Способ неподвижного соединения деталей
Использование: при механосборочных работах для получения неподвижных соединений деталей типа вал-втулка. Сущность изобретения: на сопрягаемой поверхности одной из соединяемых деталей размещают стержневые элементы, которые ориентируют вдоль оси соединяемых деталей и фиксируют в этом положении. Затем производят сборку деталей запрессовкой, в процессе которой обеспечивают внедрение стержневых элементов в тело обеих соединяемых деталей. Для повышения точности центрирования вала и втулки используют четное количество стержневых элементов, причем элементы каждой пары размещают диаметрально противоположно относительно оси соединяемых деталей. Ориентацию и фиксацию осуществляют, например, путем закрепления стержневых элементов в отверстиях или прорезях шайбы, которую устанавливают на торцевой поверхности одной из соединяемых деталей. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к области механосборочных работ, в частности к способам неподвижного соединения деталей типа вал-втулка.
Известен способ, при котором на валы наносят рифли в виде продольных выступов треугольного поперечного сечения с наружным диаметром на 0,05 0,2 мм больше диаметра отверстия втулки. При запрессовке острые грани рифлей врезаются в материал втулки и образуется неподвижное соединение. Твердость материала втулки должна быть на 10.15 единиц HRCэ меньше твердости материала вала [1] что не всегда выполнимо. Кроме того, необходимо выполнять специальную операцию по накатыванию рифлей на валу. Известен способ получения неподвижного соединения деталей типа вал-втулка путем запрессовки, включающий размещение на сопрягаемой поверхности одной из соединяемых деталей элементов стержневой формы, ориентирование их вдоль оси соединяемых деталей, фиксацию в этом положении и последующую сборку деталей запрессовкой [2] Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение прочности и технологичности полученного соединения. Поставленная задача решается тем, что в известном способе получения неподвижного соединения деталей типа вал-втулка путем запрессовки, включающем размещение на сопрягаемой поверхности одной из соединяемых деталей элементов стержневой формы, ориентирование их вдоль оси соединяемых деталей, фиксацию в этом положении и последующую сборку деталей запрессовкой, в процессе запрессовки обеспечивают внедрение элементов стержневой формы в тело обеих соединяемых деталей. Кроме того, чтобы обеспечить точное относительное центрирование вала и втулки элементы стержневой формы ориентируют оппозитно, т.е. располагая попарно один против другого. Ориентирование и фиксация элементов стержневой формы могут быть осуществлены путем закрепления их в отверстиях пли прорезях шайбы, которую устанавливают на торцевой поверхности одной из соединяемых деталей, обращенной при запрессовке к другой детали. В качестве элементов стержневой формы можно использовать проволоку с различной формой поперечного сечения, имеющую твердость на 5.15 единиц HRCэ больше, чем у материалов соединяемых деталей. Сами детали могут соединяться как с зазором, так и с натягом. В первом случае поперечный размер элементов стержневой формы должен быть больше величины зазора между валом и втулкой. На фиг. 1 и 2 показаны, соответственно, втулка и вал, на соединяемой поверхности которых установлены элементы стержневой формы; на фиг. 3 и 4 варианты процесса запрессовки с приложением усилия запрессовки к валу или втулки; на фиг. 5 и 6 зона контакта деталей с внедренными в их тело стержневыми элементами, поперечное сечение которых имеет различную форму, например, круглую и ромбическую. Способ осуществляют следующим образом. При соединении втулки 1 и вала 2 на соединяемой поверхности одной из соединяемых деталей размещают и фиксируют элементы стержневой формы 3. Один из способов фиксации заключается в закреплении элементов стержневой формы 3 в отверстиях или прорезях шайб 4 и 5, которые устанавливают на торцевой поверхности вала или втулки, обращенной при запрессовке к сопрягаемой детали. В процессе запрессовки, осуществляемой при приложении к одной из деталей усилия Р3, элементы стержневой формы размещаются как в теле вала, так и втулки. Количество элементов, их форма, поперечный размер, материал и твердость зависит от вида посадки вала во втулку (с зазором или натягом), размеров и материалов соединяемых деталей, необходимой точности их центрирования и передаваемой соединением нагрузки. Вследствие влияния множества факторов, параметры, относящиеся к элементам стержневой формы, следует подбирать экспериментальным образом. Таким образом, при осуществлении способа выполняют следующие действия: 1. Элементы стержневой формы 3 закрепляют в прорезях или отверстиях шайб 4 или 5. 2. Шайбы с элементами устанавливают на торцевую поверхность вала или втулки, обращенную при запрессовке к другой детали (фиг. 1 и 2). При этом элементы ориентируются и фиксируются относительно соединяемой поверхности одной из деталей. 3. Осуществляют запрессовку с определенным усилием Рз (фиг. 3 и 4). При этом элементы размещаются в зоне контакта деталей путем вдавливания как в тело вала, так и втулки. 4. После получения соединения, выступающие концы элементов освобождают из прорезей шайбы и отрезают, если это необходимо. Пример выполнения способа. Проводилась реализация способа для сборки втулки из стали 30 с наружным диаметром D 30 мм и сплошного вала из бронзы Бр. А9Ж4 с посадочным размером d 20 мм. Длина соединения l 20 мм. Посадка вала и втулки осуществлялась с зазором S 0,1


Формула изобретения
1. Способ получения неподвижного соединения деталей типа вал-втулка путем запрессовки, включающий размещение на сопрягаемой поверхности одной из соединяемых деталей элементов стержневой формы, ориентирование их вдоль оси соединяемых деталей, фиксацию в этом положении и последующую сборку деталей запрессовкой, отличающийся тем, что в процессе запрессовки обеспечивают внедрение элементов стержневой формы в тело обеих соединяемых деталей. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют четное количество элементов стержневой формы, а элементы каждой пары размещают диаметрально противоположно относительно оси соединяемых деталей. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что ориентацию и фиксацию элементов стержневой формы производят путем закрепления их в отверстии или прорези шайбы, которую устанавливают на торцевой поверхности одной из соединяемых деталей, обращенной при запрессовке к другой детали.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7