Способ определения октанового числа топлива
Использование: изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения октановых характеристик топлива, например бензина, что позволит создать на его основе измерительную аппаратуру, предназначенную для применения при производстве, хранении и контроле топлива, для экспрессного анализа в исследовательских и заводских лабораториях, а также в полевых условиях, при проведении научно-исследовательских работ и разработке новых марок топлива, в том числе в нефтехимической, нефтеперерабатывающей и химической отраслях промышленности. Сущность изобретения: измеряют коэффициенты экстинкции калибровочных топлив на нескольких длинах волн в ближнем ИК-диапазоне, рассчитывают их средние значения для каждой длины волны, для составления уравнения регрессии используют разности между коэффициентами экстинкции каждого топлива и средними их значениями, после измерения коэффициентов экстинкции анализируемого топлива на тех же длинах волн определяют разности между ними и средними значениями коэффициентов экстинкции калибровочных топлив, которые подставляют в уравнение регрессии. 2 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения октанового числа топлива, например, бензина при его производстве, хранении и контроле.
Известен способ определения октанового числа топлива [1] например, бензина, заключающийся в сравнении анализируемого топлива с эталонным топливом по моторному методу. Способ выполняется в два этапа. Рассмотрим на примере бензина. На первом этапе производится калибровка специального измерительного мотора эталонным бензином с известным (паспортным) октановым числом, в процессе которой происходит постепенное повышение степени его сжатия до появления детонации. На втором этапе операция повторяется, но уже для анализируемого бензина. Октановое число анализируемого бензина определяется по соотношению значений детонационной стойкости эталонного и анализируемого бензина для двух указанных процедур. К недостаткам данного способа относятся низкая точность измерения и длительное время, необходимое для анализа, а также крайне большая сложность самого процесса измерения и высокая стоимость анализа. Известен способ определения октанового числа топлива [2] например, бензина путем его окисления. Рассмотрим на примере бензина. Способ заключается в окислении бензина раствором перманганата калия в уксусной кислоте с оценкой их детонационной стойкости по количеству активного кислорода, пошедшего на окисление. Способ имеет сравнительно высокую точность измерения. Недостатками способа являются: 1. Большое количество используемых реактивов (водный раствор КМnО4 концентрацией 12,64 г/л, уксусная кислота, йодистый калий, дистиллированная вода, раствор тиосульфита натрия), что обуславливает высокую трудоемкость способа. 2. Длительное время анализа порядка 30 мин. 3. Ограниченный диапазон определения октановых характеристик до 92 пунктов, что недостаточно. 4. Высокая точность измерения достигается за счет многократного повторения операций (согласно способу до 6 раз), что дополнительно увеличивает трудоемкость способа. Известен способ [3] выбранный за прототип, заключающийся в измерении коэффициентов экстинкции топлива на нескольких длинах волн излучения в ближней инфракрасной области. Рассмотрим способ на примере бензина. Способ заключается в следующем (выполняется в несколько стадий). На первом этапе: 1. Измеряют коэффициенты экстинкции калибровочных бензинов с известными октановыми числами на нескольких длинах волн излучения в ближнем инфракрасном диапазоне. 2. Составляют уравнение регрессии, аппроксимирующее зависимость октанового числа бензина от параметров, связанных с коэффициентами экстинкции. На втором этапе: 1. Измеряют коэффициенты экстинкции анализируемого бензина на тех же длинах волн излучения. 2.Подставляют в уравнение регрессии коэффициенты экстинкции и определяют октановое число анализируемого бензина. Уравнение линейной регрессии имеет вид соотношения (1): ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО = Co+C1

Kmn коэффициент экстинкции калибровочного бензина с номером m на длине волны n;
Sn среднее значение всех коэффициентов экстинкции калибровочных бензинов на длине волны n. 4. Рассчитывают для параметров, связанных с коэффициентами экстинкции калибровочных бензинов, уравнение регрессии, представленное в линейном или нелинейном виде, по стандартным математическим методикам. Необходимо отметить, что в ходе экспериментальных исследований было установлено, что на практике достаточно часто уравнение линейной регрессии, представленное в виде (1), позволяет достичь вполне удовлетворительных результатов (хотя решение определенных задач может привести к представлению уравнения регрессии в нелинейном виде). Расчет уравнения регрессии приводит к определению коэффициентов Cn регрессии. 5. Измеряют коэффициенты экстинкции анализируемого бензина Kmn
6. Определяют по Kmn параметры, связанные с коэффициентами экстинкции анализируемого бензина Dmn в соответствии с (2). 7. Подставляют параметры, связанные с коэффициентами экстинкции анализируемого бензина Dmn в уравнение регрессии, представленного в виде выражения (1), и рассчитывают октановое число анализируемого бензина. Благодаря тому, что все расчеты коэффициентов регрессии и октанового числа анализируемого бензина осуществляются для параметров, связанных с коэффициентами экстинкции, определенных как разность коэффициентов экстинкции бензинов и соответствующих средних значений, все параметры, связанные с коэффициентами экстинкции, имеют один порядок значения и таким образом могут быть рассчитаны с точностью, максимально достижимой одновременно для всех параметров, которая может быть реализована на соответствующей приборной базе. Способ осуществляется следующим образом. Берут пробу бензина 50 мл. Для определения коэффициентов экстинкции бензинов в качестве оптического инструмента используют "Инфракрасный Фурье-спектрометр", модель IBS 120, фирма Bruker (ФРГ) и компьютер IBM PC AT-386 в качестве расчетного устройства. Коэффициенты экстинкции измеряют на 15 длинах волн излучения, которые находятся в спектральном диапазоне с коротковолновой границей 860 900 нм и длинноволновой границей 1020 1070 нм (ближний инфракрасный диапазон) для бензинов с известными октановыми числами. Потом рассчитывают их среднее значение, которое получается в виде десятичного числа с плавающей запятой, например, 1,2741. По выражению (3) определяют значения Dmn Рассчитывают уравнение регрессии, представленное в виде (1). Измеряют коэффициенты экстинкции анализируемого бензина Kmn в следующем виде (например, для бензина с октановым числом, равным 91,5 пункта, определенным по моторному методу): C0=78,43; C1=3,82; C2=-19,23; C3=-51,79; C4=-21,12; C5= -1,64; C6= 35,79; C7=498,03; C8=97,15; C9=15,83; C10=1,39; C11=-29,33; C12=-87,15; C13=-538,52; C14=-101,71; C15=-43,17; C16=1,02. Используя выражение (3), определяют значения Dmn в виде: -0,15385//-0,02579//-0,02465//-0,07998//-0,16125//-0,199923//-0,21329//-0,21168// -0,18488//-0,15895//-0,13101//-0,1015//-0,12353//-0,14383//-0,16784, которые подставляют в уравнение регрессии (1) и рассчитывают октановое число анализируемого бензина. Пример конкретного исполнения. Для проверки предлагаемого способа были взяты 150 типов бензинов с октановыми числами от 75 до 100. Определение октановых чисел проводили как описано выше. Одновременно для тех же образцов были определены октановые числа согласно способу-прототипу. В результате измерения была достигнута точность определения октанового числа топлива на примере указанных типов бензинов, равная 0,15 0,2 пункта, что превышает показатели способа-прототипа в 2 2,5 раза. Время измерения при зтом не превысило одной минуты (на каждое измерение), что вполне соответствует значениям для экспресс-измерения. Промышленная применимость. В качестве калибровочных бензинов были использованы порядка 50 бензинов с известными (паспортными) октановыми числами. Оптимальное количество длин волн, на которых осуществляют измерения, составляет порядка 15, которые находятся в спектральном диапазоне с коротковолновой границей 860 900 нм и длиноволновой границей 1020 1070 нм. Измерение оптических данных бензинов осуществлялось на приборе фирмы Bruker "IBS-120", предоставленном Нижегородским Государственным университетом. Бензины были получены из АО "Нижегородскнефтеоргсинтез" ("НОРСИ") и испытаны в Институте химии РАН. Применение сравнительно простой вычислительной машины типа IBS PC (например, АТ-386) или микропроцессора позволяет автоматизировать процесс измерений, при этом время измерения минимально возможное. Таким образом, способ определения октанового числа топлива (на примере бензинов наиболее распространенных марок) промышленно осуществим и полезен, поскольку превышает показатели способа-прототипа, имеет реальное применение. Аналогично рассмотренному выше обеспечивается определение октановых характеристик таких видов топлив, как автомобильный бензин, авиационный бензин, керосин, легкий газойль, утяжеленный керосин, дизельное, реактивное, ракетное. Способ имеет высокую точность определения октановых характеристик, составляющих 0,15 0,2 пункта, широкий диапазон определения октановых характеристик (способ позволяет измерять октановые числа, верхняя граница которых значительно превышает 100 пунктов), а также малое время измерения, не превышающее 1 мин (реально около 15-20 с). Способ может быть использован для измерения октанового числа топлива, например бензина, что позволит создать на его основе измерительную аппаратуру, предназначенную для применения при производстве, хранении и контроле топлива, для экспрессного анализа в исследовательских и заводских лабораториях, а также в полевых условиях, при проведении научно-исследовательских работ и разработке новых марок топлива, например бензина, в том числе в нефтехимической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности.
Формула изобретения