрами: высотой H1i и H2i и результирующими углами наклона














а) инструментально путем систематической маркшейдерской съемки реперов 5 по изменению пространственного положения последних;
по переменно-противонаправленному колебанию реперов 5, отражающему процесс перераспределения напряжений в борту;
по тенденциозно направленному смещению реперов 5 в начальный период нарушений сплошности массива на участках потенциальной его поверхности сдвижения;
б) визуально, например, по наличию, раскрытию и протяженности трещины 6 в пространстве и времени, по смещению прикарьерного массива. После этого определяют Kyji требующийся коэффициент устойчивости борта 3 (и 4) в последующем его положении по i-му нормальному профилю соответственно eg и fn, скорректированный относительно Kпji таким образом, чтобы коэффициент устойчивости борта 3 и 4 в новом проектном положении eg и fn был бы близок к величине Kпji +


где

j и i соответственно порядковый номер положения и номер профиля борта. Коэффициент устойчивости Кпji и ширину призм возможного обрушения по верху определяют по результатам наблюдений за состоянием промежуточных бортов 3 и 4:
а) близким к предельно напряженному (Кпji 1,3-1,0), фиксируемым по реперам 5 до нарушения сплошности поверхности (например, ae) карьера 1;
б) предельно напряженным (Кпji 1,0), устанавливаемым по наличию трещины 6 на поверхности (например, df) карьера 1;

величину







где


устойчивостью вновь отстраиваемых бортов (т.е. при появлении признаков состояния борта, близкого к предельно напряженному, работы прекращают);
параметрами дна карьера (т.е. при отсутствии признаков предельно напряженного состояния бортов работы прекращают по выклиниванию карьера до ширины его дна, минимально допустимой правилами безопасности и технической эксплуатации оборудования);
устойчивостью бортов и параметрами дна карьера (т.е. работы прекращают при достижении минимальной ширины допустимых параметров дна карьера и признаков предельно напряженного состояния по крайней мере одного из бортов). В различных условиях борта переотстраивают по предложенному способу от одного до двух и более раз. В процессе отработки карьера 1 в новых промежуточных контурах egnfe на поверхности карьера 1 закладывают, например, новые реперы 5 (NN 7-12 и NN 13-17) наблюдательных линий em и fo (при необходимости и другие реперы других наблюдательных линий, в т.ч. на бермах бортов) и ведут по ним систематические инструментальные наблюдения за состоянием бортов, отстраиваемых по контурам eg и fn. По результатам наблюдений устанавливают значения коэффициентов устойчивости бортов 3 и 4 Kпi в положениях eg и fn, т.к. после отработки карьера 1 в промежуточных контурах egnfe в объемах egnfdcbae положения eg и fn бортов 3 и 4 учитывают как предыдущие промежуточные по отношению к последующим положениям pr и st. Затем аналогично описанному по выражениям (1), (2) и (3) определяют новые (последующие) положения pr и st бортов 3 и 4 и на последующем этапе отработки переотстраивают их из положений eg и fn в положения pr и st на высоту, допустимую устойчивостью бортов и параметрами дна карьера 1. Операции повторяют до обработки карьера 1 в конечных контурах, например на фиг.1 в контурах prstp. Пример осуществления способа. На первом этапе отработки карьера 1 в промежуточных контурах abcda проводят систематические инструментальные и визуальные наблюдения за состоянием бортов 3 и 4 и устанавливают, что в положениях ab и cd при высоте H1i H2i 73 м и выклинивании дна bc карьера 2 до ширины 27 м реперы 5 (NN 1, 2 и 3) наблюдательной линии ae на борту 3 колеблются при относительной неподвижности реперов 5 (NN 4-7), а на поверхности df борта 4 образовалась трещина 6. В результате наблюдений определяют: борт 3 находится в состоянии, близком к предельно напряженному, ширина призмы его возможного обрушения по верху Ш1ji 15 м расстояние от верхней бровки a борта 3 до средней точки u между подвижным (N 3) и неподвижным (N 4) реперами 5; борт 4 предельно напряжен














После этого обходом по квадрантам номограммы на фиг.3 определяют значения Cпi:




По имеющимся геологическим и горнотехническим данным устанавливают, что в процессе переотстройки борта 3 из предыдущего промежуточного положения ab в последующее положение eg и борта 4 из положения dc в положение fn при прочих равных условиях, например, имеют место изменения двух факторов: обводненности и прочности пород призм возможного обрушения (изменения других факторов в данном случае незначительны и ими можно пренебречь). Увеличением высоты бортов от H1i до H3i и от H2i до H4i на 31 м (от 73 до 104 м, в 1,42 раза) увеличивают объем обводненных пород в призме обрушения, в результате чего фактор обводненности может реализоваться в снижении устойчивости бортов на 5-10% и для компенсации этого снижения необходимо соответственно увеличить коэффициенты устойчивости бортов в проектном (последующем) положении на 0,05-0,1, т.е. принять в расчет "+"0,05-"+"0,1. При увеличении прочности пород с глубиной и расположении наиболее прочных пород в призме упора в данном примере можно принять, что коэффициенты устойчивости проектного борта возрастут относительно предыдущего положения на 0,1-0,2 и поэтому для упреждающего учета этого фактора с целью обеспечения фактического коэффициента устойчивости борта 3 (и 4) в последующем положении eg (и fn), близкого к нормативному, для вычисления


По выражению (1)

Для борта 3 в положении eg определяют по выражениям (2) и (3) средневзвешенные физико-механические характеристики приконтурного массива:

Для борта 4 в положении fn определяют

Затем, как показано штриховыми линиями на фиг.2 и 3, устанавливают соответствие физико-механическим характеристикам массива углов откосов eg и fn при известной их высоте:

Установленными по выражениям (1), (2) и (3) параметрами











Факторы обводненности и упрочнения пород (при прочих относительно равных условиях) при увеличении глубины карьера 2 в 120/104 1,15 раза выражают, например, в следующих соответствующих величинах:

Таким образом, по выражениям (1), (2) и (3) определяют


По графикам на фиг. 2 и номограмме на фиг.3 определяют (стрелками не показано) новые последующие (конечные) положения бортов 3 и 4 pr и ts, соответствующие фактическим коэффициентам устойчивости, равным 1,2:









По данным характеристикам и графикам на фиг.2 и по номограмме на фиг.3 (аналогично рассмотренному примеру их использования) устанавливают (стрелками не показано) соответствующие высоте 120 м бортов 3 и 4 максимально допустимые результирующие углы наклона: борта 3 в конечном положении oz 52,4o; борта 4 в конечном положении hs 58,3o. Различия в обрабатываемых бортах по известным способам [1] [2] и др. и по предложенному способу очевидны. Преимущества и технический эффект от предложенного способа заключается
в сокращении затрат на вскрышные работы за счет
увеличения результирующих углов наклона бортов в конечном (предельном) положении, так, в рассмотренном примере сравнение выполнимого по известным способам [1] [2] [3] конечного контура orsho с контуром prstp, выполненным по заявленному способу, показывает уменьшение объемов вскрышных работ на 1 п. м. протяженности бортов 3 и 4 по последнему способу на величину, равную заштрихованной площади prop (см. фиг.1) и площади tsht, это достигается последовательной корректировкой параметров устойчивых бортов на этапах их реконструкции (перепостановки в новое положение), позволяющей
учитывать изменения и производить уточнения прочностных характеристик прикарьерного массива в зоне потенциальной поверхности скольжения пород при расширении и углубке карьера;
накопить конкретную информацию о фактических количественных проявлениях фактора времени при различных параметрах и сроках службы промежуточных бортов на этапах отработки карьера и опыт управления ими посредством обновления бортов по последующим контурам;
посредством инструментальных и визуальных наблюдений за фактическим состоянием бортов карьера с достаточной точностью учитывать, воплощать и регулировать интегральные проявления всего комплекса влияющих факторов в их взаимодействии (в т.ч. неизвестных) при формировании следующих бортов;
обеспечить минимальный срок службы бортов в конечном (предельном) положении;
уменьшения объема вскрышных работ в промежуточных контурах карьера за счет погашения бортов с обеспечением минимально допустимой фактической их устойчивости на этапах отработки и тем самым частичного перенесения затрат на последующие периоды отработки карьера;
уменьшения ущерба от деформаций посредством ограничения распространения отрицательного влияния нарушений устойчивости предыдущих этапов на последующие этапы отработки карьера;
углубки карьера на последнем этапе при минимально допустимой устойчивости бортов и тем самым уменьшения объемов вскрышных работ;
в повышении полноты выемки полезных ископаемых из недр за счет уменьшения граничного коэффициента вскрышки и тем самым увеличения экономически целесообразной глубины карьера посредством уменьшения
объемов вскрышных работ в конечных контурах карьера;
суммарной стоимости отработки пород за счет укручения углов наклона промежуточных бортов относительно их углов по известным способам [1] [2] и др. и отработки заключенных между бортами с этими углами пород предыдущих этапов в последующие этапы отработки карьера, т.е. за счет смещения затрат во времени;
ущерба от деформации ограничением возможностей их реализации и развития; распространения в пространстве и времени их влияния на экономические показатели горных работ и потери полезных ископаемых в недрах, достигаемого постоянной переотстройкой бортов от этапа отработки карьера к этапу в пределах конечных контуров без их изменения;
в повышении безопасности производства горных работ в карьере путем уменьшения возможностей реализации и развития нарушения устойчивости откосов:
обеспечением соответствия параметров бортов фактической их устойчивости посредством прекращения углубки карьера на текущем этапе работ при состоянии бортов, близком к предельно напряженному, установленном по результатам визуальных и инструментальных наблюдений, что позволяет, например, на первом этапе отработки карьера в условиях недостаточной изученности прикарьерного массива без дополнительных затрат времени и средств на его изучение безопасно строить промежуточные борта и при этом получить уточненные основные физико-механические характеристики массива;
систематическим уточнением (от этапа к этапу отработки карьера) интегрального выражения в устойчивости бортов комплекса влияющих факторов (прочностных характеристик массива, параметров бортов, сроков их службы и др. в т.ч. неизвестных и неизученных) и воплощением полученных результатов в отстройку последующих бортов по новым контурам;
периодическим разносом погашенных бортов с переотстройкой их по новым контурам в невыветрелой, неразупрочненной и неразуплотненной части массива пород, обеспечивающим уменьшение срока службы бортов; эксплуатацию более прочной приоткосной части пород; своевременное прекращение развития намечающихся нарушений устойчивости откосов и их ликвидацию без оставления угрозы от них над горными работами по углубке карьера. Источники. 1. Авторское свидетельство СССР N 1710754, кл. E 21С 41/26, 1992, БИ N 5. 2. Авторское свидетельство СССР N 1730452, кл. E 21С 41/26, 1992, БИ N 16. 3. Фисенко Г. Л. Устойчивость бортов карьеров и отвалов. М. Недра, 1965, 378 с. 4. Методические указания по определению углов наклона бортов, откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатируемых карьеров. Л. ВНИМИ, 1972, 164 с. 5. Временные методические указания по управлению устойчивостью бортов карьеров цветной металлургии. М. Унипромедь, 1989, 128 с. 6. Нормы технологического проектирования предприятий черной металлургии с открытым способом разработки. Л. Гипроруда, 1986, 264 с.
Формула изобретения



где Kу(j + 1)i и

j и i порядковый номер соответственно положения и нормального профиля борта;


на высоту, допустимую устойчивостью бортов и параметрами дна карьера.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3