Способ дифференциальной диагностики психопатии и делинквентного поведения при микросоциально-педагогической запущенности у подростков
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии, и касается диагностики пограничных психических нарушений у подростков с отклоняющимся поведением. Способ позволяет повысить точность диагностики. Для этого предъявляют диагностический тест, который содержит 22 пары слов, отражающих альтернативные качества личности, оценивают каждое качество личности от 0 до 3 баллов, регистрируют в баллах самооценку и экспертную оценку, рассчитывают адекватность самооценки (АСО) по формуле
(d) - общая сумма разности баллов между самооценкой и оценкой эксперта по всем альтернативным признакам, и при значениях величины АСО ниже 0,62 диагностируют психопатию. 3 табл.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии, и касается диагностики пограничных психических нарушений у подростков с отклоняющимся поведением.
Вопросы дифференциальной диагностики у подростков психопатий и отклоняющегося поведения вследствие микросоциально-педагогической запущенности относятся к числу наиболее сложных в современной психиатрии. Процент диагностических ошибок тем выше, чем меньше возраст обследуемого и достигает при ранней диагностике психопатий 27,5-40% (В.А.Гурьева, В.Я.Гиндикин. Юношеские психопатии и алкоголизм. М. 1980). Различные степень и формы выраженности расстройств личности, возможность их компенсации при благоприятных жизненных обстоятельствах ("депсихопатизации") затрудняют поведения при аномалиях характера, что часто ведет к неблагоприятным социальным последствиям для лиц молодого возраста (В.В. Нечипоренко. Психопатии молодого возраста (клиника, диагностика, военно-врачебная экспертиза). Автореф. дис. Л. 1989). Необходим поиск дополнительных методов дифференциальной диагностики, особенно наиболее трудного разграничения психопатий умеренной степени и "явных акцентуаций", относящихся к крайним вариантам нормы (А.Е.Личко. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Л. 1983). Предложен способ оценки склонности к делинквентности с помощью ПДО при различных типах психопатий и акцентуаций характера у подростков (А.А.Вдовиченко, Н.Я.Иванов, С.Д.Озерецковский, Э.Г.Эйдемиллер./ В кн. Патохарактерологические исследования у подростков. Л. 1981, с. 37). Авторами проанализированы результаты изучения с помощью ПДО делинквентных и неделинквентных подростков мужского пола. Достоверные различия в баллах по шкале делинквентности ПДО установлены у гипертимных и лабильных подростков (соответственно в диапазоне 36 и 7% 56 и 16%) и у эпилептоидных и истероидных подростков (соответственно в диапазоне 52 и 9% 69 и 18%). В отношении неустойчивых и шизоидных типов склонность к делинквентности определить не удавалось. Недостатком в данном случае является то, что авторами не учитывается возможность использования в целях диагностики отсутствия психологической склонности к делинквентности низких показателей (в баллах); указывается лишь, что низкий балл по шкале делинквентности не свидетельствует об отсутствии склонности к ней. Нужно также учесть, что не при всех типах акцентуации характера возможно использование шкалы ПДО для разграничения наличия или отсутствия психологической склонности к делинквентности. Наиболее близким к заявляемому решению является способ дифференциальной диагностики психопатий и акцентуаций характера с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), основанный на установлении статистически значимых различий в результатах исследований для каждого из типов акцентуации в отдельности (А.Е.Личко, Н.Я.Иванов, С.Д.Озерецковский. Там же, с. 28). У подростков 14-17 лет мужского пола были выявлены признаки, указывающие на возможность психопатии по результатам обследования с помощью ПДО и повышенный риск в отношении социальной дезадаптации. Оказалось, однако, что отсутствие указанных признаков не может свидетельствовать против диагноза психопатии, т. к. в 31% случаев, верифицированных в отношении диагноза психопатии, эти признаки не выявляются. В 8% признаки психопатии по шкале ПДО были установлены у подростков со стабильной социальной адаптацией, что рассматривается авторами как истинный процент ошибочных заключений в отношении диагностики психопатий с помощью ПДО. Среди акцентуаций с транзиторными нарушениями поведения (патохарактерологические реакции) эти признаки отмечены в 14% случаев (от 5 до 25% при разных типах акцентуации). В данной работе не устанавливаются признаки, которые могли бы иметь самостоятельное значение при дифференциальной диагностике психопатий, транзиторных нарушений характера и отклоняющегося поведения у психически здоровых подростков. Отсутствие их не имеет диагностического значения. Не удалось создать единую универсальную шкалу дифференциальной диагностики между психопатиями и акцентуациями характера для всех их типов, и авторы считают возможность создания такой шкалы маловероятной. Цель изобретения повышение точности психологической диагностики психопатий и делинквентного поведения при микросоциально-педагогической запущенности у подростков. Сущность метода заключается в определении уровня самосознания в условиях массового психологического обследования учащихся подростков. Мы исходили из широко распространенного представления о саморегулирующей функции самосознания. Базовые свойства самосознания, основанные на эмоциональном, интуитивном способе самовосприятия, закладываются еще в раннем детстве. Им присуще действующее, побуждающее, мотивирующее начало Я без рефлексирования. С началом подросткового возраста самосознание, усложняясь за счет развития когнитивной сферы, позволяет человеку соотносить свое поведение с его мотивами, оцениваемыми с точки зрения требований общества. Развитие самосознания есть главный итог подросткового возраста, означающий переход от управления к самоуправлению. С низким уровнем самосознания связаны психическая незрелость, делающая ребенка неподготовленным к социальным требованиям подросткового периода, заостряющая свойственную подростку аффективную возбудимость, расторможение влечений, неадекватную претензию на взрослость, что делает его угрожающим в отношении асоциальных форм поведения (Т. Шибутани. Социальная психология. М. 1969; И. И. Чеснокова/ Проблема самосознания в психологии, 1977; И.С. Кон. Открытие Я. М. 1978; Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986; К. С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М. 1988 и др./. Отклонение от нормального развития самосознания может служить основанием для установления нарушений темпа психического созревания, функции самоконтроля и саморегуляции поведения подростков, участвующих в механизмах расстройств личности и отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Способ осуществляют следующим образом. При обследовании подростков в возрасте от 9 11 до 17 лет каждый ученик в классе получает бланк опросника, содержащего 22 пары альтернативных вопросов, ответы на которые характеризуют биполярные свойства характера испытуемого. Каждое свойство оценивается по 4-балльной шкале. На отдельном бланке те же свойства характера оцениваются экспертом, в качестве которого выступают педагог или воспитатель с педагогическим образованием, хорошо знающие данную группу учащихся. Адекватность самооценки испытуемым каждого свойства характера определяется как алгебраическая сумма баллов по каждому из пары признаков. Следующая операция заключается в вычислении алгебраической разницы между экспертной оценкой каждого из свойств характера испытуемого, вычисленной аналогичным образом, и самооценкой испытуемого: d ЭО-С. Если испытуемый не понял психологического смысла обоих признаков из пары, то d принимается равным 6, т.е. приравнивается к максимальному значению. Если понятным оказался один признак из пары, то числовое значение другого принимается равным 0. В обоих случаях помощь испытуемому экспериментатором не оказывается. Последней операцией является определение адекватности самооценки (АСО). Для этого абсолютные значения d по всем 22 парам признаков суммируются. Учитывая, что значения d могут колебаться от 0 до 6, теоретически их сумма (






Формула изобретения
Способ дифференциальной диагностики психопатии и делинквентного поведения при микросоциально-педагогической запущенности у подростков, включающий предъявление психологического диагностического теста, отличающийся тем, что диагностический тест содержит 22 пары слов, отражающих альтернативные качества личности, оценивают каждое качество личности от 0 до 3 баллов, регистрируют в баллах самооценку и экспертную оценку, рассчитывают адекватность самооценки (АСО) по формуле
где

и при значениях АСО < 0,62 диагностируют психопатию.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2