Устройство для подвешивания по меньшей мере одного токоведущего провода троллейбусной или трамвайной контактной сети (варианты)
Использование: для подвешивания, по меньшей мере, одного токоведущего провода троллейбусной или трамвайной контактной сети. Сущность изобретения: устройство содержит зажим, включающий в себя башмак с зажимной крышкой, подвесной узел с несущим элементом и захватом. По первому варианту зажим, выполнен из изолирующей пластмассы, а в башмаке выполнена проушина для закрепления несущего элемента подвесного узла посредством штифта, продольная ось которого при установленном в зажиме подвесном узле направлена перпендикулярно продольной оси зажима. По второму варианту башмаке выполнен в виде удлиненной зажимной головки, к которой со смещением относительно середины приформован кронштейн с проушиной для закрепления несущего элемента подвесного угла. По третьему варианту несущей узел выполнен из двух струн, соединенных ярмообразными поперечинами, образуя параллелограмм, причем упомянутый подвесной орган размещен на одной из поперечин, башмак имеет проушину для закрепления несущего органа подвесного узла, другая поперечина выполнена с проушиной для закрепления в ней захвата. 3 с. и 21 з.п. ф-лы, 37 ил.
Изобретение относится к устройству для подвешивания, по меньшей мере, одного токоведущего контактного привода для токоприемников троллейбусов или трамваев.
Известно устройство для подвешивания, по меньшей мере, одного токоведущего провода троллейбусной или трамвайной контактной сети, содержащее предназначенный для фиксации на жгутообразном удерживающем органе, преимущественно несущем тросе, зажим, включающий в себя башмак и свинчиваемую с ним зажимную крышку, выполненные с возможностью при закрытой крышке продольного паза для жесткого закрепления в нем удерживающего органа, подвесной узел, снабженный несущим элементом, прикрепленным к зажиму, и захват, преимущественно с зажимными колодками для, по меньшей мере, одного токоведущего провода, связанный с подвесным узлом с возможностью изоляции от удерживающего органа. Токоведущий провод, точечно подвешенный на двух несущих тросах, которые на расстоянии друг от друга пересекают маршрут троллейбуса, трамвая и т.п. транспортного средства, образует в целом цепную линию. Она проходит горизонтально посередине обеих опорных точек и круто поднимается в строну точек подвешивания. Это положение контактного провода зависит от его удельного натяжения и от расстояния между обеими точками подвешивания. Если токоприемник троллейбуса или пантограф касается контактного провода со скольжением, то усиление прижима этого скользящего контакта давит на контактный провод вверх из исходного положения в так называемое рабочее положение. Разность по высоте между исходным и рабочим положением наибольшая посередине пролета и наименьшая в опорной точке и зависит от условия прижима скользящего контакта, пролета, удельного натяжения контактного провода, его сечения, а также от скорости движения транспортного средства или скользящего контакта. Кривая рабочего положения в основном соответствует исходному положению, т. е. в средней части пролета она имеет горизонтальный характер, а наиболее крутой в опорной точке. При скольжении вдоль рабочей линии скользящий контакт имеет в начале почти горизонтальный характер. В соответствии с увеличивающейся крутизной кривой контактного привода скользящий контакт должен перемещаться вверх с большей скоростью. Эта способность токоприемника к ускорению имеет, однако, предел из-за инерции массы и усилия прижима. При очень высоких скоростях скользящий контакт не может больше следовать за становящейся все более крутой кривой контактного провода, отделяется от контактного провода перед опорной точкой, перескакивает ее и ударяет за ней по контактному проводу следующего пролета. Этот эффект "прыжковой доски" при жестко подвешенных контактных проводах легко определить по искрам перед и за точкой подвешивания. Этому проскоку способствует еще волна контактного провода, которую продвигает перед собой токоприемник. Волна отражается от неподвижной точки подвешивания и способствует отбрасыванию токоприемника вниз. Помимо радиопомех проскок создает сварочные корольки прежде всего в месте удара и приводит, кроме того, к повышенному механическому износу контактного привода. Сварочные корольки оказывают разрушающее действие на скользящий контакт. Описанные выше проблемы в значительной степени решены за счет упругой подвески. При подвешивании контактного провода или контактной сети в опорной точке посредством маятника он примет определенное наклонное положение в соответствии с этим обеими составляющими. Если усилие прижима скользящего контакта изменяет вертикальную составляющую даже на небольшую величину, то сразу же изменяется наклон маятника, а тем самым и высота контактного провода в точке подвешивания. При движении скользящего контакта к опорной точке усилие прижима токоприемника при приближении к опорной точке все больше воспринимает часть веса контактного провода, т.е. вертикальная соответствующая на маятнике уменьшается, маятник устанавливается более полого, и контактный провод поднимается в опорной точке из нижнего исходного положения в верхнее рабочее положение. Скользящий контакт подходит теперь совсем близко к опорной точке, где контактный провод поднимается наиболее круто. Чтобы остаться на контактном проводе, токоприемнику пришлось бы резко подниматься вверх, что при больших скоростях невозможно из-за инерции его массы. При жестко подвешенной контактной сети возник бы уже описанный эффект "прыжковой доски". Если бы здесь скользящий контакт соскочил с контактного провода, то усилие прижима следовало бы, конечно, предварительно уменьшить до нуля. В таком случае на маятнике сразу же снова возросла бы вертикальная составляющая, т. е. маятник становится круче, а точка подвешивания поднимается. Если, следовательно, скользящий контакт не может больше преодолеть подъем контактного провода перед опорной точкой, то точка подвешивания вместе с контактным приводом, предварительно отжатым вверх, двигается вниз навстречу скользящему контакту, и контактирование обеспечено. После прохождения скользящего контакта опорной точки он в соответствии со своей массой и скоростью ударяет с определенной силой по контактному проводу следующего пролета. Эта горизонтальная сила делится на две составляющие. Одна направлена по касательной к контактному проводу и поэтому безвредна; другая направлена вертикально вверх к контактному проводу и при его жестком подвешивании вызывает за точкой подвешивания его сильный износ. При упруго подвешенной контактной сети, однако, эта направленная вверх составляющая силы приводит к уменьшению вертикальной составляющей маятника, вследствие чего он устанавливается более полого, точка подвешивания поднимается, и контактный провод упруго воспринимает таким образом удар скользящего контакта. Это, однако, возможно только при подвешивании контактного провода посредством наклонного маятника; если бы маятники стояли бы вертикально, то усилие прижима токоприемника преодолело бы лишь общий вес контактного провода одного пролета, прежде чем точка подвешивания поднимается или станет упругой. За чет усилия прижима скользящего контакта и за счет сворачивания троллейбуса в сторону, контактная сеть приводится в колебание. Преимущество упругой подвески контактного провода по сравнению с жесткой состоит в колебании качающихся опорных точек вверх и вниз в зависимости от усилия прижима. Поэтому посредством проволочного параллелограмма необходимо позаботится о том, чтобы контактный провод был вертикальным в любом положении качания. Указанная зигзагообразная подвеска контактного провода не оказывает на токоприем никакого отрицательного влияния, поскольку возникающие небольшие усилия за счет бокового ускорения токоприемника в опорной точке легко компенсируются маятником. К тому же за счет этой зигзагообразной подвески в сочетании с наклонной качанием достигается частичная компенсация термически обусловленного изменения натяжения контактного провода. Этот эффект возникает за чет того, что при различных температурах изменяется как наклонное положение маятников, так и угол контактного провода в опорной точке, а тем самым расстояние от одной точки подвешивания до другой. Описанные так называемые наклонные маятники обеспечивают следующие преимущества: равномерное усилие прижима токоприемника вследствие податливости контактного провода в точках подвешивания; высокая эксплуатационная надежность, небольшая опасность схода с рельсов; отсутствие радиопомех; высокий срок службы угольной контактной вставки токоприемника без необходимости смазывания контактных проводов; почти полное отсутствие износа контактного провода, длительный срок службы, экономия меди; частичная компенсация теплового расширения контактного провода, т.е. разница натяжения; возможность использования максимальных пролетов до 35 м по прямой, а тем самым небольшая потребность в опорах линии; меньшие затраты на обслуживание, а тем самым более экономичная эксплуатация; возможность максимальных скоростей движения, особенно на кривых, и повышение экономичности эксплуатации за счет более высоких маршрутных скоростей. Преимуществам маятниковых подвесок противостоит в качестве недостатка то, что они подвержены износу в зоне керамических изоляторов; последние очень восприимчивы к действующим снаружи усилиями. Техническим результатом изобретения является усовершенствование устройства описанного выше вида с устранением обнаруженных недостатков и, прежде всего, повышение срока службы маятниковой подвески. Эти подвески нового вида должна быть пригодны, в частности, для контактных сетей троллейбусов или трамваев, а при необходимости также для контактных проводов других транспортных средств. Технический результат достигается тем, что по первому варианту в устройстве для подвешивания, по меньшей мере, одного токоведущего провода троллейбусной или трамвайной контактной сети, содержащем предназначенный для фиксации на жгутообразном удерживающем органе, преимущественно несущем тросе, зажим, включающий в себя башмак и свинчиваемую с ним зажимную крышку, выполненные с возможностью образования при закрытой крышке продольного паза для жесткого закрепления в нем удерживающего органа, подвесной узел, снабженный несущим элементом, прикрепленным к зажиму, и захват преимущественно с зажимными колодками для, по меньшей мере, одного токоведущего провода, связанный с подвесным узлом с возможностью изоляции от удерживающего органа, зажим, выполнен из изолирующем пластмассы, а в башмаке выполнена проушина для закрепления несущего элемента подвесного узла посредством штифта, продольная ось которого при установленном в зажиме подвесном узле направлена перпендикулярно продольной оси зажима. По второму варианту в устройстве для подвешивания, по меньшей мере, одного токоведущего провода троллейбусной или трамвайной контактной сети, содержащем, предназначенный для фиксации на жгутообразном удерживающем органе, преимущественно несущем тросе, зажим, включающий в себя башмак и свинчиваемый с ним поджимной элемент, выполненные с возможностью образования продольного паза для жесткого закрепления в нем удерживающего органа, подвесной узел, снабженный несущем элементом, прикрепленным к зажиму, и захват, преимущественно с зажимными колодками для, по меньшей мере, одного токоведущего провода, связанный с подвесным узлом с возможностью изоляции от удерживающего органа, зажим выполнен из изолирующей пластмассы, снабжен дополнительными поджимными элементами, башмак выполнен в виде удлиненной зажимной головки, к которой со смещением относительно середины приформован кронштейн с, по меньшей мере, одной проушиной для закрепления несущего элемента подвесного узла посредством поперечного болта или штифта с возможностью вращения в плоскости, параллельной плоскости кронштейна, при этом зажим выполнен из изолирующей пластмассы, а зажимная головка с возможностью фиксации на удерживающем органе своей боковой частью с помощью поджимных элементов. По третьему варианту в устройстве для подвешивания, по меньшей мере, одного токоведущего провода троллейбусной или трамвайной контактной сети, содержащем предназначенный для фиксации на жгутообразном удерживающем органе, преимущественно несущем тросе, зажим, включающий в себя и свинчиваемый с ним поджимной элемент, выполненные с возможностью образования продольного паза для жесткого закрепления в нем удерживающего органа, подвесной узел, снабженный несущим элементом, прикрепленный к зажиму, и изолированный от удерживающего органа захвата преимущественно с зажимными колодками для, по меньшей мере, одного токоведущего провода, связанный с несущим элементом с возможностью изоляции от удерживающего органа, подвесной узел выполнен из двух струн, соединенных ярмообразными поперечинами, с образованием параллелограмма, причем упомянутый несущий элемент размещен на одной из поперечин, башмак имеет проушину для закрепления несущего подвесного узла, другая поперечина снабжена проушиной для закрепления в ней захвата, а зажим выполнен из изолирующего пластмассы. В частных случаях выполнения подвесной узел может быть выполнен из двух струн, соединенных ярмообразными поперечинами, с образованием параллелограмма, а его несущий элемент выполнен в виде цапфы с возможностью размещения в проушине башмака и последующей фиксации винтовым регулировочным элементом; зажим может быть снабжен дополнительными поджимными элементами, башмак выполнен в виде удлиненной зажимной головки, к которой со смещением относительно середины приформован кронштейн с, по меньшей мере, одной проушиной для закрепления несущего элемента подвесного узла посредством поперечного болта или штифта с возможностью вращения в плоскости, параллельной плоскости кронштейна, при этом зажим выполнен из изолирующей пластмассы, а зажимная головка выполнена с возможностью фиксации на удерживающем органе своей боковой частью с помощью поджимных элементов; несущий элемент подвесного узла может быть выполнен в виде цапфы с возможностью установки в проушине башмака и последующей фиксации винтовым регулировочным элементом; на зажимной головке или на первой ярмообразной поперечине может быть установлен юстировочный винт, с возможностью взаимодействия с упором, выполненным соответственно на указанной поперечине или зажимной головке; первая ярмообразная поперечина может быть выполнена с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости, проушины башмака при установленном подвесном элементе; юстировочный винт может быть установлен на кронштейне зажимной головки; концы первой ярмообразной поперечины могут быть выполнены крюкообразными; каждая из струн подвесного узла может быть выполнена из изолирующего материала и закреплена в коническом отрезке соответствующего металлического концевого соединителя, на свободном конце которого установлен шарнирный присоединительный орган, выполненный в виде болта; башмак может иметь в проушине опорную вставку, выполненную из материала более твердого, чем материал башмака, преимущественно из металла, при этом материал для опорной вставки выбран с возможностью изготовления упомянутой вставки путем заливки его в проушину башмака; опорная вставка может быть выполнена с предназначенным для размещения фиксирующего элемента углублением в наружной поверхности, преимущественно в виде сегментной прорези; одна часть канала опорной вставки может быть выполнена конически сужающейся, а другая имеет цилиндрическую форму и сопряжена с первой, а проушина башмака выполнена с коническим расширяющимися отверстием с возможностью создания открытого канала опорной вставки для размещения в упомянутом отверстии соответствующего несущего элемента подвесного узла; несущий элемент включает в себя коническую цапфу с возможностью размещения в ней регулировочного элемента, при этом колена первой поперечины выполнены изогнутыми с проушинами на концах; кроме того, несущий элемент может иметь V-образную форму, при этом упомянутая коническая цапфа является одной из ее ветвей; а также он может быть выполнен с держателем, имеющим лапки, с возможностью наложения указанных лапок на поверхности зажима в зоне опорной вставки, жестко связанных с зажимом посредством регулировочного винта, при этом подвесной узел выполнен с возможностью удержания двух параллельных контактных проводов; подвесной узел может быть снабжен закрепленным с возможностью вращения в плоскости, перпендикулярной продольной оси узла, дополнительным зажимом, в котором установлена шина для закрепления захвата и размещения его в направлении, перпендикулярном оси несущего троса; башмак может иметь ширину не менее 50 мм и/или выполнен с крылообразными выступами в верхней части на уровне проушины с возможностью взаимодействия с удерживающим органом при установке зажима и привинчивания поджимного элемента; в случае закрепления зажима на несущей трубе поджимные элементы могут быть выполнены дугообразными преимуществами в виде дугообразных винтов; башмак может быть выполнен со скошенной к концевым кромкам верхней стороной и с продольным пазом на ней или с крылообразными выступами с возможностью размещения на их верхней поверхности изолирующей планки, в которых запрессованы гильзы с резьбой на внутренней поверхности. На фиг. 1 показан вид сбоку устройства для подвешивания контактного провода троллейбусов или подобных транспортных средств, имеющее зажим с несущим башмаком и зажимной крышкой и подвесным узлом; на фиг. 2 фрагмент отрезка контактного провода с двумя наклоненными навстречу друг друга маятниковыми подвесками; на фиг. 3 зажим в измененном по сравнению с фиг. 1, 2 исполнении для так называемой фидерной подвески на прямых отрезках контактного провода; на фиг. 4 вид сбоку устройства, используемого на кривых участках маршрута; на фиг. 5-7 соответственно вид снизу, сбоку и сверху изображенного в увеличенном масштабе башмака, изображенного на фиг. 1; на фиг. 8 разрез по линии А на фиг. 6; на фиг. 9 вид сбоку другого несущего башмака; на фиг. 10-12 соответственно вид сверху, вид сбоку частично в разрезе и вид с торца подвесного узла; на фиг. 13 фрагмент фиг. 1 в увеличенном масштабе с башмаком частично в разрезе; на фиг. 14 разрез по линии А на фиг. 13 с привинченной к башмаку зажимной крышкой; на фиг. 15-17 - соответственно вид сбоку частично в разрезе, вид снизу и вид сверху зажимной крышки; на фиг. 18 несущую трубу с фиксированным на ней башмаком при виде сбоку; на фиг. 19 разрез по линии XIX-XIX на фиг. 18; на фиг. 20, 21 вид сбоку и вид сверху башмака с изолирующей планкой; на фиг. 22 в увеличенном виде разрез по линии А на фиг. 20; на фиг. 23 вид сбоку башмака для индивидуальной подвески; на фиг. 24 разрез по линии XXIV-XXIV на фиг. 23; на фиг. 25, 26 сечение башмаков для индивидуальной подвески; на фиг. 27 вид сбоку фиг. 26 частично в разрезе; на фиг. 28 башмак зажима с троллейбусным с одинарным маятником для прямого участка маршрута при виде сбоку; на фиг. 29 - вид с торца фиг. 28 частично в разрезе; на фиг. 30 другое исполнение фрагмента на фиг. 29; на фиг. 31 в увеличенном масштабе вид сбоку части зажима на фиг. 4; на фиг. 32 вид сверху на фиг. 31; на фиг. 33 вид спереди на фиг. 31, 32; на фиг. 34 разрез по линии XXXIV-XXXIV на фиг. 31; на фиг. 35 в увеличенном виде фрагмент зажима на фиг. 4; на фиг. 36 вид спереди фиг. 35 частично в разрезе; на фиг. 37 вид сбоку зажима на фиг. 4 в исполнении для фидерной подвески на кривых участках маршрута. Между двумя неподвижными точками (на чертеже не показаны, например на стенках домов или опорных, натянут несущий трос 10, который пересекает маршрут троллейбуса или рельсы трамвая. На несущем тросе 10 на фиг. 1 фиксирована маятниковая подвеска 12 для контактного провода 14, по которому скользит токоприемник троллейбуса или подобного транспортного средства (не показан). Эта маятниковая подвеска 12 имеет зажим 16, который фиксирован на несущем тросе 10 без возможности скольжения и состоит из башмака 17 и соответствующей ему сверху зажимной крышки 18, формованных из вязкости изолирующего материала, ярмообразная поперечина 20, установленная на зажиме 19 с возможностью регулирования и выполнена из металла с двумя концевыми удерживающими проушинами 19, а также проходящую приблизительно параллельно ей на некотором расстоянии другую поперечину 22. Она имеет две концевые удерживающие проушины 24, соединенные с удерживающими проушинами 18 близкого к несущему тросу 10 поперечина 20 струнами 26. Последние размещены посредством концевых соединителей 28, из которых каждая два вместе со жгутом 27 из изолирующего материала или металлической проволоки образуют струну 26, с возможностью регулирования в удерживающих проушинах 19, 24 предпочтительно под углом W

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26, Рисунок 27, Рисунок 28, Рисунок 29, Рисунок 30, Рисунок 31, Рисунок 32, Рисунок 33, Рисунок 34, Рисунок 35, Рисунок 36, Рисунок 37